Кризис 7 лет
Детский сад. Готовимся к школеНу а теперь поговорим про самый ответственный период наших детей. Кризисом 7 лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст. Он может начаться и раньше - в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать.
Симптомы кризиса:
1. Ребенок утрачивает детскую непосредственность и импульсивность. Между переживаниями и поступком вклинивается осмысление происходящего. Если малыш раньше кидался в свои дела не задумываясь, то теперь он начинает задумываться о том, "что будет, если...", и заранее оценивать последствия своих поступков.
2. Возникает произвольность деятельности и поведения. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением.
3. Наблюдается рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной, формирование "внутренней позиции школьника".
4. Ребенок начинает обобщать свои переживания. Раньше отдельные удачи или промахи не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь же любые переживания обобщаются, и в результате делаются выводы о том, "какой я", "как ко мне относятся", а это влияет на отношение ребенка к самому себе и к делу, которым от занимается, заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое.
Кризис 7 лет называют периодом рождения социального Я ребенка. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений, стремится занять новое, более взрослое положение в жизни. Дети уже пробовали "повзрослеть", подражая нашему поведению, играя во взрослых, но... пришли к выводу, что взрослости чего-то явно не хватает. Хотя чего именно, они пока не знают...
Ясно, что по-старому дети уже жить не хотят, то, что было их уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: "Хочу, но не могу." А значит начинается ломка старых стереотипов.
Как только на смену игровой мотивации приходит познавательная, начинается перестройка отношений с окружающими людьми. Теперь детям нужны не "опекающие защитники", а помощники, способные дать то, чего им не хватает: новые знания. Поэтому очень важно, чтобы близкие взрослые заметили происходящие перемены и смогли вовремя перестроить свои отношения с ребенком.