Глен Доман: Великий и... Ужасный?
Раннее развитие
Глен Доман: Великий и... Ужасный?

Пожалуй, ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Кажется, среди тех, кто хоть раз слышал об этом человеке и его школе, нет равнодушных: или - страстные и пылкие сторонники и верные последователи, или - решительные противники. Так кто же он, Глен Доман: величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев или просто автор сомнительной методик, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания?... Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?
Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом - слова, картинки … Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей.
(Можно я коммент вставлю? Ничего подобного в плане успеха с больными детьми не было, подробнее можно прочитать из Википедии, со ссылками, естественно: "Методики Домана являются предметом критики некоторых специалистов. В частности, в журнале Американской ассоциации педиатров были опубликованы статьи,, утерждающие, что методики основаны на устаревших и упрощенных представлениях о психологии развития, а эффективность методик была поставлена под сомнение."
А на английском из страны его жительства ссылок ещё больше
, читай не хочу. И все в один голос твердят: "Эффективность методик сомнительна". Но речь, конечно же, идёт о больных детях. Про здоровых - отдельная история.)
Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов ( и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.
Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.
(Касательно его "открытий" опять уместно вставить вот это: "Методики Домана являются предметом критики некоторых специалистов. В частности, в журнале Американской ассоциации педиатров были опубликованы статьи,, утерждающие, что методики основаны на устаревших и упрощенных представлениях о психологии развития, а эффективность методик была поставлена под сомнение.")
Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд - десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.). По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво. (И столь же нереально, поскольку гений - это особый врождённый потенциал мозга, не приобретённый).
И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман. (Не совсем так, ведь подобные индивидуальные занятия можно проводить с детьми в детском саду, при наличии, выдёргивая детишек из коллектива, кого на 5 минут, кого на 10, и карточки можно иметь одни на всех, аргумент не зассчитывается).
Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» - не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше. (Можно ненароком подумать, что кроме карточек по Доману ребёнком ничем заниматься не будут, это буйная фантазия автора, аргумент не зассчитывается).
В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места. (Поэтому Домановскую идею развил педагог Маниченко, дополнив методику как раз этими самыми пестушками и пальчиковыми играми, аргумент не зассчитывается).
Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации.
Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. (Да, конечно, а ведь ему ни с родителями, ни с другими детьми не дадут общаться) А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье. (Возможно, и об этом уже писалось выше, нужен дополнительный педагог в саду, к-й будет проводить с детьми индивидуальные занятия десятиминутки, и это касается не только домановских карточек, так же и музыкой в индивидуальном порядке можно и нужно заниматься, а не так как было в моём детстве, все поют, а я только рот стою раскрываю, и тётю не знала как зовут, не знала и она меня, это были не уроки музыки, а профанация в дет. саду. То же и в школе, тётка песенник с баяном, диктовала нам слова песен, а петь мы и не успевали, это был сплошной диктант, ё-маё, издевательство над творческими да и обычными детьми).
С другой стороны, в свое время Глен Доман выдвинул лозунг: «Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад». (Это он утрирует, явно, к счастью, мне память не отшибло, и я помню как мне нужны были игрушки).
Вдохновленные родители кинулись воплощать в жизнь Заветы Великого Домана. И что же? Их дети и вправду начинали гораздо раньше сверстников писать и читать, играли на скрипке и выполняли в уме сложнейшие математические операции. Но… спустя некоторое время выяснилось, что, несмотря на всю свою эрудицию, они лишь ловко манипулировали числами, нотами, разнообразными фактами, но не могли их творчески применить. Более того, эти дети оказались неспособными и к нормальному человеческому общению. Почему же?
Да как раз потому, что родители с самого раннего детства лишили их возможности самостоятельно играть в ролевые игры. (Да? А может, потому что их грудью не кормили, а просто сунули в рот сначала пластмассовую бутыль с резиновой соской? И вообще ролевые игры никто не отменял, одн другому не помеха.) Ведь для того, чтобы стать выдающимся математиком, музыкантом, ученым требуется не только получить некий объем информации. Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя информации в активную созидающую Личность необходимо еще нечто, для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное, то непостижимое, что зовется интуицией, та искра вдохновения, разжечь которую в человеке может лишь спонтанная творческая игра. К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.
Физическое развитие. В принципе, широко популярная у нас динамическая гимнастика для младенцев вполне заменяет упражнения, которые предлагает выполнять Доман, и многие родители интуитивно делают со своими детьми именно то, о чем он пишет. Но есть одно существенное отличие. Доман предлагает закреплять у новорожденных ползательный рефлекс, что ведет к стремительному росту нижних отделов мозга. Сделать это совсем несложно. С самого рождения малыша нужно помещать в специальное приспособление, трек для ползания ( его подробное описание можно найти в книге Г. Домана "Как сделать ребенка физически совершенным"). Можно заменить трек двумя книжными полками, поставленными на полу так, чтобы малыш, лежа между ними на животе, касался их бедрами и предплечьями. Благодаря этому будет срабатывать тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш сможет проползать довольно значительные дистанции. Кладите малыша в трек на время дневного сна или, если вас шокирует, что кроха будет спать на полу, давайте ему поползать, пока он бодрствует. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам. Представляете, как много он узнает, пока его сверстники будут лежать в кроватках и манежах! (Представили, и этим заниматься я лично не собираюсь, ведь если раньше поползёт, раньше пойдёт, раньше нагрузка на позвоночник, раньше сколеоз, спасибо не надо. Будем развивать физически, конечно, но без полок).
Чтение. Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка читать, основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу. Доман считает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы, по которым письмо передает устную речь. На практике дети редко улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать. Так что стоит с самого начала опереться на методику, которая позволит ребенку структурировать речь. Идеально для обучения маленьких детей подходит методика Зайцева. А параллельно с изучением складовых кубиков можно вводить и слова, но только те, которые ребенку уже хорошо известны и которые он умеет говорить сам. Каждое новое слово, освоенное малышом, записывайте на карточку и вставляйте в особый альбом, который регулярно просматривайте вместе с крохой. Когда малыш начет говорить словосочетания и предложения, записывайте и их. Со временем можно будет начать писать крупными, четкими буквами (не меньше 2 см. в высоту) небольшие сказки или рассказики читать их вместе с крохой. Все это поможет ему освоить со временем письменную речь также легко и естественно, как и устную. (С этим согласна, нужно лишь около сотни не больше этих домановских карточек приготовить, и следом переходить к фонетическому методу, такому как у Зайцева или другому, но тоже фонетическому. Я планирую использовать смесь карточек со складами и буквами в разных ипостасях).
Математика. По мнению Домана, ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками ( когда нам говорят, к примеру, сто двадцать четыре, представляем себе число 124, записанное цифрами, а не реальное количество). Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами. Возможно, это было бы и неплохо, но методика столь трудоемка, что воплотить ее в жизнь вряд ли представляется возможным. Но в одном Доман прав. Малыш должен сначала очень хорошо понять, что такое количество, и лишь когда он реально будет представлять себе, что такое девять яблок или шесть собак, его можно знакомить с цифрами. Хорошим подспорьем при обучении счету могут стать и пособия Зайцева , основанное примерно на том же принципе. (С этим тоже согласна).
Энциклопедические знания. Пожалуй, это самый сложный и спорный аспект системы Домана. С одной стороны, очень соблазнительной кажется идея научить совсем маленького ребенка истории и географии, палеонтологии и искусствознанию. Не правда ли, умилительно выглядит маленький вундеркинд, непринужденно упоминающий мастодонта и гигантского палочника, помнящий год падения Римской империи и сходу находящий на географической карте гору Килиманджаро. И все же, мы можем сообщить малышу сколько угодно важных и интересных сведений, заполнить его головку сотнями и даже тысячами байтов информации, но это вряд ли сделает его умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Надо уметь их анализировать и правильно в нужный момент ими воспользоваться. А для этого уже требуется определенный опыт и интеллектуальная зрелость. Поэтому будет гораздо полезнее, если вы будете знакомить малыша с теми фактами, с которыми он так или иначе соприкасается в жизни или встречается с ними в сказках, песнях, играх. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). (Карточка "пьёт из бутылочки" прошлый век, такой позорной карточки не будет) Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т.д. (По-моему, в это лучше играть, чем показывать на карточках, тоже мне энциклопедическое знание). Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства карточки вставьте в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками - файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.
Чтобы малопонятные абстрактные факты не «повисали в воздухе», такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т.д.). Если малыш без конца требует перечитать «Айболита», самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом «Звери жарких стран», в котором встретятся изображения животных, которых вылечил Айболит. (Вот, с этой тактикой согласна, не просто так в энциклопедию полезли, а связать один предмет с другим, например, литературу с географией, биологией и историей).
Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, не больше чем на одну-две секунды каждую: мозг маленького ребенка работает не совсем так, как у взрослого, и малыш как будто бы «фотографирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Очевидно, для детей первого - начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора - двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает: начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика - лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.
Методом проб и ошибок вы обязательно найдете свой путь в обучении вашего крохи. Нужно только, чтобы пробы были не слишком частыми и противоречивыми, а ошибки не травмировали ребенка и вас.
Автор статьи: Ася Штейн. По материалам сайта
Данный материал предоставлен пользователем Спасибо!
НИЖЕ ДВА ДОПОЛНЕНИЯ.
ВНИМАНИЕ, ВНОШУ ДОПОЛНЕНИЕ В ПОСТ ОТ МАРИНЫ, К-Я ЛИЧНО ПОЛЬЗОВАЛАСЬ КАРТОЧКАМИ. ПРОБЛЕМА ДЛЯ МЕНЯ ЛИЧНО ВСЁ ТАКЖЕ ОСТАЁТСЯ В ТОМ, ЧТО:
1. НУЖНО НАЙТИ ССЫЛКИ НА ИССЛЕДОВАНИЯ, К-Е ТОЧНО ДОКАЗАЛИ, ЧТО ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ХУЖЕ ФОНЕТИЧЕСКОГО.
2. А ЕСЛИ ЭТО ТАК, ТО ХОЧУ ЗНАТЬ НАСКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ ДОМАН-МАНИЧЕНКО ИСПОЛЬЗУЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД, А НАСКОЛЬКО ФОНЕТИЧЕСКИЙ.
Основные итоги и выводы. Не знаю, с чем это связано, но к окончанию курса я заметила, что Кира не просто рассматривает карточки, а запоминает стихи, с радостью и осознанием дела включается в игры. Опять же не могу сказать точно, но именно во время обучения по методике наша речь сделала огромный рывок вперед, особенно это касается запоминания и воспроизведения стихов и песен.
Для тех, кто скептически относится к данной методике, ниже напишу основные выводы О МЕТОДИКЕ, которые я сделала по итогам наших занятий. Опровергну основные моменты, за которые ругают занятия по карточкам.
1. Основная цель методики - не вырастить гения, а заставить мозг работать! Вся жизнь на карточках? Думаю, хватит базового набора карточек, до тех пор, пока ребенок не научится читать.
2. Ребенок лишь пассивный участник? Не знаю, как у Домана, но Маниченко, видимо, улучшил его систему и занятия по карточкам там чередуются с игрой, где ребенок проигрывает все, что было изучено по методике.
3. Ребенок потом не понимает живого общения и становится аутсайдером??? Вот это откровенный бред! Как будто мать вместо слов как робот показывает ребенку карточки и не общается с ним за пределами этих карточек. Опять же, не буду говорить за Домана, но у Маниченко общая длительность занятий в день составляет три раза в день по 5-7 минут, итого 15-20 минут в день!!! Разве за это время можно разучиться общаться по человечески?
4. Плюс, в наш набор входят карточки с буквами, с помощью которых Маниченко предлагает научить ребенка слоговому чтению, чтобы не пришлось заучивать все варианты слова "мама": мама, мамы, маме, маму и т.д.
5. Зачем ребенку "запоминать" внешний вид каждого слова? Все, что мы читаем - мы читаем по памяти! Мы не сидим и не складываем слоги, а просто видим слово целиком и читаем. (Из-за этого часто бывает, что вместо одного слова прочитываем другое, а потом удивляемся полученной чепухе). Благодаря методике получается, что ребенок, минуя этап словосложения, сразу узнает "слова в лицо". А вот чтобы не "запоминать" все формы слова - для этого в методике на определенном этапе вводится обучение слоговому чтению (п.4) и оно уже ложится на запомненные слова, а после этого в целом получается хороший результат.
6. Ничего трудоемкого для мамы в методике нет! Хотя, конечно, чтобы начать занятия, надо подтащить к ребенку коробку с карточками и она достаточно тяжелая, но при должной физической подготовке это не проблема;)
7. И вообще, любое общение с ребенком и занятия - это всегда плюс! Не важно по какой методике, главное - заниматься с ребенком в принципе.
И наши дальнейшие планы. Ко второму этапу мы планируем перейти не раньше марта-апреля. А пока будем осваивать диск "Говорим с пеленок", который также входит в набор "Букварь с пеленок".
ДОПОЛНЕНИЕ ОТ ВЕРИ Вери
Скажу лишь одно: в раннем развитии ребенка, особенно до ГОДА!!! должна быть сильно задействована мелкая моторика, которая абсолютно отсутствует в данной методике.
Есть целая куча методов, простых обычных методов, которые более эффективнее, чем эта методика, потому что задействуют мелкую моторику, тем самым способствуя развитию речи, да вообще общему развитию. Да хоть например, если родитель хочет познакомить ребенка с буквами, лучше всего это сделать с помощью магнитного алфавита. Буквы можно не только увидеть, но и потрогать, а еще лучше попробовать на вкус ;-) А после года лучше вообще их лепить из пластилина. Чувствуете разницу?
Хотите ребенка познакомить с животными - нет ничего лучше, как купить фигурки этих животных и дать их ребенку в руки, рассказывая о них, а затем сходить в зоопарк.
Нет денег и места для такого количества материала? Идите в развивающую группу, где этого добра по горло.
Считаю данную методику не то чтобы бесполезной, а вредной для детей, которая действительно тормозит нормальное развитие, тем более учитывая широкий ассортимент детских магазинов. Да простят меня Глен Доман и все его последователи...