Андрей Белянин – "Тайный сыск царя Гороха" (цикл)
КнигиОх и бедовый ты мужик, сыскной воевода! (с)
Бедовому мужику сыскному воеводе Никите Ивашову 22 года от роду, и он лейтенант (если начистоту - младший) доблестной милиции города Москвы... был. "Был" в том плане, что нынче обретается в славном городе Лукошкино, стольном граде царя Гороха (а вот не надо за подозрительными козами со свиными рылами в тёмный погреб лазать... хотя милиции, вроде как, и положено).

В общем, любопытство в очередной раз сгубило кошку: залез в погреб наш лейтенант на окраине Москвы, а вылез уже в тереме у Бабы Яги в Лукошкино... классический попаданец, короче говоря. Царь Горох оказался личностью в меру прогрессивной (в том плане, что и привычной дыбой не брезгует, и в метод дедуктивный уверовал), так что стал Никита Иванович сказочно-лубочном гороховском царстве сыскным воеводой, а базироваться его милицейский участок (там участка-то - он да помощник Митяй /Этого парня мне дали в нагрузку, попросили пристроить к делу. Сам он из деревенских, двадцати трех лет от роду, росту в два метра да в плечах полтора, силища немереная, храбрости хоть отбавляй, единственное, чего нет - так это ума./ ) так и остался у Яги.
Когда-то я прочла шесть первых книг серии (просто потому, что на момент прочтения это было всё, что о Лукошкине и его обитателях вышло, впрочем, книги эти по объёму были, так, на пару вечеров каждая); на данный момент книг уже 10.
Тайный сыск царя Гороха (1999)
Заговор Чёрной Мессы (1999)
Ржавый меч царя Гороха (март 2014, издательство «Альфа-Книга») (по хронологии повествования)
Летучий корабль (2000)
Отстрел невест (2002)
Дело трезвых скоморохов (2004)
Опергруппа в деревне (2006)
Жениться и обезвредить (2009)
Чёрный меч царя Кощея (сентябрь 2015, издательство «Альфа-книга»)
Взять живым мёртвого (август 2017, издательство «Альфа-книга»)
Дочитывать буду, но постепенно: когда захочется отвлечься, развлечься и разгрузить голову смешными приключениями с детективной подоплёкой и гарантированным, как бы это ни звучало в лукошкинском контексте, хэппи-эндом. Собственно, перед нами...ээээ... иронический детектив с поправкой на околосказочный руссконародный антураж.
Чего одни только действующие лица стоят
Никита Иванович Ивашов - в прошлом участковый, младший лейтенант Серпуховского отделения милиции города Москвы, ныне младший лейтенант милиции города Лукошкино, сыскной воевода при царе Горохе. Позднее - лейтенант милиции, старший лейтенант милиции. Родился и вырос в Москве. Учился в Саратовском юридическом институте (не окончил).
Баба Яга - хозяйка терема, в котором расположилось отделение милиции. Позднее - эксперт-криминалист опергруппы. «..Люди поговаривали, будто она в столице лишь последние лет десять живёт, а до этого в лесу разбойничала. Не знаю… Все возможно. Возраст я у неё не спрашивал, женщина все-таки. Внешне вполне соответствует своему имени - горбата, нос крючком, зубы острые, желтые, на ногу прихрамывает, один глаз голубой, другой фиолетовый…»
Дмитрий Степанович Лобов (Митька) - младший сотрудник опергруппы. «Росту большого, силы немереной, а ума… Лучше об этом не вспоминать. Когда мозги раздавали, Митя последний в очереди стоял! И энтузиазма немеренного». К любому заданию подходит творчески. Обожает «ломать комедию» (актёрствовать), а позже - проводить психоанализы. Имеет маму, которую очень любит.
Царь Горох - царь царства-государства, столица которого - город Лукошкино. Любит и уважает милицию, нередко сбегая к ним. Полиглот (свободно владеет 9 иностранными языками).
Фома Силыч Еремеев - командующий стрелецкой сотней.
Груздев Филимон Митрофанович - думный дьяк. Служит при дворе царя Гороха. Постоянно пишет на милицию кляузы и пытается её очернить. В пятой книге добился от «матушки-царицы» адвокатской власти. Влюблён в мать Митьки. Единственный второстепенный персонаж, появляющийся в каждой книге.
Кащей Кирдыкбабаевич Бессмертный - главный враг всего Лукошкинского отделения. Мечтает захватить город.
Олёна - появляется в третьей книге и является бесовкой и преступницей. Никита Ивашов влюбляется в неё, она отвечает взаимностью. В шестой книге Никита освобождает её от Кащея и уносит с собой. В восьмой книге Никита и Олёна празднуют свадьбу.
Лидия Адольфина Карпоффгаузен - австрийская принцесса, жена царя Гороха. Очень деятельная натура. Как и супруг, любит и уважает милицию.
Отец Кондрат - батюшка, настоятель церкви Ивана-воина. Единственный, кого боится Кащей Бессмертный.
ТАЙНЫЙ СЫСК ЦАРЯ ГОРОХА

Книга вводная, знакомящая читателя с миром Лукошкина и его обитателями - как совершенно обыденными стрельцами, торговками, боярами, думными дьяками и проч.проч.проч., так и с подозрительной, словно живущей на стыке миров Ягой (и пироги с вызигой напечёт, и в мухомор превратит если что) и её антогонистом (и вообще главгадом всей истории) Кощеем. Мир тут вообще причудлив, а чудеса и прочие аномалии мало кого (кроме привыкшего к несколько иным реалиям сыскного воеводы) удивляют.
- Уголовщина она уголовщина и есть. А вам везде черти мерещатся...
- Чего ж им мерещиться? - в свою очередь хмыкнула Баба Яга и палкой сдвинула с головы трупа драный колпак.
На макушке мертвеца чернели два острых рога! На меня резко напала икота.
- А ты, батюшка, думал, шамаханцы-то - они кто?
В общем-то, начиналось всё довольно обыденно даже для сказочного царства-государства: из царёвой казны пропало энное количество материальных ценностей. Ну, природа-то человеческая, она примерно одинакова во всех мирах и разнится только в зависимости от моральных устоев конкретных индивидуумов. Словом, под подозрение попали имеющие к казне доступ боярин Мышкин, казначей Тюря и думный дьяк Филимон, большой кляузник. Царь хотел всех по-быстрому на дыбу,
/- Если сейчас мы арестуем пару невинных, вор успокоится и заляжет на дно. А я хочу, чтобы он от неизвестности занервничал, запаниковал, начал совершать ошибки и выдал себя с поличным.
- Мудрено... На дыбе-то оно побыстрей да понадёжней./
но сыскной воевода жаждал докопаться до истины и наказать только действительно виновного. Ну и докопался... такого накопал (иногда даже в прямом смысле слова, правда, не в самом подходящем месте - на кладбище), что еле-еле всем миром с тем, что едва не случилось, справились.
Концовка первой части, в классической традиции Шахерезады, становится зачином для следующей истории, но я решила немного погодить, так что о чёрной мессе (очень оптимистично) будет несколько позже.
Цитаты
1. - Эй, Митяй! Запрягай кобылу, опергруппа, на выезд!
2. Старушки все считают себя очень умными, потому так скоропалительны в решениях. (о Бабе Яге)
3. - Милости прошу откушать, чем Бог послал!
Видимо, Бог уважал дом Мышкиных и потому слал не переставая.
4. - Срочный донос от боярина Мышкина.
Мы с царем понимающе переглянулись.
- Велю подать сюда!
- Я первый читаю!
- Нет, я!
- Пойдем на компромисс - читаю я, но вслух.
- С выражением! (Сыскной воевода и царь Горох)
5. Терпеть не могу допрашивать женщин, они почти всегда врут, но никогда не поймёшь, где, в какой момент и с какой целью. (Сыскной воевода)
6. Я ж ему едва косу не оборвал за грубость! Но вспомнил, что я таперича милиционер, представитель власти, мне без ордера драться никак нельзя. (Митяй)
7. - Эх, до чего ж люблю я свою работу! Вот уж служба так служба! Следствие вести, улики собирать, следить, преступников ловить, в тюрьму сажать - ох и весело! Батюшка участковый, а дьяка-то сразу в темечко бить али в ухо?
- Ты что, обалдел?!
- А, понял, виноват, исправлюсь! Стало быть, не дубиной, а кулаком?
8. - Цивилизованные люди борются за мир во всём мире, а вы?
- Я тоже за мир. За него и бьюсь с врагами погаными. Буквально что ни день, то бьюсь! (Сыскной воевода и царь Горох)
9. Тайно пойдём, чтоб ни одна живая душа о том не ведала. Но записочку Гороху отправь, дескать, ложимся в засаду, к ужину не ждите. (Баба Яга)
10. - Чтоб с Кощеем воевать - меч-кладенец надобен да конь богатырский, а их сыскать непросто.
- Ладно, это пометим в план следующего квартала. (Баба Яга и сыскной воевода)
11. Таким образом, к страже, охранявшей вход в царские покои, мы подошли с самыми мрачными рожами. Стрельцы встретили нас аналогичными выражениями лиц.
12. Дьяк Филимон уписывал за обе щеки, благодарно похрюкивая.
13. - Значит, вы признаете, что шантажировали его? Если да, то с какой целью?
- Чего я с ним делал? Чтой-то слово какое богомерзкое... (Сыскной воевода - дьяк Филимон)
14. Драка была недолгой, но результативной.
15. Если суд приговорит его к расстрелу, я тоже попрошу себе ружьё.
16. Как ты осмеливаешься быть прав?! Ведь я - царь! (царь Горох)
17. - Оружие, деньги, наркотики?
- Всё есть, все привезли, не извольте сомневаться! (Сыскной воевода и шамаханцы)