О самостоятельности и опасностях.
Воспитательные моментыМне сложно объективно оценить мою адекватность поведения как мамы по отношению к ребенку. Просто расскажу свои мысли.
Думаю, что с чьих-то взглядов, мои действия могут быть расценнены как безответственность. Я все же думаю, что оно того стоит. О чем же я? Моей дочери полтора года. У нас нет проблемы с занятием ребенка во время моих бытовых домашних дел. Потому что дочка все делает вместе со мной. Помогает развешивать белье, подает мокрое из тазика. Помогает вытирать пыль, даю чистую тряпочку и она ходит по дому и натирает все подряд. Кормит кота сама. Посуду мы моем вместе. Подставляю табуреточку к раковине,даю ей ее персональную губку с мылом и какую ни будь тарелку,которую она "моет" пока я мою всю посуду. Все нормально скажете вы? Но я так же даю ей размешивать кипящую кашу пока она варится. И нет, она не обжигалась, но она четко знает что там горячо, мешает аккуратно и дует на пар. Мы режем вместе продукты, нож в ее руку и сверху я ложу свою руку, конечно же я не оставляю ее одну не на секунду, но тем не менее опасность порезаться или обжечься всегда есть и я это понимаю. Но не могу заставить себя ограждать ее от всего. Не пользовались манежем, никогда не сажала ее куда либо в "безопасное" место. С момента ползанья она имеет доступ до всего в квартире, и надо сказать я не особо что-то меняла с времен "до ребенка". Я никогда не блокировала ящики, не затыкала розетки и не обклеивала острые углы. Я разрешаю ей на улице лезть всюду,куда она пожелает, даже если может упасть. Конечно от прямых опасностей типа машин я ее ограждаю, так как тут ее безопасность не зависит от нее самой, но всюду,где опасность не представляет угрозы ее жизни, ейоткрыт доступ. И надо признать, видимо отталкиваясь от "запретный плод сладок", все что разрешено-не интересно. Нет повышенного интереса к чему либо, нет рвения к опасным предметам и действиям и особенно попыток их нестандартного использования. Спокойное отношение. Почему я даю ей нож в руки спокойно? Потому что она не воспринимает его как что-то особенное, как что-то, чем нужно махать во все стороны или тыкать в глаз. Она четко уясняет с самого начала действие вещей. Она знает, что кашу бурлящую надо мешать, на пар дуть, а ножом резать. Что дверцу духовки открытой нужно трогать только в прихватке, а на мамин чай нужно сначала подуть, прежде чем пробовать. Я не создаю вокруг своего ребенка безопасный мир. Я учу ее жить в настоящем. Я стараюсь как можно раньше приспособить ее к опасностям, разъяснить и научить ее безопасному отношению к окружающему миру. Это сложнее чем просто не допускать ребенка к опасностям. Это требует концентрации от родителя и полной ответственности. Но это дает возможность раньше других стать ребенку самостоятельным. Дать возможность доверять ему уже в раннем возрасте. И в конечном итоге упростить жизнь и себе и ребенку.Пы.Сы. Для любителей поспорить на ровном месте: я никого не призываю давать нож вашему ребенку и идти пить чай. Я говорю о том, что порой гиперопека вовсе не нужна. А ограничивать ребенка в его развитии и позновании мира тем более не стоит. Да, нужно создать безопасные условия, но еще важнее давать ребенку возможность свободы действий. Всегда можно найти путь. Ребенка, который только учится ходить и падает везде, можно либо посадить в манеж либо купить ему шлем и отправить исследовать мир. Я за шлем.