Чтобы малыш захотел говорить - рекомендации логопеда
Статьи, ссылки, литер-ра про детейПроблема речевого развития волнует каждого заботливого родителя. И если ваш малыш заговорил на месяц позже, чем соседский Мишка, это не должно вызвать у вас беспокойство, и тем более панику. Милые мамы, сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни.
Научные исследования детской речи устанавливают, что, например, в 1 год 3 месяца ребенок может произносить как минимум 4 слова, а как максимум - 232. При этом обследуемые дети не были ни умственно отсталыми, ни вундеркиндами.
Однако, мы, как родители, должны предпринять всё, чтобы малыш заговорил.
А значит, мы будем:
- тренировать мышцы артикуляционного аппарата с раннего детства. Длительное кормление грудью, использование в рационе твердой пищи, дающей определенную нагрузку на мышцы речевого аппарата, только способствуют этому;
- развивать речевое дыхание, необходимое при произношении многих звуков. Задувать свечи, надувать воздушные шары, дуть на бумажные кораблики, плывущие по воде и т.д.;
- говорить с ребенком всегда и везде, даже если вам кажется, что он ещё пока мал и ничего не понимает;
- сопровождать свои действия словами. Если ваша фантазия не позволяет этого – методика Железновых вам в помощь. Очень занятно, весело и полезно! Под забавные, а главное, доступные для детского восприятия песенки, вы вместе с ребенком выполняете те действия, движения, о которых поется. Например: «Вот так мы открываем дверь - вот так мы закрываем дверь», «Вот так садимся мы на стул – вот так встаем со стула» и т.д. При этом акцентируем внимание на словах, соотнося их с действиями;
- говорить четко, не длинными, сложными предложениями, а простыми, состоящими из 2-3 слов. А о том, что нельзя «ломать язык», подражая ребенку, даже говорить не буду, так как каждая уважающая себя мама знает, что речь развивается по подражанию;
- эмоционально окрашивать прочитанное, увиденное. Читая сказки, стихи, озвучивайте речь персонажей разными голосами. Это очень забавляет детей, привлекает их внимание к слову, услышанному, развивает их эмоциональную сферу. Например, понятия «большой» и «маленький» легче усваиваются, если произносить их по-разному. Слово «маленький» - тихо, высоким голосом, а «большой» - громко, низким;
- играя с малышом, создавать такие ситуации, где ребенку просто необходимо использовать звукоподражания. Например, берете игрушечного зайца и комментируете его действия: «Зайка шёл (топ-топ), упал (бух) и заплакал (а-а-а)»;
- учить распознавать слова, похожие по звучанию, отличающиеся одним звуком. Говоря научным языком, развивать фонематический слух. Например: «Покажи, где МИШКА, а где МЫШКА. Как мишка ходит, а как мышка пищит?»;
- стимулировать развитие всех органов чувств, изучать предметы различными способами: трогать, нюхать, рассматривать. Если ребенок к чему-то проявил интерес, обязательно объясните, что это. Например: «Это котик. Вот его ушки, а это - носик. А где у Маши носик? А вот так он мурлычет…»;
- обращать внимание на развитие общей и мелкой моторики. Но об этом подробнее мы поговорим в следующий раз.