Про речь в 2.1 года и книжки
ГоворилкиДине 2 года и месяц. Болтливость зашкаливает. Ощущение, что она практически полноценно разговаривает, четко, понятно посторонним и с большим словарным запасом. Стала аргументировать свое "нет". Шутим, что начиталась литературы про воспитание родителей.
Предлагаю одеть варежки, потому что холодно "Нет! снег еще не пошел!" И не поспоришь ведь...
Увидела как-то самокат чужой, говорит мне "Купи наш самокат", я объяснила, что когда Дина вырастет (осознанно не покупаем до 3х лет), на следующий день:
я: Какая ты у нас уже большая, как выросла!
Дина задумчиво: Самокат купить можно...
я: Почему это?
Дина: Большая уже...
В то же время, мы все пытаемся убрать кормления на сон, и как-то Дина прикладывает мне к груди Панду:
я: Панда большой, большие детки сисю не едят, ты тоже скоро не будешь...
Дина: Неть, маинькая еще...
Похоже, что помнит всего Айболита, Краденное солнце и Муху-Цокотуху и еще много чего, потому что, когда читаем, может закончить каждую строчку правильно. Иногда ходит, что-то из книжек по памяти бормочет. Прозу тоже хорошо запоминает, после того, как заметили, что она помнит стихи, стали на всех книжках проверять. Недавно взяли в библиотеке небольшую по тексту и красивую книгу "Стрекозиный пруд", на третий день она уже договаривала все предложения, а те, которые не помнила, заканчивала по смыслу, например, написано "стрекоза спряталась под листом", Дина говорит "под деревом", из чего делаю вывод, что хорошо понимает смысл текста.
Рассказывает все соседям и прохожим: "Папа а аботе, на пасядку идем, гуять". Стала по-татарски здороваться с подъездными татарскими бабушками "Исямесесь", те просто тают. Еще как-то на вид отличает татарских от не татарских, последним говорит "Пока" и практически мемское "Дратути". На этой неделе начала повторять слова из иностранных песен на английском и испанском, и даже что-то повторяла за не то узбекской, не то таджикской девочкой на площадке. Похоже надо подналечь на татарский, как советует Паевская, включать ей аудиокниги по часу день фоново,может быть даже карточки завести, ну и мужа с его родителями просить побольше с ней говорить, ведь это и ее язык...Я то сама "ни бельмеса", как говорится, не понимаю)) И вообще когда смотрю на всю эту татарскую экзотику, семейные стариные фото семьи мужа, удивительно до сих пор, что это теперь история и моей дочери) А у Дины, мне кажется, хороший фонематический слух, потому столько болтает, и надо этим пользоваться.
Забавляют всякие мысли в слух:
НА даче в огороде: "Пойду, полью, аника (бабушка) спасибо скажет";
Гуляя с бабушкой, показывает на соседскую дорожку и задумчиво "Я там никогда не была"
Идет по дорожке и бормочет "Мне жарко, мне грустно..."
Читает с папой книжку:
Жалобным голосочком: Я беняя вечка (бедная овечка)..
Папа: - Нет, ты счастливый поросенок!
Знает много разных цветов, деревьев, овощей по названиям и отличает в живую: ромашка, питунья, клевер, одуванчик, кабачки, баклажаны, тыква, фасоль, горох, дыня, арбуз, груша, персики и нектарины, виноград, капуста, картошка, отличает ель от сосны, мух, комаров, пчел, божьих коровок... Бестолково, перечислять) Как-то играли по книжке для малышей, там штук по 20 животных, овощей, фруктов, птиц, предметов разных - все называет. Игра "ЗАпуск речи" вообщ не актуальна, она не звуки и короткие слова произносит, а полностью комментирует действия.
Последние несколько дней, когда делает что-то запрещенное, говорит мой текст, словно троллит: когда плещется в ванне "Низя бызгать, занавеску закыть надо" или "Низя Машу обижать, обидится и уйдет!", стуча кукле Маше по голове, потом сама ее в шкаф прячет (мы обычно обиженных игрушек забираем у нее).
Ведем уже полноценные диалоги, и иногда у нее такие взрослые интонации, что не верится, что это мой ребенок уже так говорит!
ПОСТОЯННО говорит кому и что делать! Нам с мужем, детям на площадке. И чего не делать тоже говорит. И каким-то еще таким вредно-командным тоном, что даже нас с мужем это слегка бесит иногда..."Мама, иди на свою кухню, готовь!", "Папа, уйди, едь на работу", "Мальчик, не кидай песок!", "Девочка не хочет кататься", когда девочка стоит и ждет в очереди на горку...
Регулярно бормочет себе под нос что-то из книжек и сказок. Под спокойное настроение можем полностью прочитать "Муравьишку" Бианки, "Гадкого утенка" (особая любовь после первого спектакля в начале лета, до сих помнит),"Мишкину кашу" Носова, читаем Чарушина, про Тюпу особенно любит, подряд можем прочитать "Под грибом", "Яблоко" и "Кот-рыболов" Сутеева, его же "Палочку-выручалочку", половину "Кошкин дом", тоже половину за раз "Три поросенка", всякие коротенькие книжки тоже заходят, типа "Чебурашки" в сокращении, стихи Барто, Маршака, Чик и Брики "Новый друг" особая любовь, полностью пересказывает. ВОбщем с книжками, мы больше по советской программе идем) Завели "Именниный пирог" из серии про Финдуса, и всем не понравилось, ни нам с мужем, ни Дине, да простят меня любители... Структура на подобии мульта про "Машу и медведя": все носятся по кругу как угорелые... Имя кота, правда, очень понравилось Дине, постоянно ходит говорит "Фэ - Финдус".
Вообще часто стала буквы выделять в словах, гуляли как то и вдруг говорит "Бука Д - Дом". Есть интерес к буквам, но я специально ничего с буквами не даю.
Часто требует "Почитай", при этом иногда говорит "Почитай мне, я меня не получается". Читаем минут по 40-60 в день. Вимельбухи заходят, но не все, брали в библиотеке "Весеннюю книгу" - никакого интереса.
А вот эти два любимые. Про природу сама обожаю рассматривать, очень красивый😊




Про библиотеку: ходим в республиканскую библиотеку, ее недавно перевели в шикарно отремонтированное советское здание, там есть малышковский зал, со стендами под детский рост, мягкими пуфами, столиками и стульчиками. Дина хорошо знает, что такое библиотека, правда, когда ей дарят книги, говорит "В баботеке купили". Когда ездим туда, сообщает таксистам (транспортом туда сложновато, хоть и не очень далеко), что едем в библиотеку, показыват им по пути реку "Казянку", Кремль, и даже запомнила название птицы на стелле около библиотеки - "Птица Хаият" (Птица Хорият - из народного эпоса птица счастья").


