Развитие речи. Часть 1 (наш опыт)
ГоворилкиМаленькое предисловие...
Моей дочке Светланке сейчас 2 года. Первые звукоподражания у неё начались в 7 месяцев. В 10 месяцев она спокойно говорила "мама". В год знала слова мама, папа, баба, мяч (няп), пить (пи), кушать (ам) и машина (бррр). В полтора года спокойно говорила фразами - мама кушает, гуси-гуси га-га-га, бежим папа, это красная машина. В год и десять месяцев читала свой первый стих на новогоднем утреннике (аж из четырех строчек). Сейчас, в 2 года и 1 месяц, говорит предложениями (сейчас покушаем и пойдем купаться), уточняет саму себя (с уточкой купаться), делает выводы (мама грустит, потому что Света не слушается) и начинает фантазировать (мишка говорит, что он не хочет кушать, он чай будет пить! Да, мишка? Дааа, Света). Она может сказать, что хочет на завтрак или какое платье хочет надеть в садик. У нас нет вопросов, почему ребенок капризничает - она всегда может сказать, что её расстроило. И это значительно упрощает жизнь)
Мы не занимались с логопедами, у меня нет педагогического образования, мы не посещали развивашки или детские бассейны. Всё, что мы делали - учитывали особенности возраста ребенка, и старались подстроить под них свое общение с дочкой.
Первые шаги.
Как сказала потрясающая дама Черниговская "Ребенок - это инопланетянин, который за короткое время способен не только расшифровать сложнейшую языковую систему, в которой умудрился родиться, но и начать общаться с её помощью". Иными словами, любой маленький ребенок - гений))) И не стоит его недооценивать. Если вам кажется, что малыш в 1 месяц ничего не может понять - вам так КАЖЕТСЯ) Да, он не оценит произведения Пушкина, но попробуйте целую неделю тыкать в себя пальцем и повторять "мама" - в следующий раз при слове "мама" он повернет голову в вашу сторону. Покажите на свою фотографию - мама. Покажите своё отражение в зеркале - мама. Покажите на свои очки (своё домашнее платье или футболку) - мамины очки (оп, взгляд непонимания и опять голова повернулась в вашу сторону).
Игра "тыкай во всё пальцем и называй" - первое, что вы можете сделать для малыша. Она не требует вложений и доступна в любое время, даже если вы лежите в кровати и вам лень встать. Покажите ребенку, где мама, папа, баба, деда, кровать, коляска, погремушка, мячик - называйте предметы медленно, чётко и так, как вы их называете постоянно (кАрова, а не кОрова, хАлАдильник, а не хОлОдильник). Хорошо, если вы сможете держать под рукой фотографии близких и друзей, которые часто приходят к вам. Хорошо, если вы сможете держать ребенка на руках вертикально, чтобы он мог рассмотреть предметы, которые вы показываете. Хорошо, если вы сможете подойти достаточно близко к называемому предмету (малюсенькие дети очень плохо видят далёкие объекты. Оптимальное расстояние - примерно 30-50 см для младенцев). Достаточно 5 минут в день, чтобы ребёнок обалдел и переутомился)))
Много говорить с ребенком - ещё один совет, который можно прочитать в большинстве книг и статей по развитию речи. Однако я сама прекрасно понимаю, насколько трудно иногда бывает просто открыть рот, особенно после бессонной ночи и накопившейся усталости. Но приучите себя "думать вслух" и озвучивать всё, что вы делаете - сейчас мы будем менять подгузник, ложись сюда, давай достанем чистенькие трусики... Постоянная ЖИВАЯ речь (не телевизор, не мультики, не интерактивные игрушки) благоприятно влияет на развитие речи вашего мальца. Чем больше он слышит живую речь, тем больше отдельных речевых звуков вычленяет. После - начинает узнавать их, отличать от звуков холодильника или микроволновки, постепенно складывает в слоги и слова. Так звуки "мама" превращаются из абракадабры в обозначение конкретного живого человека))) Хорошо, если с вашим малышом будут общаться другие люди (так ребенок узнает, что бывают другие тембры голоса, другая высота и скорость речи, но "мама" всегда останется обозначением мамы). Хорошо, если вы сможете петь ребенку (даже если вас не приняли в детский хор). Хорошо, если вы выучите хотя бы пару потешек или присказок к своим ежедневным рутинным делам (есть куча детских потешек на купание, умывание, одевание, кормление. Дети ужасно любят повторяющиеся слова и действия). И хорошо, если ваша речь будет богатой, временами сложной и эмоциональной.
Читать книжки - все уже тысячу раз слышали об этом. "Читайте ребенку книжки, это развивает его речь". Давайте всё-таки разберемся, что и как развивают книги. Во-первых, вы читаете ВСЛУХ, фактически ГОВОРИТЕ с ребенком, и это перекликается с советом выше - "много говорить". Вы можете читать свои книги (вслух), от художественной литературы до конспектов лекций - ребенок будет слышать вашу речь и откладывать её себе на полочки мозга (речь, но не смысл прочитанного, не обольщайтесь). Будет здорово, если вы сможете зачитывать философские трактаты так, будто перед вами сказка про репку - эмоционально, с паузами и игрой голоса. Это концентрирует внимание малыша. Не забывайте активно артикулировать, если малыш смотрит на ваш рот. Во-вторых, если вы выбрали детские книги для совместного чтения, отдайте предпочтение тем сказкам, которые имеют много повторений - теремок ("терем-терем-теремок, кто в тереме живёт" повторяется постоянно), репка ("тянут-потянут - вытянуть не могут" повторяется на протяжение всей сказки), курочка ряба ("дед бил-бил - не разбил, баба била-била - не разбила" и другие повторения), колобок (песня колобка). Как я уже упоминала, дети действительно любят повторяющиеся фразы, повтор звуков в одной и той же последовательности сильно привлекает их внимание. Фактически ребенок в определенный момент начинает понимать, что речь - не просто набор звуков, эти звуки имеют определенную ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ!.. (правда, смысл такого финта языком от них ускользает, но само это открытие - уже важный шаг). Наконец, если вы выберете (и я искренне советую) детские стихи, то ваш ребятёнок научится ритмике речи - что в речи есть ударения, что слова состоят из слогов, что слогов может быть больше или меньше. Как ни удивительно, стихи привлекают ребенка сильнее сказок именно из-за ритмичности. Есть у меня предположение, что ритм сам по себе напоминает им биение сердца матери (определенные шумовые удары после относительной паузы), но на научность не претендую))) Начните с замечательной Агнии Барто (вообще у Барто очень много стихов, сложенных в целые циклы, но вам нужны стихи для самых маленьких - уронили мишку на пол, зайку бросила хозяйка и подобные), через пару месяцев попробуйте добавить Маршака и Чуковского (вероятность нулевого внимания приближена к 100%, дети в младшем возрасте вообще не любят что-то новенькое читать, но пробуйте - по 1-2 минутки в день добавляйте "муху-цокотуху", со временем кроха привыкнет и к ней). Хорошо, если вы будете уделять чтению книг 5-10 минут КАЖДЫЙ день, пусть даже в несколько заходов. Хорошо, если вы со временем выучите пару сказок или стихов, чтобы прекращать начинающуюся истерику переключением внимания на знакомые строчки. Хорошо, если в книгах будут простые крупные иллюстрации без кучи мелких деталей (сейчас малыш сможет распознать их контур, форму, цвет, а позже - выучить по ним главных героев, животных, людей и даже растения). Хорошо, если вы не будете сидеть на одной сказке 6 месяцев подряд, а будете добавлять новые истории и усложнять речь новыми словами и более сложными, длинными текстами. И не просто хорошо, а обязательно, чтобы все сказки и стихотворения были в полном, не усечённом варианте (к сожалению, сейчас много "теремков", которые укладываются в 16 строчек. Весь смысл повторов одних и тех же фраз в них выкинут, оставлен только сюжет, который кроха пока ещё не способен оценить).
Кратко:
- называйте и показывайте окружающие предметы
- разговаривайте
- читайте вслух
Мы использовали все вышеназванные способы развития речи далеко не каждый день, но всегда, когда была такая возможность и усталость не брала надо мной верх. Эти советы актуальны для малышей с рождения и, похоже, до конца жизни - мы до сих пор тыкаем пальцем, разговариваем не умолкая и читаем на ночь (а иногда и днём). Да и я порой ищу значения новых слов, стараюсь общаться с разными людьми и читаю исключительно разнообразную литературу (до ядерной физики не доберусь, слишком сложно, а жаль). Всё, что вы здесь прочитали, развивает так называемый "пассивный запас" речи, то есть способность ребенка узнавать и запоминать новые слова и их значения. В следующей части постараюсь сделать акцент на упражнениях для развития активной речи - умения произносить звуки и складывать их в слова.
Комментарии приветствуются)