Что вы сделаете прежде всего, если малыш заболеет?
Поставите градусник? Вызовете врача? Нет. Сначала вы осознаете, что ребенку плохо и больно, а уж потом постараетесь сделать все для того, чтобы он избавился от этих неприятных ощущений как можно скорее, чтобы снова играл, бегал и улыбался. Проявления детской агрессии – та же болезнь. От которой ребенок страдает не меньше, чем от температуры…
Мы, взрослые, должны понимать, что дети, которые ведут себя агрессивно (дерутся, щипаются, кусают сверстников, замахиваются на взрослых и т. п.), страдают от своего поведения не меньше, чем от ОРВИ. Они чувствуют самые негативные из всех эмоций: страх, тревогу, бессилие и злость, но не понимают их. Точно так же, как не понимают, почему болит горлышко. Нет смысла вникать в то, откуда взялись эти чувства: какая разница, в какой луже малыш промочил ножки, если вы уже идете к доктору. Кстати, как поступит педиатр? Выпишет лекарства и даст рекомендации по устранению симптомов простуды, и скоро ваш малыш опять будет измерять уровень воды в лужах. Однако симптомы болезни телесной обычно заметить несложно. А вот то, что творится у ребенка в душе, родителям понять бывает непросто. Но ведь само его поведение – это и есть самый важный симптом! Он прямо говорит о том, что малышу сейчас очень тяжело и он, как в воздухе, нуждается в вашем внимании и проявлениях вашей любви. Внимание и проявление любви – вот лекарства, которые нужно давать «заболевшему агрессией» ребенку каждый день!
Не так уж и сложно
Для начала в режим дня введем один элемент. Назовем его, к примеру, «время малыша». Это 20–25 минут, которые вам нужно найти среди бесконечных забот и хлопот. Лучше, если это будет время перед сном (дневным или ночным). Непременное условие: «время малыша» должно стать для мамы таким же важным элементом режима дня, как прогулка и обед. «Время малыша» – это время общения мамы с ребенком, то время, которое мама уделяет только малышу. Это могут быть чтение сказки, рассматривание картинок, беседы о вечном. Почему нет? Но лучше, если это будет мамино признание в любви к своей маленькой копии. Через поглаживание, массаж, поцелуи, баловство, шептание на ушко: «Я тебя люблю». Кстати, когда малыш знает, что его уже ждут приятные и счастливые минуты, он быстрее и спокойнее соберет игрушки. Он быстрее ляжет спать, а вы элементарно сэкономите 15–20 минут на его укладывании в кроватку.
Тишина-невидимка
В режим дня можно внедрить еще один элемент – «минутки тишины». Заранее оговорите с малышом условие этой игры. Например, «минутки тишины» наступят, когда стрелка часов будет возле определенной цифры, или тогда, когда ребенок забегается и захочет отдохнуть, или после обеда, или перед сном. Они могут наступить и внезапно, когда малыш «завелся». «Ты слышишь, кажется, к нам пришла Тишина. Где она? Возле окошка? Тише. Давай ее поищем. Давай ее послушаем». И вкра-а-адчиво так… Дети любят играть. Этот прием позволит вам переключить внимание ребенка в нужную сторону. Играть интереснее, чем плакать, кричать и капризничать. Согласитесь, что и маме лучше ходить на цыпочках по комнате и искать Тишину, чем пытаться успокоить малыша привычными способами, которые иногда его еще больше заводят.
Учтите, что с первого раза может и не получиться – к «минуткам тишины» нужно привыкать постепенно, так же, как и к другим «режимным» моментам. «Минутки тишины» могут наступать несколько раз в течение дня. Заранее оговорите, какие действия малышу не позволено делать в это время, а какие разрешается: например, нельзя бегать и кричать, но можно играть с игрушками, ходить по квартире, смотреть телевизор. Это важный момент: запрещая одни действия, не забывайте позволять! Такой подход не вызовет в ребенке обиды и агрессии, ведь вы все же разрешаете…
Когда-то Вильям Шекспир сказал: «Лекарства наши часто в нас самих лежат…». Помогите своему ребенку найти в себе то лекарство, которое сделает его другим. Найдите в нем те качества, которые поднимут его самооценку. Придумайте для него какое-нибудь дело, которое будет полезно для всей семьи. Например, вытереть пыль, полить цветочки. Не важно, как он это сделает, важно, чтобы вы его за это похвалили. Причем сделали это правильно: ребенок должен понять, что его не только любят, но и доверяют ему. Хвалите его при каждом подходящем случае, замечая даже самые незначительные успехи. Но при этом не предъявляйте завышенных требований, старайтесь ставить такие задачи, с которыми он наверняка справится. Он должен знать, что он – самый любимый и вообще самый-самый…