Несколько слов о нашем немецком садике...
Воспитание.Так сложилось, что мы с мужем не могли долгое время оставаться дома с ребенком, т.к. оба на тот момент были студентами. Поэтому мы искали место в садике для нашего малыша. Немецкие садики принимают детей с 4 месяцев, но мало кто решается отдать совсем крохатных малышей в детский сад, только если иного выхода нет. Такие случаи - нужда, нежели каприз и нежелание заботится о собственном чаде. Такая нужда была и у нас.
Сразу после рождения сына мы обошли все садики в нашей округе, что бы выбрать сад с подходящим для нас концептом, с воспитателями, которым мы бы доверяли. Благо в немецких садах предоставляется такая замечательная возможность посмотреть на жизнь садика изнутри. Для этого необходимо договорится заранее по телефону с директором садика и назначить встречу для разговора. На встрече директор рассказывает о режиме дня в саду, о занятиях с детьми, особенностях садика, его концепте. Затем, как правило следует небольшая экскурсия по различным группам садика, где можно подглядеть чем же в данный момент занимаются дети, а так же посмотреть на обустроенность, на возможности для игр, сна и прогулок. Так мы обошли 4 сада. Колличество садов, принимающих на тот момент детей с 4 месяцев-было ограничено(в основном сады с группами с 2 лет). Это позже был принят закон о принятии детей с года и массивное расширение детских садов. Но сейчас не об этом.
Отдать ребенка в детский сад-не единственная возможность обеспечить ребенку уход и заботу на время работы и учебы. Многие родители предпочитают нянечк. Так называемых Tagesmutter. Эти нянечки проходят курс обучения, с последующими посещениями семинаров и повышением квалификации, а так же должны распологать местом для ухода за детьми.(оборудованные комнаты в собственном доме, либо они снимают помещение). Одна нянечка может взять на уход максимум 5 детей. Возраст от 4 мес. до 3 лет. Цена за уход за детьми такая же, что и в садике. Т.к. работа нянечек поддерживается государством. Т.е. государство, следит, что бы нянечками соблюдались все правила гигиены и прочии условия.(колличество и размер комнат должны соответствовать, питание и пр.) Некоторые родители желают для своих крох именно нянечек, т.к. из-за маленького колличества детей и воспитания, как правило в домашних условиях -атмосфера у нянечек более семейная. Нянечку так же нужно искать самому. Список всех нянечек в округе предоставят государств.органы, интернет, либо посоветуют услуги определенной нянечки довольные знакомые. Мы все же решили отдать ребенка в сад,т.к. хотели, что бы привыкание было только единажды. (ведь у нянечек дети могут находиться только до 3-х лет, а затем снова нужно искать место в саду и снова ребенок должен привыкать к новой ситуации). К тому проблемы могут возникнуть и тогда, когда нянечка заболеет. (они же тоже люди). И как-то сад-более проверенная инстанция на мой взгляд. Что будет твориться у нянечки-фиг знает. Такими были наши мысли на тот момент- и решение устроить ребенка сразу в сад.
Первый сад был как раз при Университете. Прямо в соседнем здании-для детей студентов, профессоров и прочего университетского персонала. Сад довольно неплохой, маленький, уютный. НО с маленькой территорией для гулянок, выходившей почти на главную улицу. И самое главное вдали от дома. Удобно во время учебы, но учиться нам оставлось недолго и что тогда? Вторым садиком был странный сад с евангелическим уклоном. Директор нам не особо симпатизировал, да и он сразу сказал, что шансов у нас там мало( наш сын-католик. мы даже не стали отдавать туда заявление). Третьим садом был сад с католическим уклоном. Вот там у нас были точно все шансы получить место. И последний, который мы осмотрели стал наш нынешний сад-государственный с естественным уклоном. Он нам так понравился, что другие сады сразу выпали из списка. Заявления мы подавали конечно во все три. Ведь было не известно где именно дадут место. Но во всех трех садах нам дали добро и мы конечно решили в пользу последнего.
Итак, чем же привлек нас наш садик…В назначенный день нас встретила доброжелательная директор нашего садика. Разговор с ней был приятный и легкий. Сразу было видно, что человек душу вкладывает в свою работу. Это нас подкупило. После небольшой экскурсии по саду и осмотру всех комнат и большой площадки для гуляния, мы пришли к выводу, что сад нам по душе. Концепт сада был тоже очень интересным. Сад с есстественным уклоном. Это означало, что дети много времени проводят на природе. Раз в неделю у детей- вылазки в лес( или парк) при любой погоде. Дети изучают явления природы, животных, насекомых. Из того, что быстро приходит на ум- это проэкт по пчеловодству. Дети изучали пчел, строили улий и пытались их разводить. Для этого был приглашен пчеловод, который в доступной для детей форме рассказывал о пчелах. Или еще один проэкт, который на данный момент проходит в нашем детском саду-это садоводство. Дети изучают в игровой форме названия растений, цветов, деревьев, выращивают свой маленький сад с ягодами и овощами. Помимо естесственного уклона в саду абсолютно нормально проводятся занятия с детьми по лепке, рисованию. Есть возможность посещать кружки танцев, английского и пр.
Итак, в саду на тот нужный нам момент существовало только 2 группы, куда принимали детей младше 2 лет. И всего было свободно 4 места. К счастью одно из них досталось нам. Эти 2 группы расспологались по соседству в одном крыле коридора. Они называются смешанными. Группа состоит из 15 детей. Возраст детей от 4 мес. до 6 лет. На группу 3 воспитателя(одновременно). В зависимости от сложившейся ситуации и от свободных мест в саду можно получить возможность отдать ребенка на 25,35 или 45 часов в неделю. Детей с местом в 25 часов необходимо успеть забрать до 14.00. Дети с местом в 45 часов могут находится в саду до его закрытия, а именно у нас -это 16.30. Стоимость сада конечно, зависит от колличества часов, проводимых детьми в саду и доходов родителей.
Мы начали наше привыкание в 9 месяцев. При этом сперва я ходила с малышом в сад и мы там играли вместе. В последующем я отлучалась на пол часа, на час и вскоре малыш оставался в саду до обеда.( во время учебы я всегда старалась забирать сына по возможности раньше, хотя и место у нас было на 45 часов). На тот момент он еще кормился грудью.
Было страшно отдавать такого малюсенького не самостоятельного человечка в чужие руки. Но вскоре чужие руки-стали родными и даже был период, когда наш сын называл воспитательницу мамой.(о своих чувствах в этот момент я лучше промолчу). В любом случае душа моя поуспокоилась, когда я поняла, что ребенок в надежных руках. Сейчас нам 4,5 года и мы не знаем ни одного дня, когда бы мой сын не хотел пойти в садик и плакал бы. До того все детки и воспитателья ему там родные. Да, в отличае от многих русских садов-в немецких садах дети остаются в одной группе на протяжении всего пребывания в саду. И воспитателя меняются только в том случае, если уволняются, переводятся или уходят в декрет. За эти 4 года у нас сменилось 2 воспитательницы, а одна так и осталась с нами, но дети быстро полюбили и других.
Режим детского сада.
До 9 часов родители должны привести ребенка в сад, т.к. в 9 часов начинается по традиции утренний круг. Все садятся на пол на коврике и поют приветственную песню. Затем следуют другие песни, например песни про дни недели. Воспитатель спрашивает какой сегодня день недели и какое сегодня число-потом поется песня. После этого дети поют песни с выполнением различных движений. Так они могут немного двигаться, на подобе утренней гимнастики. Затем все опять садятся и просто общаются. Дети по очереди рассказывают как провели выходные, что делали с родителями, что интересного произошло вчера. Здесь важно терпение и умение слушать. Затем детям рассказывают как будет проходить сегодняшний день, какие занятия с ними будут проводиться. Дети задают вопросы, вносят свои предложения. После утреннего круга дети гуляют, играют, лепят, рисуют, мастерят, с ними читают, передеваются в различные костюмы или дети просто слушают диски со сказками и историями. При чем, если ребенок не хочет рисовать-заставлять никто не будет. После обеда малыши идут спать. Дети с 3-4 лет, а иногда уже и с 2-х(все зависит от ребенка) не спят- они идут либо в кружки, либо играют с друзьями. Мы сами ходим раз в неделю в кружок садоводства и раз в неделю на английский. По пятницам в нашем садике- лесной день. На неделе так же стартуют различные проэкты. Расписание того, что запланировано можно посмотреть на доске информации для родителей. Это могут быть походы в театры, на рынок за продуктами, в дом. престарелых, либо организация и участие в каких-либо актуальных праздниках.
Кооперация с домом престарелых-однa из интереснейших задумок. Дети посещают дом престарелых на праздники, поют там песни, общаются со стариками и получают за это восторги и похвалы со стороны пожилых и сладости. Пенсионеры приходят и к нам в сад, что бы поделиться опытом. Они готовят вместе с детьми вкуснейшее варенье, расскрывая свои секреты приготовления, они рассказывают детям о стиральных машинках давних времен(может кто помнит еще такие доски, на которых стирали), показывают как все происходило.
Четверг-это день игрушек и транспорта. В нашем саду особый концепт с игрушками. Их редуцировали по максимуму и оставили только игрушки из полезных природных материалов. Пластик практически отсутствует. Но каждый четверг дети могут принести в сад свою игрушку из дома. В другие дни-это не разрешается, за исключением плюшевых игрушек, к которым привязаны малыши и которые помогают им заснуть. В четверг достаются все транспортные средства из сарая. Это велосипеды, трехколеные и двухколесные, беговелы, самокаты, и прочии интересные штуки(на них можно перевозить деток) и дети ездят по площадке. В песочнице вместо пластиковых форм-задействованы старые железные кастрюли и миски, ложки.
Еще один из проэктов, которые успешно были проведены в саду-это интернациональные проэкты. Из каждой культуры берутся традиции и обычаи и воплощаются в жизнь. Так, например, паралелльно с немецкой пасхой была проведена пасха русская. Дети пекли блины, водили хороводы, пели песни и сжигали масленицу. Под конец недели приезжал русский кукловод и на немецком языке показывал кукольный театр.
Еда.
Еда в немецких детских садах отличается гораздо от привычной нам еды в российских детских садах. Во-первых нет такого обилия и разнообразия как в русском дет.саду. Во-вторых, не всегда она полезна. Так, например по пятницам детям дают мороженное после обеда. Будь то зима или лето. Сейчас я уже наверное, привыкла к таким особенностям и смотрю на вещи проще, но я была ужасно недовольна, когда моему годовалому сыну давали лизать мороженное, хотя я не хотела кормить его сладостями в принципе в таком раннем возрасте. После разговора с воспитателями они, конечно пошли мне на встречу.
Завтрак у каждого свой. (знаю, что в некоторых нем.садах по-другому) Я же кормлю сына обычно дома завтраком(это каши разных сортов) и отправляю в сад с бутербродами и овощами. Дети поступают в сад в различное время. Кто-то в 7, а кто-то в 9. Поэтому в принципе логично, если дети едят по мере желания, а не в определенно-назначенное время. Иногда, если мне нужно рано на работу и сын уже в 7 в саду, я тоже не успеваю кормить его дома, а даю все с собой и знаю, что сразу как он придет-он поест и ему не придется ждать еще час или два до завтрака. Другие дети приносят мюсли, йогурты. Вообщем то, что любят. Обед у всех совместный и готовится на кухне для всех групп. На полдник овощи и фрукты. При чем, фруктовые и овощные тарелки режут воспитателя и они всегда в доступности детей в любое время.(если вдруг кто-то проглодался). Т.к. в 16.30 сад закрывается-логично, что ужин у нас дома.
По средам, у нас совместный завтрак, приготовленный детьми и воспитателями. Иногда что-то запекается, иногда это просто различные бутерброды. Все зависит от фантазии детей и воспитателей. Продукты к завтраку по средам покупают дети и воспитателя совместно на рынке, неподалеку от сада. В каждой группе оборудована маленькая кухня с печкой и холодильником для приготовления еды. Летом дети варят там самостоятельно под надзором воспитателей варенье. И едят его потом зимой :-).
Как функционируют такие смешанные по возрастам группы?
Вопрос мучил и меня в свое время, как так, дети разных возрастов в одной группе. А вдруг большие будут обижать моего малыша, будут не аккуратно играть, пронесутся по полу и споткнутся об него? На тот момент он только ползал и не умел ходить. Но все мои страхи исчезали постепенно, когда я видела, с каким трепетом старшие детки относятся к малышам, как они ухаживают за ним, помогают кушать, вытирают ему лицо после обеда, возят его в коляске как пупсика, стараются воспитывать, если он полез не туда. Никто даже и не думал его обижать.
А как же быть старшим детям? Неужели они отстанут в развитии и будут вечно гулить как малыши, вместо того, что бы нормально разговаривать? Ничего подобного. Такая группа подобна семье, где есть старшии и младшии дети. И все дети развиваются соответственно своему возрасту, младшие тянутся за старшими. Старшие чувствуют ответственность, стараются быть примером для малышей. Некоторые удивляются,а как же организовать занятия со старшими и младшими. А все так же как и в семье. Со старшими лепят, мастерят, младшие в это время спят, либо тоже лепят и мастерят, только по-своему уровню. Когда старшии детки в лесу- с малышами делают гимнастику, пальчиковые игры, развивают мелкую моторику.
Программа для дошкольников.
Т.к. группы смешанные существуют программы для дошкольников. Несколько раз в неделю дети-дошкольники собираются из разных групп для подготовки к школе. Что конкретно делают там с детьми- пока для меня загадка, у нас еще год в запасе.(может кто из вас расскажет?).
Ну и в заключение- воспитание детей в свободе и демократии.
Это происходит так...Как я уже описывала сверху, с детьми и их мнением считаются, они вносят свои идеи и предложения. Ребенка не заставляют есть, если он не голоден, его не заставляют идти на танцы, если он не любит танцевать, не заставляют спать или просто лежать. Многие проэкты проводятся на добровольной основе. Детей спрашивают кто хочет пойти в дом престарелых, кто хочет принять участие в подготовке к празднику и т.д. У детей есть свои папки для творчества, куда они складывают свои рисунки и подделки. Эти папки-их собственность. Никто не имеет право заглянутъ туда, без разрешения ребенка. В садике так же есть комата отдыха. там ребенок может уедениться, если он устал или не в настроении. Полежать на диване, послушать диск с успокаивающей музыкой.
Каждый год в садике проводится тест на развитие. Родители приглашаются на персоналъный разговор. Из него они узнают как развивается их ребенок, что он умеет, над чем было бы не плохо поработать.
Пожалуй это все.
Может еще добавлю, что каждый родитель имеет право остаться в группе на весь день и посмотреть на режим сада и занятия с детьми изнутри. Для этого нужно просто договориться с воспитателями.
Вскоре возникнут новые проблемы- выбор школы. Но об этом позже.
Подготовка к дню св.Мартина:
Рождественское насторение.
Подделки из мусора.