Вновь и я: Адаптация к детскому саду – результаты первого месяца
Статьи, ссылки, литер-ра про детейПрошел первый месяц учебного года, те родители, которые отдавали своих детей в садик в начале сентября уже имеют достаточно информации, что бы сделать вывод о том, как прошла адаптация и прошла ли она уже, или все еще длится?
Задавая вопрос об адаптации ребенка к детскому саду первое, что Вы должны узнать, причем ответив на этот вопрос честно и открыто – адаптировалась ли Я уже к тому, что мой малыш ходит теперь в детский сад и проводит там большую часть своего дня?
Особенно обратите внимание на этот вопрос, если малыш все еще к садику не адаптировался, если каждый поход в сад вызывает у него страшные слезы и жуткое горе. Отпустили ли Вы ребенка в сад? Действительно ли Вы были к этому готовы?
За первый месяц адаптация в норме может и не пройти, особенно если малыш очень уж крепко связан с мамой и до появления в его жизни детского сада от мамы не отрывался. В таких ситуациях одинаково тяжело и маме и ребенку.
Первое, что Вы должны сделать как мама, это успокоится самой. Успокоившись самой воспользуйтесь знаменитым на весь мир способом австралийского психолога Дорис Бретт: рассказывайте ребенку психотерапевтические сказки и истории. Подробнее об этом можно прочесть в ее книге «Жила-была девочка, похожая на тебя…» Истории и сказки в легкой и понятной для малыша форме донесут до него ту информацию, которую Вы, как родитель, считаете необходимым ему дать. Если Вы не можете сами придумать терапевтическую сказку, обратитесь к книжке «Зайка идет в садик».
Сейчас давайте сверим «показания», вес ли в первый месяц Вы делали правильно для того, что бы помочь Вашему малышу адаптироваться в новой для него среде.
Первые два –три дня, максимум неделю Вы забирали ребенка из садика до сна, например, во время прогулки. Разумеется, заранее согласовав это время и с самим ребенком и с воспитательницей.
В течение следующих 5 дней Вы оставляли ребеныша на сон.
А уже спустя 15 – 20 дней после начала знакомства с садиком, малыш остается в саду на весь день или на то время, что Вы для него определили на ближайшее, но продолжительное время (например, на пол-года или на год). Не забирайте ребенка сразу после сна, даже если у Вас есть возможность – иначе малышу будет трудно влиться в общий коллектив, он будет присутствовать там «одной ногой», не участвуя в половине дня.
В дальнейшем, т.е. сейчас уже возможны три варианта развития событий:
ребенок пошел в садик без проблем. Это самый счастливый и приятный вариант. О таком можно мечтать и надеяться на него. Впрочем, к такому варианту ребенка и себя можно подготовить, рассказывая ему заранее как чудесно и почетно ходить в садик, как там интересно и как одна девочка так полюбила детский сад, что…. Дальше закончите сами, в зависимости от Вашего ребенка.
сначала рыдал, но после проведенных работ и бесед он остается спокойно, т.е. уходит в группу и играет. Это вариант среднестатистический. Малыш обычно успокаивается после того как понимает, что есть время, в которое мама за ним придет, что он не вынужден будет там жить, а приходит поиграть и поучиться. С ребенком проводят беседы мамы или воспитатель. Помогать могут как вся родня, так и детский психолог.
ситуация третья и самая неприятная: спустя месяц посещения десткого сада, малыш как рыдал, так и рыдает. Это самая проблематичная ситуация, самая травматичная и тяжело решаемая. Выхода тут два: или забирать (и тогда все равно в следующий раз столкнуться с этой проблемой) или решать каким-то иными способами. Необходимо, прежде всего, выяснить, из-за чего ребенок плачет. Причин может быть море: плохая воспитательница, плохая няня, заставляют кушать, не хочется ходить в садике в туалет, дразнят или иным образом обижают дети. В такой ситуации проконсультируйтесь с психологом обязательно, и обязательно встретьтесь с психологом садиковским – попросите его мнения, его консультации.
На самом деле «несадиковских» детей очень мало и, бывает, что это дети, страдающие той или иной формой десоциализации - поэтому обратите на это внимание, возможно за этими проблемами скрываются проблемы, связанные со здоровьем. Однако чаще всего, проблема именно в родителях, их отношениях к садику, их личных воспоминаниях о садике, проблеме переноса. Что тут можно посоветовать?
Сначала определитесь, не посылаете ли Вы ребенку странных посланий типа «ну что, этот мерзкий мальчик дергает тебя за нос?»,«Тетя Галя опять на тебя кричала?», «Охохоооонюшкиии, завтра снова в сад, снова будешь рыдаааать». Ребенок в таком возрасте интуитивно хочет оправдать Ваши ожидания, поэтому и будет он и рыдать, и историю Вам расскажет про несчастный обдерганный нос и накричавшую тетю Галю.
Постарайтесь удержаться и от рассказов о том, как Вы тоже нелюбили детский садик, из этого Вашего честного объяснения малыш возьмет только то, что он должен, что бы радовать маму, садик нелюбить. Поэтому обязательно проанализируйте в подобной ситуации прежде всего свое поведение.
И уже на основании анализа своего поведения и того, что рассказывает Вам ребенок – делайте выводы. А не наоборот.
Помните, что все психологические проблемы решаемы, если их не запускать и уделять им достаточное количество внимания. Так что предпоясайтесь уверенностью и вооружитесь оптимизмом. Все будет хорошо!
Задавая вопрос об адаптации ребенка к детскому саду первое, что Вы должны узнать, причем ответив на этот вопрос честно и открыто – адаптировалась ли Я уже к тому, что мой малыш ходит теперь в детский сад и проводит там большую часть своего дня?
Особенно обратите внимание на этот вопрос, если малыш все еще к садику не адаптировался, если каждый поход в сад вызывает у него страшные слезы и жуткое горе. Отпустили ли Вы ребенка в сад? Действительно ли Вы были к этому готовы?
За первый месяц адаптация в норме может и не пройти, особенно если малыш очень уж крепко связан с мамой и до появления в его жизни детского сада от мамы не отрывался. В таких ситуациях одинаково тяжело и маме и ребенку.
Первое, что Вы должны сделать как мама, это успокоится самой. Успокоившись самой воспользуйтесь знаменитым на весь мир способом австралийского психолога Дорис Бретт: рассказывайте ребенку психотерапевтические сказки и истории. Подробнее об этом можно прочесть в ее книге «Жила-была девочка, похожая на тебя…» Истории и сказки в легкой и понятной для малыша форме донесут до него ту информацию, которую Вы, как родитель, считаете необходимым ему дать. Если Вы не можете сами придумать терапевтическую сказку, обратитесь к книжке «Зайка идет в садик».
Сейчас давайте сверим «показания», вес ли в первый месяц Вы делали правильно для того, что бы помочь Вашему малышу адаптироваться в новой для него среде.
Первые два –три дня, максимум неделю Вы забирали ребенка из садика до сна, например, во время прогулки. Разумеется, заранее согласовав это время и с самим ребенком и с воспитательницей.
В течение следующих 5 дней Вы оставляли ребеныша на сон.
А уже спустя 15 – 20 дней после начала знакомства с садиком, малыш остается в саду на весь день или на то время, что Вы для него определили на ближайшее, но продолжительное время (например, на пол-года или на год). Не забирайте ребенка сразу после сна, даже если у Вас есть возможность – иначе малышу будет трудно влиться в общий коллектив, он будет присутствовать там «одной ногой», не участвуя в половине дня.
В дальнейшем, т.е. сейчас уже возможны три варианта развития событий:
ребенок пошел в садик без проблем. Это самый счастливый и приятный вариант. О таком можно мечтать и надеяться на него. Впрочем, к такому варианту ребенка и себя можно подготовить, рассказывая ему заранее как чудесно и почетно ходить в садик, как там интересно и как одна девочка так полюбила детский сад, что…. Дальше закончите сами, в зависимости от Вашего ребенка.
сначала рыдал, но после проведенных работ и бесед он остается спокойно, т.е. уходит в группу и играет. Это вариант среднестатистический. Малыш обычно успокаивается после того как понимает, что есть время, в которое мама за ним придет, что он не вынужден будет там жить, а приходит поиграть и поучиться. С ребенком проводят беседы мамы или воспитатель. Помогать могут как вся родня, так и детский психолог.
ситуация третья и самая неприятная: спустя месяц посещения десткого сада, малыш как рыдал, так и рыдает. Это самая проблематичная ситуация, самая травматичная и тяжело решаемая. Выхода тут два: или забирать (и тогда все равно в следующий раз столкнуться с этой проблемой) или решать каким-то иными способами. Необходимо, прежде всего, выяснить, из-за чего ребенок плачет. Причин может быть море: плохая воспитательница, плохая няня, заставляют кушать, не хочется ходить в садике в туалет, дразнят или иным образом обижают дети. В такой ситуации проконсультируйтесь с психологом обязательно, и обязательно встретьтесь с психологом садиковским – попросите его мнения, его консультации.
На самом деле «несадиковских» детей очень мало и, бывает, что это дети, страдающие той или иной формой десоциализации - поэтому обратите на это внимание, возможно за этими проблемами скрываются проблемы, связанные со здоровьем. Однако чаще всего, проблема именно в родителях, их отношениях к садику, их личных воспоминаниях о садике, проблеме переноса. Что тут можно посоветовать?
Сначала определитесь, не посылаете ли Вы ребенку странных посланий типа «ну что, этот мерзкий мальчик дергает тебя за нос?»,«Тетя Галя опять на тебя кричала?», «Охохоооонюшкиии, завтра снова в сад, снова будешь рыдаааать». Ребенок в таком возрасте интуитивно хочет оправдать Ваши ожидания, поэтому и будет он и рыдать, и историю Вам расскажет про несчастный обдерганный нос и накричавшую тетю Галю.
Постарайтесь удержаться и от рассказов о том, как Вы тоже нелюбили детский садик, из этого Вашего честного объяснения малыш возьмет только то, что он должен, что бы радовать маму, садик нелюбить. Поэтому обязательно проанализируйте в подобной ситуации прежде всего свое поведение.
И уже на основании анализа своего поведения и того, что рассказывает Вам ребенок – делайте выводы. А не наоборот.
Помните, что все психологические проблемы решаемы, если их не запускать и уделять им достаточное количество внимания. Так что предпоясайтесь уверенностью и вооружитесь оптимизмом. Все будет хорошо!