2 года
Растем и развиваемсяВот и 2 года уже! Как же быстро летит время!🥹
За три дня до дня рождения сын стал много разговаривать и повторять. Правда, у него очень слаба артикуляция. Иногда делаю с ним разные упражнения на развитие артикуляции, но ему это не особо интересно. Зато начал звук К наконец-то проскакивать в некоторых словах.
Порой пытается более длинные и сложные фразы строить, простые предложения.
Вот несколько примеров. Видно, что старается, но тяжело ему произношение дается:
Пам не пабом папа а-а пит (похлопывая по себе) - туда не пойдем, папа спит.
Баба адьня памомо деде не - баба одна на самолете прилетит, дед нет.
Патеяи беяя мапима, аняня во - потеряли белую машину, оранжевая вот
Пытается рассказывать. Маме моей на вопрос «где гуляли?» отвечает одним текстом: папива (крапива) мячики не ай вава (мячики не кидать, больно) де упаба (дерево упало). Перевод: гуляли где растет крапива, хотел кинуть туда мячики, мама сказала нет, больно будет, еще там дерево упало😅
Гулял с папой. Приходит домой, рассказывает: абобу(автобус) тётя вава пемабам (чемодан) упаба(упала) Оказалось автобус резко повернул и женщина на свой чемодан упала.
Многое пытается повторять. Пазлы собираем, потерялась деталь, ищем. Я говорю: где деталь? Он повторяет: де детай? Я нахожу: вот она! Он: вотьана. Книжки когда читаем, то может слова договаривать, например про репку: басяя-пибасяя(большая-пребольшая), тяни-тяни, витини не (тянет потянет, вытянуть не может)…
Стал иногда притяжательные прилагательные использовать: папина вава (вода), мамимы батини (мамины ботинки). Игрушки принес: на папа бе(на, папа, овечку). Муж: а гусь тоже мне? Он: не, маме. На вопрос «кого любишь?», отвечает: маму, папу
Фигуры хорошо знает, еще когда сортерами интересовался, выучил.
Но очень своеобразно называет:
Ова овал
Пу круг
Тада квадрат
Пебеме треугольник
Мабабэма многоугольник
Пабэбэма прямоугольник
Дидя звезда
Ти сердечко
Бом ромб
Самое интересное, что он в своих «пебеме, пабэбэма…»не путается. Ну т.е. многоугольник он всегда мабабэма назовет.
Цвета многие уже давно хорошо знает. Может назвать по просьбе цвет предмета, на который укажу, либо показать предмет заданного цвета.
Па красный
Бобобы розовый
Бопы желтый
Тини синий
Бенены зеленый
Беий белый
Тё черный
Аняня оранжевый
Татеий фиолетовый
Без картинок тоже может назвать цвет или предмет какой-то стандартный. Я: какого цвета банан? Он: бопы (желтый). Я: а что бывает оранжевым? Он: апепим (апельсин). Я: а фламинго какого цвета? Он: бобобы (розовый)и т.д.
Ну есть, конечно, и более четкие и понятные для окружающих слова: сьем (съем), читай, неба, чай, шея (шея), выпий(выпил), баба Таня, деда Вова, мокый (мокрый), паанина (пианино), тень, мячики, дети, катейи(качели), дайте, аткой(открой), мотор (р картавит), акуля(акула), дядя, тётя…Много слов есть в арсенале, где звук К западает.
Может посчитать до 5. На улице камешки, в книжке предметы. Или просто так. Говорит: адин, дя, ти, читыйи, пя. Если видит цифры перед глазами то может все от 1 до 9 показать либо назвать.
Иногда что-то говорит, просит, а я не понимаю. Из недавнего: Ищет что-то в книгах, комментирует при этом: топатоди , топатоди. Приносит довольный книгу, где надо соединить предметы, подходящие друг другу. Я, например, спрашиваю: что подходит краскам? И он пытается линию к кисточкам провести. Его «топатоди» -это «что подходит?» означало😅
Из сада забрала, спрашиваю как дела, задаю закрытые вопросы. Потом спрашиваю: а книги читали? Он выдает: «‘имя няни’ найн Бьяту». На следующий день спросила няню, она сказала, что он добрался до ее книжного шкафа, открыл и листал книги. Она убрала все в шкаф и сказала «nein, bleibt zu“( нет, это остается закрытым). Пазлы пособирал, складывает их обратно в коробочку и при этом говорит: аутоймн (aufräumen-убираться). Вот будет мне еще головоломка с немецким😬
Стал намного проще реагировать на незнакомых, малознакомых и знакомых людей. На площадке даже друзья есть. Может с ними даже как-то повзаимодействовать, немного поиграть. Есть несколько детей его возраста, с которыми совпадает по темпераменту и тогда только успевай ловить. Всю местность исследуют, все оббегут, везде залезут, поют, визжат, болтают друг с другом, смеются.
По-прежнему любит книги. Порой только проснется и сразу: папа(мама), читай.
Из игрушек, конечно же, машинки, лего-паровозик, мега блоки.
Пазлы очень любит. Самостоятельно может собирать пазлы из 12 деталей. Те, которые несколько раз собирал, уже не как головоломку собирает, а больше на скорость. Если даю абсолютно новые, то тоже без проблем соберет, просто чуть больше времени уходит. Заказала 15 и 16 деталей. Посмотрим, как с ними справится.
Рисовать не любит. Может каляки-маляки порисовать. Ну либо в книге многоразовой корявые линии от одного предмета к другому провести. Маму и малыша соединить, кто где живет и т.д. Любит напевать. Обычно это первые пару слов какой-либо песни, либо что-то собственного сочинения на своем языке😁
В книге пропела ему одно четверостишье на немецком. Перевела, что оно про исцеление. Теперь засыпает только под эту «песенку». Если ударится, упадает, бежит ко мне и поет Хайле-хайле (-исцеляю), чтобы я пела ему. Уже надоедает такая зацикленность на этой песенке-четверостишье.
Знает многих животных, птиц, насекомых. Может некоторых соотнести: кто живет на ферме, в лесу, в воде, кто что ест. Название транспорта и летает/ездит/плывет. Знает многие предметы быта, одежду, части тела. Умеет различать большой/маленький, длинный/короткий, съедобное/несъедобное, высокий/низкий, один/много. Может на картинке различать некоторые эмоции и действия типа: смеется, плачет, удивляется, спит, ест, играет, падает, одевается и т.д.
В сад ходит без энтузиазма. Остается там максимум на 4 часа. Почти каждый раз плачет при расставании и когда забираю.
Еще стал немного убирать за собой игрушки. Конечно, не всегда и не все. Но очень интересно наблюдать, когда он «починил» все машины, сложил все свои инструменты обратно в коробочку и поставил на место. Или пазлы собрал, сложил в коробочку и в шкаф.
Умеет немного сам раздеваться, одеваться пока не очень получается. Моет руки, лицо, вытирается. Когда поест, посуду в раковину складывает, выливает содержимое горшка и моет его, выкидывает подгузник. Если попрошу, может помочь сушилку, посудомойку разгрузить. Ест ложкой и вилкой, но и руками тоже. Не умеет пить из кружки. Когда я контролирую, может попить и то, либо прольет, либо подавился, а сам вообще не умеет.
С горшком пока больших успехов нет. Но я по-прежнему не давлю. Сам не просится, но когда посажу, пописает. В саду так же. А вот по серьезному делу никак не удается словить. Он извещает меня уже после завершения всех дел. Но у него понимание, что он 💩 и дискомфорт от этого относительно недавно появились.
На улице любит бегать, лазать по лесенкам и ступенькам. Ходить по бревнам, пенькам и вообще любым возвышенностям, лазать по валунам, собирать камешки, листики, цветочки. Научился кататься на двухколесном беговеле и немного на самокате. Немного получается прыгать. Ну и лужи это прям вообще one love.
Еще из моих промахов и триггеров это соска. Любит ее безумно. Даю только на сон. Сейчас очень долго засыпает. Без соски будет истерить. В общем, до 2,5 лет буду убирать как-то.
По вечерам у него иногда случается дикий прилив энергии и он сносит все, лезет везде, проверяет границы, нарушает их. И там в ход все его приколюхи идут: кружится пока не упадет, цыпочки, двери туда/сюда, запрокидывание головы, махи головой из стороны в сторону, руки назад отставляет и так бегает. В общем творит что-попало. При этом ему жутко весело и он заливисто хохочет. Попытки вразумить, поругать, договориться остаются безуспешными. Помогает только переключить на что-то менее безумное, либо просто контролировать, чтобы не покалечился.
До мультфильмов дело так пока и не дошло. Не вписываются они в наш распорядок дня.
Что касается еды, то тут по-разному. То хороший аппетит, то как цыпленочек что-то поклюет. Любит мясо, креветки, яйцо, фрукты, ягоды, молоко, кефир, йогурт, сметану, хлеб. К овощам и кашам очень привередлив.
Не любитель нежностей. Но может дать себя поцеловать, либо сам поцелует, когда попрошу. Еще игра у него есть: он и все мягкие игрушки бегают и все падают и в зависимости от травмы, либо просто обнимаем, дуем на болячку, либо скорая приезжает и лечит. Вот там от души обнимаемся. А в последнее время на него бывает что-то находит и он сам может подойти и обнять. Редко очень, но так обалденно это.
Порой накатывает грусть-тоска и кажется, что я совсем не гожусь на роль матери. А порой ловлю дзен и снисходительно отношусь к своей неидеальности. Все-таки самое главное, что мы любим своего сына и он это понимает.