Три тактики семейного воспитания
Воспитание.
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть, — это серьезный повод для разговора.
Зачатки тревожных состояний появляются тогда, когда ребенок узнает, что хорошо, а что плохо, нравственно или безнравственно. На конфликты, которые разыгрываются между «Я» и объективным миром большое влияние оказывает родительское воспитание. Необходимо помнить, что для ребенка важны не только слова, но и интонация, с которой эти слова произносятся. Если взрослый человек рассказывает ребенку что-то со страхом в голосе, то эмоциональное состояние передается ребенку, и он так же начинает испытывать страх. Семейные проблемы, напряженное эмоциональное состояние родителей так же приводит к тревожному состоянию ребенка.
Очень важную роль играет родительская установка: мой ребенок должен быть лучше, чем я. Такая позиция приводит к не внимательному отношению к проблемам ребенка, что формирует у него ощущение покинутости, не защищенности. Ребенок не чувствует поддержки родителей.
Очень часто родители переносят проблемы, истоки которых в раннем детстве, на ребенка. Утверждая, что на самом деле они не чего не боятся, а вот ребенок наоборот. Выстраивая соответствующую тактику воспитания, стремятся оградить ребенка от беспокойного мира. Вследствие чего, негативные родительские переживания проникают во внутренний мир ребенка.
Среди негативных тактик воспитания ребенка можно выделить три основных: отвержение, сверхтребовательное отношение, гиперопека.
Первая тактика «отвержение» - страхи, возникающие при подобных отношениях будут характеризоваться некоторой «размытостью», ребенок не всегда сможет сказать чего он боится и почему. Страх особенно усиливается в ситуации не определенности, отсутствии полной информации. «Не знаю, что я с тобой сделаю!» так родители увеличивают страх ребенка. Нормальные же взаимоотношения позволяют ребенку принять родительские убеждения, мировоззрения, стратегии, способы поведения.
Вторая тактика – сверхтребовательное отношение. При сверхстрогом воспитании ребенок не получает необходимого ему эмоционального контакта, ощущения благополучия и защищенности. Ребенок боится всего, что связанно с критикующими и пугающими родителями. Так, ребенок может бояться закрытых дверей, потому что из-за них всегда появляется наказывающий родитель. Ребенок начинает бояться того, что символизирует наказание.
Третья тактика – гиперопека. Подобно тому, как незакаленный ребенок имеет больше шансов заболеть, так и сверхоберегаемый может приобрести неспособность принимать самостоятельно решения. Страхи появляются и в том случае, если родители очень тревожные люди и «передают» ребенку свои страхи. Если родитель все время повторяет с тревогой в голосе «Не отходи, а то потеряешься, что я тогда буду делать?», то ребенок начинает испытывать страх перед всем окружающим, не учиться ориентироваться, что еще больше усиливает страх его родителей.
Тревога, возникающая у ребенка, переживается в фантазии, которая придает ей направленность, провоцируя, таким образом, страх.
Приведу один пример, девочка трех лет боялась воды и громких звуков. Как гроза, так и громкие звуки ассоциировались у девочки с семейными неурядицами. Родители, думали, что страхи их дочери непосредственно связанны с грозой и громкими звуками (хлопает дверь, звон посуды) и поэтому прилагали все усилия, что бы помочь дочери преодолеть данные страхи. Поэтому страхи не исчезали, а уменьшались или перемещались на новые объекты. Если бы родители помогали дочери преодолеть страх потери родительской любви, та как девочка боялась, что в результате семейных неурядиц родители будут меньше ее любить, то страхи бы исчезли.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг — предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Важно понимать, что от родителей детям передаются из поколения в поколение не только моральные нормы ценности правила а вместе с ними передаются и травмирующие переживания. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой душевного здоровья ребенка.