Страх перед трудностями у ребенка.

Лучший ответ

Моё мнение, вероятно, будет не популярным. 4-5 лет - это возраст для свободной игры, а не для написания букв на доске по очереди. Нет ничего лучше свободной игры для всестороннего развития. И повышения уровня уверенности в себе. Мозг вашего малыша ещё не сломлен и сопротивляется той системе, которая сдерживает его развитие.
17.10.2025
Катерина, про игру даже не спорю. Но кроме игры, есть и развивающие занятия. И это тоже не в форме урока. Писать мелом ему нравится, это игра. Другое дело, что изобразить образ буквы ему сложно, но вместо того, чтоб пробовать, он вообще отказывается от попыток. Другие дети выходили и делали, у кого-то лучше получалось, у кого-то плохо, но пробовали все, кроме моего.
17.10.2025
Марина, если с вами дома в игровой форме без оценки и сравнения по своей инициативе пишет буквы на доске, значит, там на занятиях не комфортно, не ощущает себя в безопасности, пока не способен преодолеть стресс, таковы особенности психики. И в этой ситуации важнее защититься от стресса. Т к в этом возрасте он крайне губителен для нейронных связей. Готовность к школе оценивают с 6 лет. И оценивают не столько уровень каких-то знаний, сколько психологическую готовность.
17.10.2025
Катерина, про готовность знаю. Речь не про школу вообще. Буквы мы с ним не писали ни разу. Он не умеет. Об этом и речь, что задание новое, способ его выполнения ребенку малопонятен, труден. И вот в таких ситуациях его первая реакция - уклонение, бегство. Не попробовать, а может и я смогу, может и у меня получится, а засунуть голову в песок. Я об этом.
17.10.2025
Марина, это не голова в песок, это защитная реакция на стресс. Представьте, например, что вас попросили выйти и перед толпой незнакомых людей пересказать отрывок лекции, которую вы первый раз в своей жизни прослушали. Сопротивление новому - это базовая реакция человека на изменения. Взрослого. А тут малыш. Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Лучше всех придерживаются правил, обычно, сломленные дети. Ещё раз повторюсь, свободная игра, т е такая, в которой ребёнок сам выдумал что-то и сам это реализовал - вот, что формирует уверенность в себе и своих силах. Причём это может быть что-то совершенно нелогичное нерациональное или не полезное с т зр взрослого.
17.10.2025
Катерина, вам показалось, что моему ребенку не хватает свободной игры. Но это не так.
17.10.2025
Марина, её не хватает всем детям, которые посещают дду, к сожалению. Дело не в том, достаточно, не достаточно. Свободная игра естественным образом многократно закрепляет паттерн "я придумал-я воплотил-у меня получилось". Чем больше в этой игре новых нестандартных моментов, тем лучше. Т е, напрмер, конструктор начинает плавать в воде, закапываться в песке, обклеиваться наклейками, обматываться нитками и т. д. Если процесс ещё и подкрепляется регулярным одобрением значимого взрослого, то все это в совокупности естественным образом культивирует уверенность и учит не бояться пробовать новое. Если что-то на этом пути пошло не так или если ребенок сверхчувствительный, во-первых, имеет смысл вообще не концентрироваться на этом, не обсуждать с ним такие эпизоды. Хвалить за что-то другое. А также важен личный пример. Показать, что вы тоже боитесь чего-то, но из интереса пробуете, и не расстраиваетесь, если не получилось/не понравилось.
17.10.2025
Катерина, мой ребенок пошел в сад полтора месяца назад. Ходит полдня. До этого постоянно играл один и с компанией детей. Он очень общительный. А проблема уже была до того. Он так реагировал сразу. С года-полутора.
17.10.2025
Марина, тогда вероятнее сверх чувствительность плюс адаптация. Ну и повторюсь, вот конкретно с примером выйти к доске - нормальная реакция.
17.10.2025
Я думаю,что это история про борьбу с трудностями она не имеет верного решения. Кто знает с чем нужно бороться,а с чем нет? Кто решает когда человек готов? Чья эта цель вообще про ,,преодоление,,? Возможно, что все не всегда так как видится нам, родителям. Есть какая-то социально-одобряемая реакция, про то,что нужно пробовать снова и снова. Но ведь,если мы допускаем,что все мы разные,то может и допускать то,что и задачи мы решаем разными способами? Может их (способов) больше,чем один? Я редко пробую еще и еще, я скорее отхожу, смотрю со стороны и решаю другим путём. И это тоже способ. Я бы посоветовала понаблюдать. Возможно у ребенка нет вообще такой задачи ,которую вы перед ним ставите. Может он и не хочет к доске. Попробуйте увидеть а как он решает, когда ему действительно нужно. Как справляется, какие способы находит,чтобы дойти до своей цели? Может он сотрудничает, может ищет кто сделает за него, делегирует, может как раз пробует и пробует...понаблюдайте
17.10.2025
Анастасия, да, он всегда просит помощи. И это его устраивает, если сделают за него. Но в группе нет мамы рядом, нужно самому. Если я предлагаю ему справиться самому, он просто не делает и все.
17.10.2025
Марина, а что будет,если он не будет делать? Может дать возможность накопить уверенности? И взрослым бывает сложно, а тут и пяти нет ребенку
17.10.2025
Анастасия, он либо вообще бросает выполнение дела, если это игра, например, либо, если от этого отказаться нельзя, например, надевание колготок, делает этого со слезами и с моей помощью. Но в итоге навык мы формируем и дальше уже легко, о трудностях он не вспоминает.
17.10.2025
Мой тоже не пойдет к доске писать букву, ему просто страшно. А еще я скажу ужасное, я его этому пока и не учу. Рано еще. Успеет и читать и писать. Школа не зря с 7 лет. В возрасте 6-7 всему научим. А пока рано еще. Мой стих не хочет воспитаелю расказывать (знает хорошо, но боится). Просто нужно принять и дать ребенку доиграть, не лишая его детства. В садик дети должны ходить играть и возможно что-то творческое, спортивное. Это просто мое мнение.
17.10.2025
Наталья, я не только про буквы. Это просто пример свежий. Это системное реагирование на любую трудность. Хоть ложку держать. Что ребенка теперь кормить надо до совершеннолетия, потому что ему есть трудно?
17.10.2025
Вот поэтому до 7 лет надо играть, а не учиться. И через игры и общение формировать уверенность в ребенке. Ибо в этом возрасте страх перед трудностями естественен.
17.10.2025
Анастасия, я как-то читала, что в этом возрасте как раз самооценка завышена, что позволяет ребенку пробовать многое, не боясь трудностей.
17.10.2025
Наталья, пробовать многое и выполнять задания, которые так или иначе оценивают, даже если эта оценка правильно/не правильно, справился)не справился - это разные вещи. Наверное, поиграть в новую игру без соревновательного элемента ребенок тс не откажется...
17.10.2025
Анастасия, отказывается от действия даже если он один и никакого соревновательного момента нет.
17.10.2025
Марина, ну то есть вы говорите, давай поиграем в новую игру, а он говорит нет, не буду?
17.10.2025
Анастасия, да, если ему трудно.
17.10.2025
Марина, так а что трудного в игре в машинки, например? Или вы предлагаете настольные игры? Здесь я его прекрасно понимаю, терпеть не могу новые настолки.
17.10.2025
а разве он должен быть как все в 4 года? разве это "проблема"?? я бы ждала пока сам дозреет и не нагнетала бы.
17.10.2025
Мамазавр, а что значит, как все? Это не разовое поведение, а уже системное реагирования. Часто, на трудности в разных сферах.
17.10.2025
Марина, это характер ребенка, это не проблема. если сейчас привязаться к ребенку, акцентировать на этом внимание, то тогда он поверит сам что это его "проблема". лучше просто отстать сейчас. быть заодно с ребенком, а не с воспитателем.
17.10.2025
Мамазавр, характер же - вещь изменяемая, не так ли? Мы для того и прикладываем усилия, чтобы человек стал другим, лучше, а не таким, каким пришел изначально.
17.10.2025
Марина, не правильно. Не даром все современные книжки по воспитанию детей начинаются с принятия и безусловной любви. Чем больше его принимают и любят без условий, тем больше вероятности, что он будет способен на гибкость и адаптивность.
17.10.2025
ЗайЧище, почему вы решили, что я своего ребенка не люблю и не принимаю? Любить - это значит, на все его проявления говорить " мой мальчик-красавчик, ты у меня лучше всех"? Значит, я по-другому любовь пониманию, не по-современному.
17.10.2025
Марина, а с чего вы решили, что я так считаю? Уверенна, что любите. Но не принимаете, потому что хотите исправить.
17.10.2025
ЗайЧище, а принимать, это ничего не менять? Есть проблема, давайте сделаем вид, что ее нет. А всем остальным скажем, что мой ребенок особенный, он себя так проявляет? Ага, насмотрелась я на таких. Не считаю это правильным.
17.10.2025
Марина, ​Я не сравниваю детей и курицу, но пришла на ум следующая аналогия, передающая тот смысл, который хочу вам донести: человек может пытаться «исправить» курицу, стараясь научить ее летать. При этом он измучает и себя, и курицу, но летать она так и не научится. А может просто ухаживать за ней и получать яйца, при этом и курица, и хозяин счастливы. ​Во-первых, сама идентификация проблемы - это тоже нетривиальная задача. Для одних чувствительный ребенок - это проблема, и родитель хочет это исправить: закалить ребенка и сделать его более стойким и толстокожим. Для другого родителя это прекрасная особенность, открывающая ребенку особые возможности. ​Что касается страха перед трудностями, то у меня есть уверенность, что это черта наживная, и она возникает у неуверенных в себе детей. А эта уверенность формируется опытом, который создает родитель, - главным образом через безусловную любовь и принятие. В таких условиях ребенок не боится ошибаться, быть неправым или неправильным. Он не боится быть таким, какой он есть. К слову, у меня 12 летка такой. И я думаю, что в этом есть большой мой вклад.
17.10.2025
Если дочь отказывается от занятий, особенно где надо думать, я тут же включаю игрушки. Типа Миша очень хочет, чтоб Катя посчитала сколько карандашей, потом Миша забирает карандаши, сколько карандашей осталось и ТД. Это как пример. Дочь начинает отвечать или доделывает брошенное занятие.
17.10.2025
Большие ожидания для ребёнка в 4,8. Дайте время, и то, что было трудно, окажется легко (как учитель говорю). Мальчики в начальной школе порой только к 3 классу понимают, куда они попали)). Уже то, что вы с раннего детства занимаетесь развитием ребёнка, отлично! Но самое главное - это ваша любовь, даже если ребёнок не может, не справляется или не хочет.
17.10.2025
Я думаю, что нужно на время отстать от ребенка, пусть не выходит к доске, а просто сидит и слушает, привыкает, наблюдает, ему просто требуется чуть больше времени. Хвалите его даже за то, что у него не получается т говорите, какой он молодец, и что если он будет готов попробовать, то вы с радостью поможете и поддержите. Пусть ребенок плавно входит в новый для него режим, главное сейчас желание не отбить настойчивостью и не заставлять.
17.10.2025
Екатерина, да тут речь не про доску. В принципе типичное поведение для ребенка. С полутора лет было заметно.
17.10.2025
Марина, у меня тоже пугливый. Я так для себя рассудила, ведь у каждой монеты 2е стороны, может быть зато вести мебя будет хорошо на уроках, раз скромный и робкий, что в целом тоже не плохо.
17.10.2025
Как хвалили и хвалите? Читала, что надо изначально правильно хвалить, не ты молодец и умница и типа того, а как прекрасно получилось! Мне нравится, что ты справился! Ты такой усердный! Смотри ты так старался и как хорошо вышло! Ты внимательный! Я в восторге от твоей работы! Ты пробовал снова и снова, и все получилось! Вот это ум! Класс я так люблю твои рисунки! Вот это я понимаю- аккуратность!!! В общем, своими словами, когда вы хвалите, его молодец, умничка, то ребенок думает, у меня все получается, потому что я молодец))) но когла он начинает ошибаться, то сразу вопрос: я ошибся, значит, я не молодец??? Если я ошибусь в след раз, то я уже не молодец... Что приводит к отказу от того, с чем встречает трудности. Надо хвалить, при этом приговаривая какие черты характера помогли ему сделать правильно, красиво. Он будет знать про себя разное, а не просто то, что он молодец.
17.10.2025
Наталья, это интересное замечание. Я подумаю над этим. Спасибо!
17.10.2025
У дочери не пас перед трудностями, но боязнь ошибиться. Очень сильно проявлялась, особенно год до школы и 1 класс. Помог, как ни странно, спорт. Причем, в соревновательной режиме, у адекватного тренера. Проигрыши (не первое место, а второе, например) моя дочь воспринимала болезненно очень, но с опытом эта буря сглаживалась. А делать через боязнь ошибок приходилось через силу, тк иначе подводишь всю команду (я специально отдала в командный вид спорта тогда, чтобы решить эти проблемы). Сейчас занимается в индивидуальном виде, те вопросы уже прожиты. Чего и вам желаю!
17.10.2025
Ирина, отличный опыт. Наверное, моему тоже это будет необходимо. Мы пока ходим только на плавание. А у вас какой спорт был?
17.10.2025
Марина, Чир спорт. Они поднимали и подкидывает флаера. Это очень командная работа. Дочь и базой была и флаером. Я именно искала команду ей тогда. До школы нужно развивать слабые стороны, а уже потом двигаться за интересом и успехом
17.10.2025
Ирина, согласна с последней фразой на все 100. В школе очень быстро подсвечиваются все недоработки, спрос уже другой.
17.10.2025
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Не взяли в логопедический сад. Первое занятие по футболу