Л. Н. Толстой «Война и мир»
КнигиЯ решилась на огромнейшую авантюру: начала перечитывать «Войну и мир».
В школе (накануне десятого класса) честно читала от корки до корки, после не перечитывала. В этом году старший сын дошёл по школьной программе до этого произведения, а поскольку у нас с ним читательский клуб на минималках, то как-то само собой сложилось, что добрались мы и до «Войны и мира».
Читаю в очень комфортном неторопливом темпе, никуда вообще не спешу и получаю от прочтения искреннее удовольствие. Впрочем, я и в подростковом возрасте читала с удовольствием: во-первых, я в целом люблю читать, во-вторых, я люблю читать масштабную историческую прозу как отечественную, так и зарубежную (собрание сочинений Виктора Гюго, например, зачитано мною почти до дыр).
Итак, в своём неторопливом комфортном темпе я прочла первый том и приступила ко второму. Разумеется, восприятие значительно отличается от того, что было в юности. Как минимум, теперь за развитием сюжета я вижу многие нюансы, которые характеризуют как конкретных персонажей, так и общество в целом.
Далее коротенечко (по мере прочтения) о каждом томе:
ТОМ 1
Том первый, несмотря на объем, оставил у меня впечатление пролога, увертюры, рекогносцировки, пространного знакомства с персонажами и их взаимными связями. Перед читателем проходит череда мирных картин, начало духовного становления (в очень разных его проявлениях) основных героев и череда картин военных событий – масштабный и грозный исторический фон, которому предстоит стать ещё более значимым и грозным в то время, когда война шагнет на русскую землю. Несомненной и незабываемой кульминацией событий первого тома для меня является небо Аустерлица. Здесь, мне кажется, реализм почти переходит тонкую грань символизма, и по силе впечатления сцена напоминает финал более позднего (времён Первой мировой войны) романа Анри Барбюса «Огонь».
Наверное, неудивительно, но восприятие и отношение ко многим персонажам изменилось относительного первого незрелого прочтения радикально. При этом общую сюжетную канву я помню прекрасно, исключая разве что некоторые совсем незначительные нюансы (однако следует помнить, что дьявол кроется как раз таки в деталях). Сейчас я сосредоточена на изучении характеров, взаимодействия между героями, включая второстепенных, мотивации и последствиях поступков.
Почему-то преследует не очень оригинальная мысль о том, как бы развивалось взаимодействие, будь у героев современные средства связи и самовыражения. В принципе, все эти рауты, салоны и бесконечные обсуждения личных событий так и просятся в блоги, сторис и что там у нас ещё сейчас есть...
Цитаты
ТОМ 1
1.– Надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. (Князь Андрей Болконский)
2. – Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было. (Князь Андрей Болконский)
3. – Я не понимаю, решительно не понимаб, отчего мужчины не могут жить без войны? (Lise Болконская)
4. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть и похвала необходимы, как подмазка необходима для колëс, чтобы они ехали.
5. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. (О графине Наталье Ростовой)
6. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было подожение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников. (О графе Илье Ростове)
7.– На всë воля Божья: и на печи лëжа умрëшь, и в сражении Бог помилует. (Марья Дмитриевна Ахросимова)
8. Сундук в коридоре был местом печалей женского молодого поколения дома Ростовых.
9. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. (Князь Николай Андреевич Болконский)
10. Главное условие для деятельности есть порядок. (Князь Николай Андреевич Болконский)
11. – Нездоровы бывают только дураки да развратники. (Князь Николай Андреевич Болконский)
12. – Немцев только ленивый не бил. С тех пор как мир стоит, немцев все били. А они никого. Только друг друга. (Князь Николай Андреевич Болконский)
13. В минуты отъезда и перемены жизни на людей, способных обдумывать свои поступки, обыкновенно находит серьёзное настроение мыслей. В эти минуты обыкновенно проверяется прошедшее и делаются планы будущего.
14. – Надобно входить в положение каждого. (Княжна Марья)
15. – Мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали. (Княжна Марья цитирует из Стерна)
16. – Я ни в чëм не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней, и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду... хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю... (Князь Андрей – княжне Марье)
17. Всегда лучше перекланяться, чем не докланяться.
18. – Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму. (Долохов)
19. – Ежели бы не было у нас религии для утешения, жизнь была бы очень печальна. (Княжна Марья Болконская)
20. – Мне кажется только, что христианская любовь, любовь к ближнему, любовь к врагам, достойнее, слаще и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке. (Княжна Марья Болконская)
21. – Как бы то ни было тяжело для меня, но если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу, не заботясь об изучении своих чувств в отношении того, кого Он мне даст супругом. (Княжна Марья Болконская)
22. – Не порох решит дело, а те, кто его выдумали. (Билибин)
23. – Коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. (Тушин)
24. – Я не могу бояться. (Князь Андрей Болконский)
25. Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твёрдым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за еë одеванье. (О княжне Марье)
26. – Уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться делать, коль возможно, блестящую карьеру. (Борис Друбецкой)
27. Он рассказал им своё Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтобы оно было, так, как и они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было рассказывать, но совершенно не так, как оно было. (О Николае Ростове)
28. Рассказать правду очень трудно; и молодые люди редко на это способны.
ТОМ 2
1. Французских солдат надо возбуждать к сражениям высокопарными фразами, с немцами надо логически рассуждать, убеждая их, что опаснее бежать, чем идти вперёд; но русских солдат надо только удерживать и просить: потише! (Ростопчин)
Лучший ответ