Мои кинонеудачи, часть 4: Нетрадиционная
Зарубежные фильмы
И вот так, безо всякой интриги, я расскажу Вам о том, как можно бездарно потратить 3 часа времени, если конечно, вы этого сами не знаете)
Однажды о ленте Абделатифа Кешиша я услышала из новостного блока по тв, он презентовал свою победоносную ленту (на секундочку аж 2 пальмовые ветви), с весьма не дурственной ремаркой о том, что подобные фильмы нужно обязательно показывать подросткам, вот здесь мое сознание спотыкнулось, поднялось и не на шутку заинтересовалось, а что же сам режиссер готов предложить юной аудитории в своей картине...
Хотите на чистоту? Ничего кроме того, что в картине ненавязчиво, в легкой, весьма рафинированной форме, затронута актуальная тема "однополых отношений".
"Почему же ничего" - может удивленно вкинуть брови некий ценитель высокого искусства - а как же "любовь"? "Кака така любовь!?"(с)
Ах, да...Любовь. Так вот в фильме "Жизнь Адель" - эта самая любовь будет показана ни на йоту лучше, чем в обыкновенной дешевой мыльной драме, где вся сюжетная, а за ней и любовная, фабула уместится на салфетке:
"влюбилась - разочаровалась - снова влюбилась - "накосячила" - расстались - печаль-беда".
Вот и наша героиня Адель проживает свою кинематографическую жизнь очень незамысловато - она просто плывет по течению скучных событий и прибивается к любому берегу, охотно и без лишних рефлексий.. Глядя на инфантильность этой молодой героини диву даешься, как из трех часов фильма, активные рыдания и мучительные крупные планы зареванных глаз, сопливого носа и блуждающего взгляда, "удостоились каких-то жалких 30 минут хронометража. Оно и понятно, ведь современного зрителя не удержать возле экрана, показывая ему крупным планом рыдающую деву, здесь нужен заряд, как минимум, понапористее - а как вам длительные, довольно реалистичные постельные сцены однополой любви?
Вот на это и сделал свою ставку наш режиссер, небезосновательно я полагаю. Но когда в среднем постельная сцена занимает около 4 минут, ты невольно начинаешь задаваться вопросом, а зачем собственно так подробно? Ну хорошо, одна сцена-вторая..третья?! И вот здесь всплывает еще один вопрос - а если бы на месте одной из героинь, был бы все таки мужчина - кому-нибудь было столь же интересно наблюдать как происходит их соитие в таком подробном разрезе?
Да-да, я все понимаю - как показать любовь без единения тел? Но как быть, когда с единением тел все вроде бы понятно, а вот что с единением душ? А вот его-то у героинь почему-то и не наблюдается. Точнее, есть некая оболочка из взглядов, жестов и атрибутов, есть ненавязчивые, по сути, бессмысленные диалоги героинь...и огромная зияющая пропасть между ними. Адель - инфантильная, потерянная, без своей цели и своих устремлений, пустая и звонкая. Эмма - синеволосая возлюбленная главной героини: художница, личность куда более цельная, особенно в сравнении со своей подругой, для нее главную цель составляет - творчество и все что с ним связано, нежели забота о ком-то еще. Она прагматична и по сути успешно выполняет гендерную роль "мужчины", которому нет надобности всецело растворяться в партнерше: жить ее интересами, пытаться понравится ее друзьям и соответствовать ее интересам.
И знаете, если на секунду отвлечься от мысли, что нам рассказывают историю "любви" двух женщин, ты прекрасно осознаешь, что эта тривиальная, абсолютно шаблонная история взаимоотношений любой другой гендерной пары. Обычная, до одурения скучная история, рассказанная в волнующей форме - реализма.
Да и реализм здесь весьма условный.
Во-первых: операторская работа. Да, камера периодически подрагивает, берет откровенно слабые крупные планы, заостряя наше внимание то на непромытой голове Адель, но на пасте, которую с аппетитом помещают в свои рты гости выставки, то на практически постоянно приоткрытом рте героини. Все это обилие "правдивых" кадром как не крути - не выстраивается в сложную логику бытописания фрагментов жизни.
Во-вторых: это диалоги. Диалоги заслуживают того, чтобы их вообще не было в этом фильме. Ни одного убедительного, сильного, внятного диалога, который бы позволил сюжету не так явственно проседать под натиском хронометража и вялой динамики. А меж тем, диалоги имеют место быть - с одноклассницами, с родителями, между героинями, между коллегами и друзьями. И все они - ни о чем. Вполне возможно именно так видит режиссер будничную жизнь своей героини - она пуста, ее наполняет бездумный треп о чем угодно: о мужских прелестях, о женской привлекательности, о работе, книгах, о любви. И все это без смысловой нагрузки, просто виснет в воздухе и затем растворяется.
Но что если представить, что это кино не о любви..Или не столько о любви. А что если, это кино о том, как сложно девушке осознать свою принадлежность в непривычному миру. Вот и конфликт с окружающим миром, на самом деле, конфликт так себе, но за неимением чего-то большего, работаем с тем что дано.
А дано - некое смутное неприятие подруг и намеки "нетрадиционность", неудачный опыт с первой "влюбленностью", легкий вариант социального отстранения. Вторит этому и довольно поверхностное освещение отношений в семье Адель, где за ужином родители дежурно интересуются состоянием дел дочери и разве что замечают перемену в аппетите. Но даже в этой плоскости режиссер не блещет оригинальностью, как и убедительностью - в ряду похожих картин он явно будет плестись в числе отстающих.
Так что же это - фильм о любви или тонкий, ажурный манифест на злобу дня? Уж, лучше пусть это будет манифест, ведь с точки зрения "сильного чувства" здесь вырисовывается совершенная обыденность, помноженная на шаблонность и претенциозность.