У меня довольно активный, капризный и в общем с шилом в одном месте годовалый сын. Он капризничает, проказничает, устраивает концерты-истерики по сто раз за день. Поделюсь я с ситуациями в нашей жизни и как я выхожу из них.
Воспитание дело ну очень сложное! Я это поняла ещё когда беременная ходила и смотрела на улице на чужих детей. Когда сын родился, месяцев с 9 наверное стало понятно, что он очень требовательный, упрямый и капризный. Такие характеристики кстати соответствуют имени Дмитрий, я когда имя выбирала видела это, но подумала, что эти черты надо просто направить в нужное русло. Упрямство-не недостаток. Например, сейчас он упрям, а постарше будет и перерастёт оно в упорство. Будет добиваться поставленных целей. Главное-это терпение. А я оооочень не терпеливая, нервная мама. Но работаю над собой каждый день, каждую минуту, ведь сын не даёт мне забыть о моей роли.
Когда Диме было три месяца он с таким упорством учился переворачваться на животик! Причем сам, я даже не участвовала и не инициировала этот процесс. Потом то же самое с ползаньем и ходьбой - всё сам и так упорно до победы! И я поняла, что это надо правильно использовать, то есть когда он уже упрямится и капризничает, то надо не бороться с этим, не ломать его характер, а правильно направить. Так вот хотела я написать-вдруг кому будет интересно-как я веду себя со своим капризным ребёнком.
1 случай: сыну пора спать, а он увидел лейку и требует её, кричит и нивкакую не хочет идти спать, хотя до этого тёр глазки и капризничал. Я даю ему лейку, он "поливает" лимон (лейка пустая), жду пока ему надоест, но это не тот случай, когда ему быстро надоедает вещь, он так и час может играть, а спать надо лечь уже сейчас. Я говорю ему, что лимон любит мало воды, что много пить ему вредно и что Дима такой молодец напоил наше дерево. Потом пытаюсь отвлечь его чем-то. Например, увожу с лейкой в другую комнату тоже полить цветы. Он поливает, я аккуратно беру лейку-ни в коем случае силой не отбираю, иначе столько ору будет !!! Даю ему что-то маленькое, игрушку, с которой в кровать можно идти. Лейку с глаз долой! Главное-дать что-то взамен. Идём спать. Ещё вариант этого случая может происходить днём, и дело в том, что я не разрешаю сыну трогать лимон, ему и так не здоровится, а лишнее дёрганье листьев ему навредит. Тогда ещё проще-я отвлекаю сына, увожу от лимона, говорю полить другие цветы, закрываю дверь в комнату, чтоб он не вернулся к лимону, ну и он просто ходит с этой лейкой, через несколько минут увлекается чем-то другим.
2 случай: у ребёнка истерика, тк ему не дают того, что он хочет, и эту вещи ни при каких обстоятельствах давать нельзя. Например, нож или планшет(я не даю телефоны, планшеты и тд, особенно после случая, когда разбил экран моего телефона). Даю ему в руки что-то другое, он это бросает со злостью на пол и требует желанный предмет. Тут дать что-то взамен не прокатывает, но прокатывает отвлечение. Опять же главное спокойствие. Говорю ему спокойно - Димочка, нож опасный, пойдём лучше с машинкой поиграем. Сын конечно не идёт. Тогда я сама иду первая из кухни, он через секунды за мной в истерике. Приходит в комнату, я опять же ласково говорю - смотри какая машинка, или например сын обожает кошек, показываю на кошку в книге или в телевизоре, это не важно, в общем, то, что ему нравится. Он от моего голоса и от любимого предмета немного успокаивается. Можно музыкой отвлечь и потанцевать или смешное что-то сделать. Отвлекается от мысли о ноже и больше не вспоминает. (Хотя пару раз вспоминал и возвращался к желаемому предмету. Главное - отвлечь подольше, можно на руки взять).
3 случай. Что-то не хочет делать. Если отказывается от еды - не заставляю, даже если пора уже. Через полчаса сам просит или сама ем, и он глядя на меня - тоже. Если спать - тут я сдаюсь и иду играть с ним, если нивкакую не хочет. Через 30-60 мин опять укладываю. В данном случае я делаю что хочет сын. Не считаю это плохим. Ведь может погода такая или просто он спал сегодня долго и не хочет пока. Не всегда нужно настаивать на своём, иногда можно пойти на поводу у ребёнка, и таким образом не избалуем. Ребёнок увидит разницу, что иногда его желания исполняют, а иногда нет! И со временем поймёт что хорошо, а что плохо. Ведь если заставить его лечь спать, он только больше нанервничается, возбудится и ещё дольше потом не уложишь его.
Если одеваться не хочет-отвлекаю всеми способами - телевизором, игрушками, песнями, бабушкой (если она с нами). Главное - не давать ему понять, что его заставляют. Надо превратить в игру или просто отвлечь, чтоб не замечал. Например, мы жутко не любим стричь ногти - я теликом отвлекаю или прибаутки какие-нибудь говорю без умолку, и даже включаю в игру и ножницы, и пальчики.
4 ситуация. Делает что-то нехорошее. Вот сегодня взял карандаш и стал рисовать по обоям. Я сначала как увидела, тут же вспыхнула и громко сказала - ты что! На обоях нельзя рисовать!
Мой промах тут же дал свои плохие плоды. Дима хитро улыбнулся и продолжил рисовать. Я взяла себя в руки и сказала ласково и тихо- Димочка, помнишь мама показывала тебе где нужно рисовать? Пойдём порисуем? И первая пошла в другую комнату. Он долго без меня не обходится. Пришёл через несколько секунд. Дала альбом и стала там рисовать, потом и он присоединился. Не знаю будет ли он и дальше так делать, но решила убрать карандаши, чтоб сам не брал, буду доставать, когда сама решу порисовать или когда он попросит.
Другой пример опять с лимоном. Тут результат налицо. Дима как только ходить начал, точнее даже ползать, к лимону часто приползал и рвал листья. Если ругаешь - в ответ только улыбка и продолжение. Попробовала не замечать - терпела и отворачивалась. Тут ребёнок видит, что реакции ноль, и либо сам прекращает либо переключается на что-то другое. Сейчас он лимон уже не дерёт, пропал интерес. Чего я и добивалась.
В общем, я поняла, главное - это терпение и в любой ситуации оставаться спокойной! Дети чувствуют наше настроение. Именно поэтому они плохо себя ведут часто в тот момент, когда нам и так плохо или спешим или вообще не до них! Они чувствуют это и перенимают наше состояние и выливают эмоции наружу.
В общем, я ищу разные подходы к сыну и уже поняла, что во многих ситуациях спасает перенаправление. Не просто отвлечь, а именно перенаправить на другую цель. Всем желаю успешного воспитания ваших детишек! Иногда они заставляют сходить с ума, но надо помнить, что это наши дети и мы хотим из них вырастить замечательных людей-не просто послушных, а знающих что они хотят и имеющих свою точку зрения.