Игрушки: выбираем полезные
Ребенок не успел еще родиться, а вы уже присматриваетесь к развивающим играм, да и новоиспеченные бабушки и дедушки, тети и дядя штурмом берут магазины детских игрушек, вынося оттуда по два-три пакета с якобы нужными вещами. Обо всем этом я знаю не понаслышке. Как только мы с сыном вернулись из роддома, наш папа подарил малышу красную лопату размером больше, чем новый маленький человек. А на смотрины друзья привезли в подарок огромный пластмассовый башенный кран. С которым сын и сейчас, в свои два года, не желает знакомиться, и поэтому игрушка пока хранится на антресолях. И я не одинока – многие родители поневоле становятся заложниками подобной ситуации. Поэтому и решила узнать у детского психолога, какие игрушки полезны для ребенка...
– У каждого возраста свои потребности и основные виды деятельности, – рассказывает психолог Наталья. – Опираясь на возрастную периодизацию известного российского психолога Д. Б. Эльконина, мы говорим о двух группах деятельности детей. В первую входят те, внутри которых происходит освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми, и на этой основе – социальное и личностное развитие ребенка. Вторую группу составляют виды, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметами, и на этой основе – формирование интеллектуальных, познавательных способностей.
В соответствии с этим игрушки также можно условно разделить на две большие группы.
Первая группа – игрушки, способствующие пониманию смысла человеческих взаимоотношений, эмоциональному и личностному развитию. К ним можно отнести игрушки, предполагающие обращение с ними как с живыми существами: животные (мишки, зайчики, собачки), конечно же, куклы со всевозможной атрибутикой. Сюда же относятся и наборы для сюжетно-ролевых игр: в доктора, парикмахера, магазин и так далее, а также с деталями костюмов и вспомогательными атрибутами (халат врача, руль для машины, милицейская фуражка, поварской колпак, корзинка Красной Шапочки). К этой же группе можно причислить и транспортные игрушки (машинки, грузовики, поезда).
Вторая группа – это игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей. Сюда относятся всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото и домино, сортеры, рамки-вкладыши, музыкальные инструменты или игровые центры, в которых многое из списка есть одновременно. Например, как в игровом развивающем центре «Чудесное озеро».

С таким центром малыш активно исследует различные предметы, понимает, как с ними можно действовать, их назначение, учится соотносить форму, размер и расположение отдельных деталей.

Еще один пример второй группы - игровой развивающий центр «Чудесный сад 360». В нем есть целый сектор «действия-противодействия» с дугой и бусинками, выпрыгивающими фигурками, пауком и скользящей лягушкой, а также трещотка в виде лягушки, погремушка с пчелой на стебле, сектор с зеркальцем и др.


Есть еще одна группа игрушек, которую можно выделить особо. В нее включено все то, что способствует физическому развитию ребенка, укреплению здоровья и формированию определенных физических качеств (силы, выносливости, ловкости, меткости). Если мы заботимся о гармоничном развитии малыша, о них нужно помнить. К счастью, сейчас хороший выбор специальных игровых пособий и спортивного инвентаря: мячей, обручей, скакалок, кеглей.
Девочки, из вашего опыта, какие из перечисленных видов игрушек полезны для ребенка, а какие только зря пылятся и не несут особой пользы?