ЗПРР, вопросы по коррекции

Лучший ответ

1. «Когда у вас появилась моторная имитация?»: через 1,5-2 месяца занятий АВА (это наиболее эффективная методика для развития имитации). Нейропсихолог и - тем более - сенсорная интеграция в развитии этого навыка…ммм… Как бы помягче сказать… непонятно, как должны помочь. «Это все появляется само после занятий с нейропсихологом или вы, как здесь частенько пишут, брали малыша и делали за него все движения?» Не появится. Чтобы появлялись конкретные навыки, нужно тренировать именно эти конкретные навыки. Нам, мамам, конечно, слишком долго рассказывали фантастические истории про то, как мелкая моторика и бассейн развивают речь, а пара щелчков позвонками у остеопата превращают зпр-ку в нобелевского лауреата. Но не нужно доводить до абсурда: навыки ребенка - не черный ящик с магией. Подобное, все же, развивается подобным: физика - упражнениями, логика - занятиями на логику, а имитация - мотивацией повторения с подкреплением. А никак не зарядкой, массажем или перебиранием круп и пластилином. Ребенок - не китайская головоломка. У него нет секретных ключиков, потаенных кнопок, и возможности выращивания новых синапсов через физику сильно преувеличенны. У вас же не инсультник, в конце концов. Дети - такие же Homo sapiens, как и взрослые. Вы ж, когда вам нужно было в школе параграф выучить или на сноуборде научиться кататься, не пластилин мяли и не нейрогимнастику делали, а учили и катались. Вот и тут так же. «Не очень понятно как инициировать да/нет/дай (и другие жесты), брать голову малыша и кивать ей/брать руку малыша и загинать пальцы или бесконечно показывать самому пока он не повторит?» Кивки - это задача сотого порядка. Начинать нужно с примитивных жестов и повторения слогов. Причём, не смысловых. Даете пример (складываете жест на своих пальцах), голосовую команду («сделай так»), если нет реакции - загибаете ребенку пальцы сами. Даете подкрепление. Называете слог - подкрепляете ответ. Но освоение жестов и звуков от примитивного к сложному должно быть четко систематизировано - и эту программу должен написать специалист (супервизор). 3. «Какие развивающие игрушки осваивали в первую очередь и какие считаете действительно обучающими? Потому что, например, крупные сортеры я считаю абсолютно бесполезными в плане обучения». Смотря, в чем у ребенка дефициты, и какой уровень функционирования он показывает. В принципе, любая игрушка может быть развивающей в креативных руках. А так, вакуумно, вам по возрасту задания на поиск тени, вкладыши, паззлы из 3-4-5 частей. Если есть Лего Дупло, важно учить складывать фигуру по образцу (принцип как у игры день-ночь, но с большей вариативностью). Складываете из 7-8 кирпичиков конструкцию - ставите на стол, даете вербальную команду «повтори» и соответствующий набор кубиков. Ребенок должен учиться собирать по вашему образцу. В дальнейшем задачу усложняете: собираете не по реальному образцу, а по картинке. Ну и, естественно, нет ничего более развивающего в этом возрасте, чем режиссерская игра: фигурки, куколки в домиках и прочие сюжетные игрухи, разыгрывающие развернутые сценки - абсолют, к которому следует идти. 4. «Мотивировали ли вы как-то своего ребенка показывать вам по его же инициативе что-нибудь? Или это придет само или так и не пришло?» Если интеллект в норме и нет глубокого РАС, рано или поздно это приходит само. 5. «Как научили ребенка прыгать, стоять на одной ноге, кидать мяч и кататься хоть на чем-нибудь?» Вот это, как раз, - поле ответственности нейропсихолога. Другое дело, что описанные навыки, как будто, не критически важны в 2-3 года. 6. «Заставляли ли вы лепить из пластелина ребенка, если он категорически отказывается (сенсорные проблемы)?» Заставляла. Была не права. Сейчас бы не стала. Ребенок невротизировался, толку не было никакого. Особенности сенсорики сгладились лишь тогда, когда пришло время (в 5-6 лет). Теперь убеждена, что куда разумнее подобрать функциональную замену пластилину из числа тех консистенций и фактур, которые не вызывают у ребенка отторжения. 8. «Как налаживали контакт с детьми? Стесняюсь навязывать своего малыша понимающим и говорящим детям». Стесняться не надо. Это единственный способ научить его общаться. Эмоционально тяжело, безусловно. Но альтернатив, к сожалению, нет. 9. «По каким книжкам и пособиям занимались дома? Например, Батяева?» Не тот возраст. В два - только наглядный материал, игры, мотивашки. 10. «Какие просьбы тренировали выполнять?» Какие вам в первую очередь нужны для качественного взаимодействия и безопасных прогулок, с тех и начинайте. Самое важное обычно - «дай», «иди», «принеси», «стой», «жди», «нельзя», «опасно» и тд. 11. «Как приучали смотреть с вами в книжку, когда вы читаете/что-то показываете или пришло само?» Опять же, разве это первостепенный навык? Самая базовая ступень обучения - спонтанная имитация. Пока ребенок не освоил примитивное повторение, не нужно учить его запоминать картинки в книге. Будьте последовательны: от простого - к сложному. 12. «Делали ли вы какие-то массажи дома?» Смотря зачем? Чтобы надавливание определенных точек волшебным образом «включило» мозги? Такого не будет, и тратить ресурсы на массаж в этих целях точно не стоит. Но, если есть дистония, сохраняется тонус каких-то отделов, отчего страдает самочувствие, крупная моторика - конечно, массаж не будет лишним. Либо, если ребенок, например, склонен к перевозбуждению, а расслабляющий массаж его успокаивает (что, к сожалению, встречается нечасто - обычно, мелкие на массаже только орут…)… но, да, если массаж может успокоить - почему нет. 13. «На какие процедуры еще посоветовали бы походить? Читала, что бассейн очень полезен». Любые общеукрепляющие процедуры полезны малышам. Не для головы - для общего самочувствия. 14. «Учились ли вы как-то считать хотя бы до 3-х и каким образом?» В 2 года нормо-дети имеют концептуальное представление о примитивном понятии числа («один-много»). Научить этому невозможно - ребенок должен сам понять, концепт количества. Это сложный навык, он приходит сам, и индуцировать его извне нет никакой возможности. Зубрить порядковый счет, как стишок - бессмысленная трата времени. Ну и опять же - будьте последовательны: сперва нужно развить примитивные когнитивные навыки, потом уже присматриваться к более сложным. 15. «Какие мультики посоветуете для улучшения понимания? Посмотрела, что "Три кота", "Малышарики" и "Смешарики" довольно жизненные и хоть как-то поясняют устройство мира». Никакие. Устройство мира - это даже у «нормы» задачи дошкольного возраста. В 2-3 года нужно настроить самые базовые, фундаментальные первоэлементы обучения: подражание, ролевую игру, режиссерскую игру, примитивное исследование, примитивный синтез и т.д. Если, все же, очень хочется мультики - берите мульты с танцами под музыку (в малышариках много таких серий): и добивайтесь моторного повторения всего, что происходит на экране.
03.08.2024
Катерина, Спасибо за развернутый ответ)Нет, я не строю иллюзий, что через мялку песка малыш освоит велосипед, поэтому и задала здесь конкретные вопросы :)На АВА, я так поняла, как раз и вызывают моторную имитацию долбежкой движений двумя взрослыми, правильно? Начали уже делать дома.Про "повторение по примеру, как на картинке" спасибо) совсем забыла про этот вопрос. Вы ребенка прям заставляли повторять? То есть рука в руке, смотри сюда, делай как я?С развивашками все норм, осваивает быстро, но никак не понимает элементарную пирамидку. Не очень поняла, почему многие навыки, которые мы хотели бы освоить не критически важны. Так важно же все. Смотреть в книгу ребенку надо, чтобы сопоставлять текст с картинками, тем самым понять логику и освоить сюжетную игру, например ту же элементарную ферму... Откуда ему знать про ферму, если только не из книжки с картинками коров?Про неважность да/нет тоже непонятно. Если он поймет, что надо повторять за взрослыми хоть что-то разве не возникнитт логическая цепочка, что когда говоришь повтори, то надо повторять?
04.08.2024
Veronika, АВА, в целом, оч эффективно работает на речь, имитацию и поведение. И успех там зависит не от долбежки, а от того, насколько системно составлен путь реабилитации, и насколько последовательно ведется работа над ними. Наваливать на ребенка все навыки подряд, к сожалению, бессмысленно. Условно: если малыш не умеет держать голову, рано стимулировать у него ползанье. Это не значит, что ползанье не важно. Очень важно. Но не в этот момент и у этого ребенка. Логику ребенок понимает не через книгу и не через сопоставление картинки и текста. Это сложный процесс, который начинается ещё в полугодовалом возрасте, когда младенец впервые выкидывает игрушку из кроватки, и та пропадает где-то за бортом. В 2 года логика - это сложное взаимодействие с предметами, исключение лишнего, подбор решений к простым головоломкам. Книга тут не поможет. Тут нужны мама и качественный наглядный материал. Так же и сюжетная игра берется, конечно же, не из книги. А из мамы/тьютора. оттого, что ребенок увидит в книге ферму с гусями, он не поймет, как играть в гусей. Этому его учит взрослый: разыгрывает сценки с фигурками животных, гогочет, мычит и крякает, предлагает сюжет и вовлекает в него ребенка. До 3 лет ребенок развивается исключительно, копируя поведение взрослых. С 3 до 6 - копируя сверстников. И только в позднем дошкольном возрасте источником развития становится книга. Эт ещё Выготский доказал)
04.08.2024
1 нейроппсихолога не брали зпрр не ставили 3рр лепет к 3 годам 100 слов и первая лепетная фраза 2да - как устойчивый осознанный жест 4,5-5 лет нет раньше -после года но насчет осознаности вопрос открыт 2 сенсорные коробки и волшебные мешки из желатина доставали фигурки шарики в мешках на ощупь искали одинаковые из ряда перед глазами рисовали на отрубях лепили кинетический песок 3 многофуккциональные игрушки чем проще тем лучше кубики различных форм и размеров ( играла с 9 м до 3 класса) 4)мотивировали и сама показывала 5)палочки перешагивать зарядка по железновой и прочее ,прыгали скакали все постепенно. требования по возрасту( к 12 годам плавает спортивными стилями на любительском уровне 3 юн разряд лазиет по стене катается на роликах (участв в соревнованиях) танцует ездит на самокате с обеих ног ездит верхом на лошади прыгает барьеры 115 см ) 6 нетт предлагали тесто кашу песок 7 20 орви в 1 год 23раз во 2й год 4 орви за 2 м 3го года и я сдалась решила что сидеть с здоровым приятней чем с сопливым 8 вообще крайне социальна обожает коллективы очень легко сходится и легко расходится с людьми- это талант 9 куча см разделы в дневнике речь и домашка 10 никакие само встает при определенном развитии 11 оооо первично выучила все наизусть и в машине часами деклорировала -пока она не выучила и ттолько потом книгу и "читать разглядывая картинки "знакомый ттекст 4 года в 5 уже активное мамино чтение каждую свободную минуту или аудиокнига 12 нет 13 бассеин очень полезен но не отмокнуть а скинуть физическую активность конь полезен но не в 3=5 лет а в 7-12 уменее договариваться с портнером даже если это животное ценно вообще любые занятия что укрепляют тело и доставляют удовольствие полезны 14 счет предметный с 3,5-4 лет ДО ЭТОГО один два и много 15 лучше полностью исключить
03.08.2024
Наталья, чувствуется опыт💪
03.08.2024
Наталья, действительно опыт здоровский) По 4 пункту, как конкретно мотиировали, чтобы малыш показывал сам? По 5 пункту, как ваш малыш понимал, что вот, как пример, через палочки нужно переступать, а не разбрасывать их? :)
03.08.2024
Veronika, вместе переступали потом она ходила на танцы к тете маше -там все переступали например накрывали игрушку и радовались потом давали ей опять накрывали и радовались и хвалили
03.08.2024
Я вам сейчас в личку напишу. Мультики убирайте. 3 месяца это очень малый срок для занятий с логопедами. Если что мы с 3 лет и до сих пор (7лет) но у нас только зрр. Не стесняйтесь своего ребенка перед другими детьми - детям в этом возрасте пофиг.
03.08.2024
Анастасия, спасибо большое :) У нас логопед-дефектолог. Учит, как я поняла, понималке и развивашкам, но, да, пока прогресса именно от нее не вижу, в отличие от нейропсихолога. Хотя лого назначили оба психиатра :( Очень странно.
03.08.2024
Veronika, ищите своего логопеда. Ищите по отзывам. Кто работает именно на запуск речи. Нам как ни странно очень помогла гимнастика и тренер, который собрал его в кучу и дал понять, что занятие - это занятие, а не время для баловства.
03.08.2024
Анастасия, спорт всегда очень хорошо, т.к. мозг развивается через движение
03.08.2024
Анастасия, гимнастика в смысле спортивная? А ничего, что малыш не понимает, что от него хотят? Специальную секцию искали или как надо? Подскажите пожалуйста. У моего есть предпосылки к спорту. На площадке самый ловкий, но все равно есть проблемы.
03.08.2024
Veronika, мы в 2,3 пошли на гимнастику в группу. Европейский гимнастический центр, это сеть. С группой все упражнения пропускал. Мы занимались индивидуально. Долго и дорого. Но именно это помогло понять, что от него просят и тело начало слушаться.
03.08.2024
Veronika, то что я вам прислала, там тоже есть упражнения. С мячиками, мешочками песка и т.д. Берите и делайте.
03.08.2024
Анастасия, можно тоже попросить вас сбросить, если не трудно. Благодарю
03.08.2024
У моей была зрр. Я с 1 года эта видела. Сама занималась практически. Все начала со слогов по книге Ивановой Слоги. Очень много делали логоритмика по интернету и артикуляционной гимнастике. У дочери вообще язык не как не работал. До сих пор занимаюсь с ней. Прыгать она сама научилась. В 3.1 года уже на одной ноге может пару тройку раз. Нет получилось в 2 года, да в 2.3 где то благодаря Барто Головой кивает слон. Прорыв в речи в 2.9 года. Сейчас в 3.3 года говорит много но многое не понятно. Сенсорные коробки сама делала. Это игра с водой, гречей, манкой. Хотьба голос ногами по камням, песку.
03.08.2024
Когитум в какой дозировке у вас был?
10.11.2025
Мы начали коррекцию в 2,2 года, тоже зпрр 1. С рождения шикарная имитация 2. Дефектолог работала с ребёнком рука в руке, я в начале не занималась. Что касается сенсорной интеграции, мы переехали на лето на дачу, ходил босиком, обсыпался песком, конечно ел его и цветы, это все он делал сам, ему это требовалось, не хватало сенсорного насыщения, после пары месяцев полной свободы перестал это делать. 3. Начинали с самых крупных сортеров для детей 1 года, сначала осваивали геометрические фигуры, только потом разделение по цветам 4. Пришло само на фоне занятий, а когда пришло стала мотивировать, но показывать все что попрошу на улице стал после 3 лет. 5. Купила батут, но начал прыгать на двух ногах после 3 лет, прыгала вместе с ним держась за руки. Беговел сам решил освоить в 2,5 года, ему было интересно 6. Не заставляла 7. Оставляла с 2,5 лет, но после 3 лет пришлось уйти, начались истерики, но это из-за вынужденного долго перерыва без сада 8. Он сам начинает с ними бегать, я просто говорю что он ещё маленький, вообще никому ничего не интересно, я его не стесняюсь и сейчас 9. Батяева, очень любил 10. Первая просьба - где папа?, где глазки?, потом дай папе - но все это стал делать ближе к 3/ после 3 лет 11. Сам начал ближе к 3 годам. Я одну и туже сказку читаю, вернее очень просто рассказывала и картинки в интернете к ней отличные, вот по ним сказку и разучивали - курочка ряба. Он её до сих пор обожает и картинки рассматривает 12. Нет 13. Бассейн, ходили 14. Показывала часто обучающие мультики со счётом до 10, потом считала все что видели, так научился считать 15. Что ему нравится. Я ставила некоторые мультики с цифрами, цветами, животными, фруктами
12.08.2024
Женя, Спасибо за развернутый ответ :)Хочу задать тупой вопрос про имитацию, так как до этого читала ваши записи.Вы пишете, что имитация очень хорошая, но при этом с дефектологом ребенок занимался "рука в руке", не было УЖ и не говорил. Что-то же он в итоге имитировал?Спрашиваю, потому что не первый раз встречаю посты про задержку развития, но при этом пишут, что ребенок все повторяет. Тогда он должен по идее и УЖ скопировать и все по аналогии собирать, и слова повторять? Разве не так или я чего-то не понимаю?
12.08.2024
Veronika, я тоже так думала, но здесь связи нет, дефектолог говорит что имитация и то, о чем Вы пишите, это разные доли мозга, доля где имитация, не повреждена, другие да. Ребёнок может отлично повторить все движения в видео с танцами, отлично поёт, любознательность на быт огромная, стоит рядом когда я готовлю, может повторять что я делаю и пр, но никакого интереса к умственному развитию не было, он при этом при всем не мог в 2,3 года вставить круг в круг, а зелёный положить к зелёному, он брал любую фигуру, даже не смотрел что в рукн и пихал куда угодно, поэтому приходилось брать его рукой, поднимать фигуру высоко вверх чтобы он посмотрел, а потом только класть на место. ЗПРР это не то чтобы ребёнок совсем плох, просто одна зона не развита, у нас основная проблема была в когнитивном развитии, оно сильно пострадало и по АСВП были замедление реакции мозга в зоне, ответственной за когнитивное развитие. П.С ответ развёрнутый потому что это только что все было, ещё свежо и помню))
12.08.2024
Женя, спасибо, теперь понятно) то есть вам в основном дефектолог помогает, а не нейропсихолог?
12.08.2024
Veronika, да, бОльшую часть работы проделала дефектолог, но сначала помогали оба, потом ребёнок отказался от нейропсихолога, осталась только дефектолог, она приходит на дом, что удобно, ходить на занятия вне дома после 3 лет ребёнок почему-то отказывается, а дома занимается
12.08.2024
У вас столько вопросов... Я даже не осилила все запомнить. Да и нет не кивал. Не учила и не ждала этого. Говорить да и нет начал в 4,5примерно. Нейропсихологические упражнения- изучала сама нейропсихологии. Все программы рассчитаны на детей с 5лет. Ранее не имеет смысла. Выполнять их ребенку будет сложно. С 4 ходили на нейройогу. Это типа сенсорной интеграции+ЛФК. Но там прям показываешь и говоришь-делац так и он повторяет. Должен быть уже такой уровень понимания. Прыгать, батут и прочее-этим всем гораздо позже занимались, от 4лет. Массажи-обучидась сама массажу и лого массажу. Сама делала, но тоже логомассаж в более старшем возрасте, от 4,5 лет. Просто массаж шейно-воротниковой зоны и общий делала курсами . Игрушки-не заморачивалась. Игрушки как игрушки. Постарше покупали наборы овощи, фрукты, животных, насекомых и на них учились. Мастерила много развивашек сама. В вашем возрасте не играл ни во что, только грыз все и бегал кругами. Считать-не, не учила в таком возрасте. Рано. Учили цвета. Долбили их до 5лет. Не мог запомнить. Я вообще только в 2,6 поняла,что ребенок отстаёт сильно. Обследовались, прошли пмпк и начали заниматься. Логопед, психолог, дефектолог. У них была одна программа, и занятие каждого было согласовано и переплеталось. Учили меня как заниматься самой, давали домашнее задание. Препараты не пили. И по причине влепленного диагноза эпилепсия с года и из-за негативного примера старшего сына, который пил ноотропы и получал Кортексин в уколах и нервная система которого безвозвратно пострадала. Повторения не хотелось.
04.08.2024
2) На ютубе есть канал "Особенный Петя" (там же ссылки на другие площадки, если ютуб не грузит видео). Папа у ребенка - руководитель сенсорного зала, и на канале очень много видео демонстраций, как организовать и проводить занятия по сенсорной интеграции и нейрокоррекции и дома, и в зале. Также можно получить онлайн-консультации. Примеры занятий: https://www.youtube.com/shorts/AoksMb0_TkM https://www.youtube.com/shorts/mwNH6CnJ2rQ На канале есть также ответы на все остальные ваши вопросы.
03.08.2024
Нам 2,2 было ,мало что говорил только мама,папа,дай,нет. Закинула нафиг все развивашки,только книжки вечером,утром помылся,позавтракал на улицу и до обеда, потом сон,потом полдник,умывалка и опять на улицу. Ходим везде,гуляем,ездим на работу к деду с бабой в магазин, в деревню,на дачу,в развлекательные центры наподобие батутных,зоопарки,парки,просто в магазины(да сложно,бегает,беситься,чтото кидает,гдето доганять)Сейчас нам 2,5 слов уже около 50,звукоподражание практически всех животных которых видел,и более развит физически стал(раньше не любил мяч-сейчас наш фаворит)посмотрим что будет дальше,но он видит других детей,людей что и как они делают и пытается повторять. А дома у меня кукушка уже ехала от всех пособий и развивашек
03.08.2024
Алёна , тоже заметила, что от гулянок стало больше разговоров на своем, естественно. А он у вас пешком ходит или возите на чем-то?
03.08.2024
Veronika, редко очень может раз в 3 недели на велосипеде или коляске. А так в основном пешком или на машине куда-то доезжаем. Был у него толокатор ввиде мопеда,но я беременна а он на нем так быстро ногами отталкивается и едет, раз чуть под машину не угодил,с тех пор этот мопед находится только на даче
04.08.2024
У сына стоял диагноз задержка речевого развития, у него была развита импрессивная речь, но экспрессивная отсутствовала. Бассейн с рождения и да это очень полезно. А еще поехали к нашему остеопату, она логопед в том числе и она увидела что оказывается язык лежал не так как надо. И посоветовала еще много всего например книга:Олеси Жуковой малыш учится говорить, массаж языка, когда зубы чистили, суджок купить и делать массаж пальцев и ступней. Песок кинетический, много читала Чуковский был фаворитом)), стишки короткие. Как попугай, что вижу то пою. Слушал Бременских музыкантов полностью произведение, там хороший слог, мелодии хорошие, воображение хорошо развивается, сказки Маршака. Очень хорошо деревянные игрушки где надо вставлять животных и их деток, фрукты, овощи и тд. Никакие препараты не давала, так как нет доказательной базы у них. Только занятия постоянные дадут плоды. И еще надо понимать как говорит наш остеопат:Сроки по речи сдвинулись очень сильно. Дети не ездят в деревню, не бегают босиком, не видят реальных коров, коз, уток, кур и тд, не взаимодействуют с природой так как мы раньше
03.08.2024
Мари, а вот, кстати, про остеопата. Если УЗДГ шеи и сосудов мозга показало, что все отлично, нужно ли вообще идти к остеопату? Не подскажете своего остеопата?
03.08.2024
Veronika, мы ходили с 5-6 месяцев когда Вите исполнилось. С речью тоже приехали, а она говорит вы чего хотите, щас язык поправлю и будет ок. Я со своей спиной к ней. В общем со всем чем можно ))). Спрошу у нее разрешения, так как столкнулась с тем, что люди не понимают остеопатию и негатив идет. А я не хочу потерять такого крутого специалиста
03.08.2024
Мари, спасибо) напишите тогда в личку пожалуйста, если переживаете :)
03.08.2024
Veronika, напишу обязательно
03.08.2024
Мари, можно и мне в личку? Спасибо.
03.08.2024
Мари, согласно про остеопата. Если в Москве могу дать контакт. Никакие препараты тоже не давала. Занятий было очень много.
03.08.2024
Анастасия, дайте пожалуйста)
03.08.2024
Veronika, написала в личку
03.08.2024
Анастасия, и мне можете скинуть контакт? Спасибо.
03.08.2024
Навык самостоятельности Отклик на имя