Полтора года! (18 месяцев)
Растем и развиваемсяСтал еще более активный, веселый и в то же время более требовательный, нетерпеливый, капризный, категоричный.
Очень много гуляем на улице. Дома стало тяжело его развлечь. Стал меньше играть самостоятельно. Раньше книги «спасали». Сейчас стал очень избирателен. Будем читать только то, что он выберет. И в целом очень много «нет» появилось. Может кризис полтора года? Из топ-игрушек сейчас: наклейки. Скоро все ими обклеит. Заказала многоразовые.
Как многие мне писали, нужно уметь видеть достоинства в своем ребенке:
- Я стала проще относиться к его странностям. Он в то же время стал проще относиться к другим детям и некоторым взрослым. На площадке может даже сесть рядом с ребенком поиграть. Стал чуть проще реагировать на то, что другие дети играют его игрушками. Может иногда прохожему улыбнуться, если те ему улыбаются.
- Стал больше и дольше смотреть в глаза.
- Более тактильным стал. Может прибежать обнять меня. Но обнимашки секунды 2 длятся.
- Понимание речи нормальное
- Присутствует имитация действий, звуков, эмоций. Например может вытереть салфеткой нос, когда видит, что я себе нос вытираю, если смеемся тоже может посмеяться, если с утра потягушки делаю со звуком ыыых, то тоже может повторить.
- Неплохое совместное внимание. Когда например говорю: смотри муха и показываю пальцем, то смотрит куда показываю
- Есть указательный жест. На улице часто использует, дома меньше. Использует звукоподражания и жесты, чтобы что-то получить. Часто берет меня за руку, ведет куда нужно ему и показывает пальцем что хочет и говорит дяйте. Может иногда позвать «мама», чтобы обратить внимание.
- По прежнему хорошо знает многие цвета и некоторые формы. Но нааамного реже по просьбе показывает. Только если сам настроен.
- По прежнему хорошо собирает пазлы, сортеры, игры на липучках. Но особое настроение нужно.
- Книги намного меньше интересуют, чем раньше. Но очень многое может по просьбе найти и показать. Не только предметы, но и некоторые действия. Например может показать где мальчик упал, где дядя подметает, где девочка плачет…Книги каждую неделю меняю. Уже больше 100 штук, но он многие хорошо знает, могу какой-нибудь стишок рассказать или песенку спеть и он может соответствующую книгу принести.
- Понимает быстро/медленно. Когда катаем машинку, играем так. Бы - это значит быстро едем, ме-медленно. Понимает холодный/горячий. Батареи, воду, еду трогает и комментирует: ах-ах горячий (в действительности теплый), либо бррр - холодный. На картинках понимает один/много. В реальности пока не понимает или не хочет. Большой/маленький знает и соответствующе комментирует: ба -большой (иногда охо ба- ого большой), мааа(тонко тянет)- маленький
- Части тела показывает на себе, на нас, в книжке: глаза, нос, рот, язык, зубы, уши, лоб, щеки, шея, пальцы, левая рука, правая рука, ноги, живот, пуп, колени, попа
- Показывает как плачет, смеется, улыбается (в действительности кривится), показывает язык, удивляется. Плач иногда очень правдоподобно изображает
- Может пожалеть (погладить), если якобы плачу
- Появился аппетит. Но по прежнему не любит почти никакую крупу, макароны, овощи.
- Часто (не всегда) осознанно да и нет на вопросы отвечает.
- Проявил интерес к буквам и цифрам. Но я его подавила. Сейчас знает А, О, М, 1, 2, 3, 4, 5. Раньше если где-то их увидит, то обязательно называл. Сейчас только если спрошу и то не всегда ответит.
- Любит играть в прятки, ку-ку, догонялки
Из минусов:
* слабая динамика развития речи
- Плохой отклик на имя. Я замечаю, что стала слишком часто называть его имя. Особенно, если он вредничает и я ему строго донести что-то пытаюсь. Может еще по этой причине игнорирует. При этом, когда с ним играем, обнимаемся, он любит всякие уменьшительно-ласкательные вариации его имени: Санчик, Саня, Санёк, Санёчек. И если я окликаю его «Саша», то может не реагировать, но тут же скажу Санёк, он улыбнется и повернется ко мне. Не знаю считается ли это за отклик на имя?
- Стимы и стереотипии просто сменяют друг друга. Неделю назад были цыпочки, перебирание пальцев и мотание головой «нет-нет». Сейчас безумная любовь к дверям и калиткам, перекладыванию предметов.
- Слабое разделенное внимание. В гостях находит интересные игрушки и несет нам показывать, на улице камешки мне приносит показать. Но часто что-то показывает, озвучивает, но при этом не смотрит на меня. Но иногда ждет от меня, чтобы я прокомментировала. Возле песочницы растут цветы, там нашел маленький тюльпан. Кричит во все горло ВАААА (вау) при этом на меня не смотрит. И так несколько раз, пока я не ответила: дааа, какой красивый тюльпан ты нашел.
- Постоянно руки тянет в рот, иногда до рвотного рефлекса. Пальцем чешет задние зубы. И в целом очень многие предметы в рот тянет. (Зубов 16. Пока не намечаются новые).
- Просьбы выполняет через раз. И надо раз 10 повторить
- Стало тяжело его заинтересовать, завлечь. На все «нее» отвечает.
- Более капризный стал. Если что-то хочет или не хочет, то будет кричать и топать ножками. Трудно переключить внимание.
- Игнорирует музыку, не танцует. Пару раз включала симфонический оркестр. Смотрел пару минут с интересом и открытым ртом. Телевизор не включаем вообще. Он не знает что такое мультики. Не скажу, что против мультиков, просто, зная его, если начнет смотреть, то будет гнуть свою линию и закатывать истерики
- Любит убегать куда глаза глядят. Я обычно зову его по имени и он обычно не реагирует и бежит дальше. Была недавно ситуация, когда он пробежал половину парка и ни разу не обернулся. Я про этом его не звала. Но, когда моя мама гостила у нас и ходила с ним гулять, он, убегая от нее, всегда посматривал, чтобы она шла за ним.
- Сюжетно-ролевой игры по прежнему нет. Мне писали, что в этом возрасте главная деятельность: предметно-манипулятивная. Но в то же время психолог написала, развивать сюжетно-ролевую игру. У него пока только задатки. Покормить игрушку, дать воды. Потушить пожар с помощью пожарной машины. Полечить, пожалеть и покатать на скорой упавшую игрушку или мне царапины полечить. Починить машинку инструментами, которую сам же и бросил. Каждая игра на пару секунд.
- Ест чаще руками, чем ложкой. Зато отличный пинцетный захват, каждую рисинку может захватить. Ложкой, кстати, ест не правильно. Вогнутой частью к языку поворачивает. Сколько пыталась научить правильно, начинает нервничать. А когда аппетит испортился, я решила, что пусть хоть как-то ест.
- Не может пить. Постоянно давится. Из поильника еще более-менее, из кружки вообще не может.
- Рисовать не любит. Пластилин ест. Нравится ему его мять, нажимать, но не может удержаться, чтобы в рот не засунуть. С крупой любит играть, но быстро начинает все раскидывать. То же самое и с кинетическим песком
- Не любит мыть руки , лицо, чистить зубы и уши, вытираться, одеваться, раздеваться. Это все с боем.
- Вечером у него, видимо, происходит сброс накопившихся за день эмоций. Он носится с воплями и диким смехом. Карабкается везде. Может укусить меня и схватить за волосы, но не из-за агрессии, а от переизбытка чувств. При этом хохочет. Строго говорю ему что так нельзя. Если днём он так не делает, то вечером он неуправляем. Поиграть в тихие игры, почитать не удается. Помогает только покатать его на одеяле, на большом детском самосвале, в коробке или туннеле. Он сам выбирает. Это он обожает. Читала, что это возможно связано с некоторыми нарушениями сенсорики. Главное, что его это успокаивает.
Есть еще наблюдение на детской площадке: он слишком часто отвлекается от игры. Он обращает внимание почти на каждого прохожего, на девочек, которые на роликах проехали, на детей, которые на крышу домика залезли, на пчелку, птичек пролетающих рядом, на звуки (на вертолет, низколетящий самолет голову задирает, повторит звук сирены, которая где-то вдалеке звучит, если кто-то смеется, плачет, то может вздрогнуть и глазами искать).
Любит вокруг площадки собирать камешки, любит рассматривать и трогать цветы (всегда проговариваю, что рвать не будем, посмотрим, понюхаем, потрогаем и пусть красивые растут дальше), под елками шишки искать. Вечно находит какие-то бумажки, обертки. Сам бежит их в мусорку выбрасывать. Подергает забор, дорожные знаки, поковыряет болтики в качеле и т.д. В коляске не особо любит сидеть. Домой обычно долго идем, так как по пути он пытается все рассмотреть и потрогать.
Речь (тут хотелось бы послушать советы и мнения):
За слова всегда считала то, что понятно и мне и окружающим, что более-менее четко проговаривает и осознанно использует:
Мама, папа, баба, деде (обращено использует), дя(да), не (нет), дяйте (дайте), дети, иди-иди
Остальные односложные, аморфные слова, звукоподражания. Новые звуки, слова почти не появляются. Нет К и Г, хотя многие детей наоборот чаще всего их используют. И очень однотипное все: па, ма, ба….
Сделала таблицу, чтобы наблюдать динамику.
Животные: