как объяснить,что драться не надо?!
Воспитательные моментыНу пришел момент, которого я боялась.... мне стыдно идти гулять с сыном к деткам. Он всех колотит. Вчера пошли гулять, там 2 девочки наши ровестницы, бегают, потом пошли на горку все кататься, одна из девченок подошла к Илюхе и что-то сказала что ли, а тот ей по лицу как даст. Мне так стыдно стало, хоть сквозь землю провались...... я конеччно стала объяснять,что нельзя драться, с тобой дружить не будут. Но ему хоть объясняй хоть нет... он меня не слушает совсем. Потом сказала иди пожалей Аню, пошел погладил по голове ее. Но он такой,что может и после того как пожалеет снова идти и ударить чуть что ему не так покажется. Да и нас с мужем дома тоже ударяет. Как только что не по его сразу драться. как отучить его от этой манеры? Может в сад пойдет так там сдачи дадут пару раз такие же и перестанет?
Яло
Если ребенок дерется.
Типичная ситуация: Ребенок 1,5-3,5 года. Драки происходят примерно по похожим сценариям: защита своих вещей, границ, поля деятельности, зачастую превентивная защита, т.е. когда на «моё» ещё никто не успел посягнутьТипичная реакция мамы: если вижу в начинающийся конфликт, придерживаю занесенную руку, удара не произошло, мирно продолжаем дальше играть. Если удар/толчёк случился ругаю, объясняю и показываю ребенку, что детишек надо не обижать, а гладить по головке, что надо дружить, что «так себя не ведут», «а если тебя ударят, тебе же не понравится», «пойди пожалей лялю, видишь она плачет, ей больно».В таком поведении мамы есть явные ошибки на обоих этапах.Первый этап, рука остановленная на замахе рукой мамы – это всё равно удар. Для «жертвы» конечно удара не было, никто не пострадал. Но для вашего ребенка удар можно сказать что был – остановка действия произошла не по его воле, не изнутри, а извне. Следовательно его, ребенка, внутреннем поле не возникло никакого собственного тормозящего императива, побуждения к остановке агрессивного действия. Затормозилось только само физическое проявление, а не его психическая составляющая. Следовательно перехватывая руку вы только уберегаете постороннего ребенка, практически ничего не меняя в своём ребенке. А дальнейшее ваше ровное поведение на самом деле демонстрирует ребенку ваше якобы нормальное (сиречь положительное) отношение к его агрессии.(Такой разрыв между психической и физической составляющей действия характерен только для маленьких детей, не следует ту же схему экстраполировать на детей старше 3-4 лет, или искать её аналоги у себя)Реакция на таким образом остановленное агрессивное действие должна быть принципиально такой же, как и на доведенное до конца. Менее сильной, но по своей сути такой же.Совсем иначе дело обстоит, если агрессивное действие остановлено не вашим физическим вмешательством, а голосовым. Если ребенок послушался вашего окрика/приказа/просьбы и остановил действие, это случилось именно благодоря его собственной внутренней команде – он сам себя остановил. Да, причиной такой внутренней команды послужили вы, но действие – целиком его и на физическо и на психическом уровне. Реакция на такое поведение всегда и обязательно одобрение, похвала. Сначала похвалите, что он остановился, т.е. за самоконтроль. Потом, если хотите и считаете нужным, похвалите за то, что послушался вас. И только в последнюю очередь (!) морализаторский вывод о том, что нельзя бить людей. Такая последовательность важна и я думаю не надо объяснять почему. Или надо?Ну и ещё раз напоминаю – вам необходимо быть как можно более краткими. Всю эту схему уложить как можно короче «Аня, нет!» - «Вот умничка! Не дерёшься и маму слушаешься. Ты ведь знаешь что деток обижать нельзя, мы никогда не дерёмся».Второй этап, реакция за свершенное «злодеяние» должна быть четкой. Типично мама садится рядом с ребенком и начинает ему объяснять нечто. Сиречь читать мораль. Это в принципе бесполезно, потому что понятие о морали, и я это уже говорила в теме о манипуляциях, у ребенка в этом возрасте отсутствует как класс. По этому взывать ко всяким абстракциям типа совести, чувства долга и т.п. – с действенной точки зрения бесполезно. Хотя несомненно нужно для развития речи и формирования этих абстрактных представлений в последующем, но ситуация с драками не полигон для подобных тренировок.По этим же причинам, из-за недостатка ассоциативного и абстрактного мышления, ребенку бесполезно говорить «так себя не ведут», «а если тебя ударят, тебе же не понравится». (Честно говоря такие заходы и на взрослых не действуют, вызывая эффект резко противоположный ожидаемому, но уже по другим, чем у детей, причинам.) Дети просто не в состоянии адекватно решить сформулированную вами задачу «что будет если вдруг меня кто-то ударит, будет ли мне от этого хорошо или плохо?». Когда вы переходите к таким, к сожалению типичным, стереотипно запечатленным в нас ещё с собственного с детства, шаблонным объяснениям, ребенок теряет нить, переключается на промежуточную задачу – поиск ответа на ваши риторические вопросы. И попросту не улавливает сути, не понимает даже того, что его «наказывают» лекцией за какое-то плохое поведение.Конечно я немного примитивизирую схему восприятия и мышления ребенка, в голове всё устроено не так плоско, есть и другие грани, оттенки. Но основный мотив структуры восприятия, доминанта восприятия вот такая.Если вы просите своего драчуна пойти пожалеть обиженную им «лялю» или извиниться и это считаете «актом искупления вины», или действием укладывающимся у ребенка в схему и связь с ударом, то вы глубоко заблуждаетесь. Удар и извинения для ребенка будут двумя не связанными между собой актами. Однако после извинений вы возвращаетесь в привычный, благожелательный ритм общения.И что имеем в результате? Так же как и в предыдущем варианте – ребенок получил от вас ваше якобы нормальное (сиречь положительное) отношение к его агрессии. С его точки зрения вы практически никак не отреагировали на его драчливость, потому что тот небольшой промежуток времени между его ударом и вашим первым риторическим вопросом просто выпал, вытиснился из памяти другими активными процессами – размышлениями над вашими вопросами и выполнением требуемых вами действий.Если вы категорически не приемлите драк и хотите что б их не было, значит за ударом должно следовать наказание, сразу, чётко, последовательно, быстро. Желательно логически укладывающееся в ваше представление о том, почему нельзя драться. Ответе себе на вопрос – почему драться нельзя? Затем подумайте, что может быть наказанием соответственным причине.Вот вам пример, на затравку, не универсальный, но что б вы имели наглядное представление, о чём речь в вышеизложенных принципах.Для большинства типичных, бытовых ответов на вопрос «почему нельзя драться» (не принято, не вежливо, никто не дружит с драчуном, и т.п.) логичным наказанием является изоляция, удаление из социума. Уйти с площадки, посадить ребенка на время в коляску, на скамейку, отвести в сторону от места где он играл.Но, ещё раз: сразу, чётко, быстро!Это значит сразу за ударом вы чётко и кратко формулируете проблему «Драться нельзя!» и тут же забираете ребенка (не просите уйти, не зовёте его – это может простимулировать переключение на следующую задачу и забывание, ослабевание значимости только что совершенного действия), немедленно забираете буквально на руках и изолируете доступным и разумным способом на разумное время. После того, как вы изолировали ребенка вы можете, если вам уж очень хочется, кратко (!) сформулировать суть претензии, в одно предложение, глядя ребенку в глаза. Лучший способ формулирования претензии «Я тебя люблю, но драться нельзя» или «Ты хороший мальчик, но сейчас ведёшь себя плохо». Вообще любую претензию следует формулировать по схеме "не личностная критика, а критика конкретного действия", и надо это не подразумевать, а непосредственно говорить ребенку.Время и способ изоляции зависит и от темперамента ребенка, и от силы провинности, и от частоты повторений его агрессии, и многого другого, вы и сами это прекрасно представляете. Это может быть просто отнесение в сторону от песочницы с короткой моралью, или усаживание в коляску на несколько минут (сопровождаемое обиженным рёвом вашего чада), а может и немедленное прекращение прогулки и отправление домой.Главное, наказание (на самом деле любое в этом возрасте, если вы уж взялись наказывать) должно быть последовательным, не прерываемым на промежуточные действия. Например, если для того что б уйти домой вам придётся сначала собрать игрушки возможно лучше применить другой способ изоляции.Не будьте многословны. Если вы усадили ребенка в коляску, на скамейку или отправились домой, не надо всё время «наказания» читать морали. Лучше вообще молчать. И даже отойти на несколько шагов. Ваша речь нарушит непрерывность, разобьет процесс связывания действия ребенка с последствиями и реакцией.Если принцип незамедлительности и непрерывности реакции на проступок нарушен, то лучше в этот раз вообще отказаться от наказания. Наказание незаслуженное наносит больший вред, чем отсутствие наказания за совершенное «злодеяние». Ваша задача – не упустить следующую ситуацию.После того, как наказание закончилось вы можете ещё раз, но уже не «ругательно», а «понимающе, партнёрски» объяснить ребенку свою мораль: «Малышь, пойми, драться нельзя, категорически, потаму что … (какие там вы для себя сформулировали причины?)». Этой, финальной речью вы должны восстановить статус-кво в ваших эмоциональных отношениях – показать ему свою любовь и уважение.НИКОГДА НЕ БЕЙТЕ РЕБЕНКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ!Объяснить ребенку что драться не хорошо ударив его? Абсурд. Не делайте этого, даже если вам очень хочется, даже если вам кажется что другого выхода у вас просто не осталось
03.09.2010
Ответить
Светлана
Мама моя рассказывала,я когда мелкая была,тоже подойду ударю "Дуя!" и убегаю.В итоге ей надоело,она надавала мне по жопе,принесла ведро с водой и тряпку.И сказала: "ах я дура?Целый день за вами убираю,мою готовлю!И дура!Вот бери тряпку и мой полы если ты умная." я плакала и мыла полы)) потом лезла обниматься и целоваться к ней.Это мне года 2 было.Жестоко,но урок пошел на пользу)) Иногда и жестче надо!
01.09.2010
Ответить
Nastya
да уже что только не придумываю. Наверное еще возраст у них такой сейчас. Кто-то говорит перерастет, но я считаю проучать надо и давать знать что можно, а что нельзя.
01.09.2010
Ответить
Светлана
Ничего себе! А вы почему позволяете поднимать руку на себя и отца?Это надо было сразу пресекать на корню.С этого все и пошло.
Ребенок думает "ага,маму с папой могу ударить,почему ее не могу?"Надо воспитывать в мальчиках уважение к девочкам.И прежде всего к матери!С пацанами драться будет,этого не избежать.Но это и не так страшно.Он же мужик будущий:)Должен за себя постоять.
А вот что касается отношений с девочками,так вот сейчас они и закладываются.
И в его будущей семье,в отношении с женой может сказаться
01.09.2010
Ответить
Nastya
я не позволяю себя бить, я сразу пресекаю, а ему все равно. наверное слабо это делаю, надо строже быть. У нас чуть что не так, сразу или кулаки в ход или швыряет что есть под рукой.
01.09.2010
Ответить
Лиза
Да....момент тяжелый...тоже боюсь этого...когда сынка на свет появиться..я смотрела передачу,там ребятки тоже щипали мам..всех..больно...надо мимикой показывать.что это больно....можно даже один раз дать по попе и сказать...больно?зачем также делашь другим?вообщем показывать малышу...если не понимает...я наверное буду гразить тем,что малыш любит...любимой игрушкой или еще чем-то таким...
01.09.2010
Ответить
Nastya
у нас обратная реакция на все. Ему нравится делать больно всем, все кричат, говорят больно, а он смеется и продолжает свое. По попе даю, спрашию нравится - а он смеется и говорит - да, еще. Он воспринимает это как игру. кричи на него, шлепай он думает это игра. А когда наругаю или дам по попе больно, плачет и идет искать защиты у других (бабушки, папы) они начинают его защищать, и ругать маму!!!!!!!! тем самым непроизвольно показываю сыну что мама не авторитет. Поэтому -то вот такой и растет.
01.09.2010
Ответить
Светлана
Может для начала обговорить в семье и выстроить правильную семейную политику?
Конечно другие члены семьи 100 раз неправы когда так делают! Этого делать ни в коем случае нельзя!
Они могут вам сделать замечания в стороне,но не при нем!
У нас,если я ругаю,все молчат*Если она идет к кому то жалиться,все еще добавят. Мол а зачем так сделала?Видишь,мама сердится!
Муж пытался защищать,встревать,я это пресекла на корню! Говорю,если такой умный,сиди дома и воспитывай!А я пойду работать.
01.09.2010
Ответить
Лиза
Совет-скажите всем бабушкам и так далее,что мама тут вы!иначе он вообще вас слушать не будет!Я всех своих предупредила,что воспитывать буду я и никакие там бабушки и дедушки и баловать тоже не позволю...туже самую конфетку чтобы позволить ребенку,я считаю он должен заслужить.
01.09.2010
Ответить
Nastya
да с ними трудно разговаривать о чем-то бабушки и дедушки считают,что они и только они правы. Но мы уже от бабушки уехали, баловать некому,слава богу
01.09.2010
Ответить
Лиза
просто я жиу по соседству со своими родственниками...повесили ребенка на бабушку и она естественно набаловала и мама ребенка...ну а мучится опять же ей....сегодня пошел в школу...за калами и лебедями!Ребенок читать вообще не хочет!
01.09.2010
Ответить