Про запреты и нельзя
Воспитательные моментыПсихологи в книжках про воспитание, девочки на форуме, комментируя посты об истериках и запретах..
Все чаще встречаю фразы "запрещаю только то, что действительно опасно", "у нас очень мало "нельзя"", "нельзя убивать любопытство и интерес к познанию в ребенке, одергивая его при каждом шаге".
Я - мама-первопроходка, пока только учусь и все эти принципы и подходы применяю впервые, ну и пока иногда впадаю в ступор..
Может подскажете? 
Вот пример одного дня, какие из действий ребенка следует пресекать словом "нельзя", а какие можно решить другим способом?
Предисловие:
- все потенциально опасные предметы убраны в квартире из областей обитания ребенка, но есть вещи/предметы/обстановка, которую изменить ну если не невозможно, то сложно и нежелательно. В том числе чтобы не создавать ребенку парниковые условия без сучка и задоринки и позволить изучать мир.
- объяснения пока бесполезны, так как речь не понимается, от повышения интонации азарт только разгорается. Ну или истерика.
- вариант "отвлечь, оттащить, переключить внимание" - неуниверсален (когда детей больше одного - думаю вообще малореален). Задача - прекратить действие не только в данную минуту, но и впредь.
Примеры:
1) на уровне глаз ребенка стоит ресивер (магнитофон), у него есть крупная кнопка "вкл/выкл". В какой-то момент своего развития ребенок заинтересовался, подошел и стал тыкать в кнопку. Ресивер соответственно включается или выключается по этому нажатию. Внезапная музыка пугает ребенка. Но интерес не исчезает, он снова и снова в течение дня подходит и тыкает пальчиком.
Тут не стоит применять слово "нельзя"? Опасности вроде нет, есть неприятности для ресивера (от постоянных включений-выключений), ну и хулиганский характер действия, который в воспитательных целях надо бы наверное корректировать.
2) ребенок подходит к коту и выкручивает тому хвост. Некоторая опасность конечно же присутствует, но все же не розетка или кипяток. Просто злой кот, который может дать сдачу. Тут нужно говорить "нельзя"? Объяснения "котику больно" или "он обидится и цапнет тебя за лицо" не понимаются.
3) ребенок берет какой-то пластиковый предмет, подходит к железных батареям и начинает устраивать дискотеку. Звук громкий, соседи наверняка "в восторге", опасности вроде как нет. А позволять продолжать наверное непедагогично?
4) на прогулке ребенок собирается подобрать неправильный предмет (окурок, экскремент, острый гвоздь, грязный пакет...) - тут можно говорить нельзя?
P.S. слово "кака" отвергаю и не собираюсь использовать в речи и учить ему ребенка. Достойную альтернативу правда не придумала пока ;)
5) получив в руку печеньку/яблоко/огурец, в общем какой-то перекус, ребенок ложится на пол и ест этот перекус, валяясь и катаясь. В общем может подавиться или поперхнуться. Тут нужно говорить "нельзя"? Сажать двадцать пять раз в день в стульчик чисто на перекус - получишь истерику и неедяку.
P.S. "ай-яй-яй" во всех этих ситуациях не особо действует, слишком мягкое и веселое наверное по фонетике ;)