Тематическая неделя "Музыкальная"
Тематические недели (КАТЕГОРИЯ ЗАКРЫТА) ТОЛЬКО СТАРЫЕ ПОСТЫ!Последние недельки совсем выбили меня из колеи, потому и с отчетом о уже давно прощедшей у нас тематической недельке я сильно задержалась. Исправляюсь! А рассказать есть о чем, ведь неделька была просто волшебной, она целиком и полностью была посвящена музыке! Мне кажется, что формата недельки для этой темы очень-очень мало. В таких временных рамках музыке просто тесно! Ведь она вокруг нас, всегда и везде!
Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, очень важной ее частью! Ведь детское музыкальное воспитание непосредственно влияет на развитие личности. Музыка чудесным образом влияет на развитие мозга малышей, активизируя соединения между нервными клетками. Музыка влияет на развитие мышления, воображения, восприятия. Сложно сказать, на что она не влияет! Ведь еще в древности люди оценили силу гармонии звуков!
Так и в нашей с дочкой жизни, музыка занимает очень важное место. Музыкальные игры, песенки с движениями, танцы - то, что обожают все детки. Более того, хочется отметить, что "все дети по природе своей музыкальны". Потому мне особенно интересно наблюдать за реакцией дочки на то или иное музыкальное произведение. Некоторые мелодии заставляют ее тут же подскакивать и пускаться в пляс в такт музыке, под другие она с удовольствием играет. Есть песенки, которые она любит напевать, а есть и такие, которые она любит просто молча слушать. Ну и, конечно же, есть композиции, услышав которые, Соня начинает кричать "Выключи, выключи, выключи".
"Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи". Аристотель. В нашем же случае, мне кажется, музыка должна стать неотъемлемой частью воспитания и развития малыша!
Как бы не была многогранна тема музыки, мы попытались на этой недельке охватить как можно больше ее сторон. И помогали нам в этом самые лучшие гиды. Вместе с ними мы окунулись в мир музыки и звуков.
Знакомтесь, наши экскурсоводы - мишки музыканты! (Киндер-сюрприз, Германия, 1995 год).
Они оказались очень жизнерадостными и веселыми медвежатами, настоящими экспертами в мире музыки! А сколько интересных историй они знают! Нам с Соней очень интересно было их слушать, и мы с удовольствием поделимся с вами услышанным и увиденным!
Начали мы недельку как обычно с литературы.
1.
2.
3.
4. Делали энциклопедию с наклейками
5.
Конечно же, на этой недельке не обошлось и без тематической художественной литературы.
1. Безусловным хитом недели стала книжка
2.
3. Вспомнили книжку
5.
6.
Чтение - чтением, но музыку словами все-таки не передашь! "Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душой" Б. Авербах.
Музыка рождает образы, и я уверена, даже ребенок, слушая музыку, представляет ее. Прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление - способность анализировать образ, а затем и синтезировать его. Она учит не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Музыка развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное) и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную).
А начали мы с знакомство с миром звуков и образов с того, что слушали ... тишину! да-да, не удивляйтесь! именно тишину. Дочка с удовольствием включилась в эту игру. Говорила "Мама, слусай тисину! Слысись?". Потом мы ходили по квартире, а позже и по улице и вслушивались во все...Слушали как журчит вода в кране, как завывает ветер в щелочку, как поют птицы. Соня с интересом пыталась вслушиваться во все, даже в то, что я и предположить не могла: в книжку, одежду, игрушки, подушку. Мы пытались охарактеризовать то, что мы слышим: что звенит, шуршит, шелестит.
Дальше мы вспомнили давнюю игру, которую я сделала для дочки уже месяцев 4-5 назад. Есть у нас вот такая штука, в ней у нас с одной стороны звуковые баночки, с другой ароматные. Но сейчас о звуковых.
6 баночек, в них - монеты, фасоль, гречка, манка, вода и ничего. Сначала мы просто слушали, что как звучит, определяли что громче, что тише, что звонче, что глуше. Потом мы искали пустую баночку, или с каким-то конкретным содержимым. В конце я сделала дупликаты и мы уже находили пару. Очень увлекательное занятие!
еще собирали пазл с музыкальными инструментами. Такие пазлы щелкаем уже как орешки, но все равно делаем это с большим удовольствием!
Дальше мы перешли уже к музыкальные образам. Еще раньше, слушая различные музыкальные произведения, я пыталась передать Соне те чувства и эмоции, которые они вызывают у меня, частенько я рассказывала ей о своих образах. На этой недельке мы попытались соединить художественные и музыкальные образы.
Наши медвежата-музыканты показали нам подборку картин. Сначала мы их рассматривали, обсуждали. Потом пытались представить как может "звучать" картина. У нас получилась следующая подборка картин:
Под нее я сделала подборку мелодий: шум дождя, шторм, штиль на море, гроза, звуки леса, ручей, гребная лодка, цокот копыт лошадей. Мы сопоставляли картины и звуки. Этот процесс нам очень понравился. Соня просила еще и еще. Потом мы уже пытались слушать звуки без картин, заставляя наше воображение рисовать в голове картины.
Следующим шагом стало наше знакомство с миром музыкальных образов через вот такое замечательное демонстрационное пособие -
Вот такая информационная доска у нас получилась на этой недельке.
Одновременно с этим, мы знакомились (частично повторяли) с музыкальными инструментами. Соотносили картинку (из карточек Маленький гений), звук инструмента (скачивала из интернета) и по возможности с наглядным примером, благо набралось уже достаточно инструментов дома.
Из детских инструментов у Сони есть ксилофон и пианино, флейта, губная гармошка, барабан, бубен, кастаньеты, трещотка, колокольчик, тарелки, маракас, колокольчики.
Наибольшим спросом у Сони пользуется барабан! Кстати, говоря у нас их несколько, в том числе и самодельный из жестяной коробоки из под печенья! Очень громкий =) Особенно классно получается отбивать марш!
На втором месте по популярности оказался маракас. Мы уже давно отбивали им стучали в такт музыки. На этой недельке с удовольствием продолжили это =)
Также у нас есть синтезатор, скрипка и гитара. На синтезаторе Сонька ищет домики для животных, учит нотки, играет =) Еще на ксилофоне Соня пытается повторить любимую мелодию песенки "Twinkle, twinkle little star".
Далеко не все Соньке пришлось по душе. Так достав гитару, я попытась сыграть мою любимую Romanza. Но играть было невозможно, гитару надо было явно настраивать, за годы неиспользования она пришла в очень плохое состояние. Душа поэта не выдержала, Сонька попросила, нет, даже закричала сразу же "Мама, не нядо!!!! убери обатно!!!". А вот видео она смотрела с удовольствием, просила еще и еще.
Наверняка, многие из вас используют песенки Железновых для занятий с ребенком. Мы не являемся исключением! Постоянно стараемся расширить нашу подборку, с удовольствием выполняем движения под музыку. Кроме того, с удовольствием слушаем следующую подборку музыкальных пьес с ярко выраженным "изобразительным" характером, такие композиции обычно очень нравятся малышам, ведь им уже знакомы птицы и кошки, собаки и машины, звук дождя.
Вот рекомендованный список:
«Птички» муз. Т. Ломовой или муз. Г. Фрида;
«Воробей» муз. А. Руббаха или муз. Е. Тиличеевой,
«Кошка» муз. Е. Тиличеевой,
«Большая собака» муз. М. Раухвергера;
«Медведь» муз. Д. Шостаковича, или муз. Е. Тиличеевой, или муз. В. Ребикова;
«Мишка» муз. М. Раухвергера или муз. Г. Фрида;
«Дождик» муз. Г. Лобачева или муз. В. Фере,
«Машина» («Езда в машине») муз. Г. Фрида; «Автомобиль» муз. М. Раухвергера.
Вообще, на мой взгляд, ребенок способен с самого рождения воспринимать классическую музыку. Потому мы достаточно часто включаем наши любимые произведения. Из самого любимого и часто слушаемого у нас следующее:
1. Детский альбом, П.И. Чайковский
2. Цикл "Времена года" П.И. Чайковский
3. Сюита "Пер Гюнт" Э. Григ
4. Музыка для новорожденных "Эффект Моцарта"
5. К. Дебюсси "Детский уголок"
6. есть еще моя личная подборка любимых произведений разных композиторов: Бетховена, Баха, Шопен, Вивальди и других.
7. Из неклассического есть у нас еще любимые подборки волшебной музыки природы для детей.
Если кому-то интересно, могу прислать либо списки композиций, либо попытаться найти выложенные подборки в интернете для скачивания (либо если будет спрос - сама залью то, что у меня есть)
Хочется также отметить, что мы в общем меломаны =) с удовольствием слушаем и джаз, и танцевальные песни. У меня есть замечательная подборка музыки из кинофильмов, которую я сама обожаю. Соня тоже с удовольствием слушает эти песни. Ну и, конечно же, с удовольствием слушаем современные песни) Вы бы видели, как Сонька пытается крутить попой под Lady Gaga =)
Музыка очень благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка. А с положительными эмоциями вообще все делается гораздо охотнее и эффективнее! Более того, эмоции живут в человеческом теле, а потому движение явлется одним из основных способов выражения чувств! через движения - танцы, мы передаем свое состояния. Потому музыка так важна для гармоничного развития ребенка. С этой стороной музыки - с ее танцевальностью, нас тоже знакомили наши мишки. Они нам рассказали, что все народы всегда уделяли особое внимание национальным танцам, и что у каждой культуры есть свои национальные танцы, с которыми иы с удовольствием познакомились, а некоторые даже попытались повторить.
С каким удовольствием мы с дочкой танцевали фламенко под испанскую гитару! Мы сначала посмотрели видео, на котором маленькая девочка шикарно танцевала фламенко.
Эта 5-летняя малышка смогла передать всю ту энергию, страсть, эмоции, которые далеко не все взрослые способны выразить! Соня смотрела как завороженная. А потом пустила в пляс, ну почти с таким же выражением лица!
Дальше фаворитом стали латино-американские танцы. Мы тоже сначала насмотрелись видео, потом мама, вспомнив свое танцевальное детство, показала пару движений и вот уже вместе пустились в пляс!
Не обошлось и без рок-н-ролла, вальса и даже марша! Я даже честно попыталась вспомнить, как нам ставили русские народные и шотландские танцы. Увы, вспомнила немного, но Соню даже это впечатлило, чему я несказанно рада!
А в выходные нам удалось с папой станцевать для дочки фокстрот. Думала, что уже совсем забыла, ведь танец ставили в максимально короткие сроки на свадьбу, но нет, оказалось голова не помнит, а ноги то делают...
Еще мы начали слушать аудиоспектали. На первом месте был аудиоспекталь "Бременские музыканты". Дочка может играть и слушать сказку, но как только она заканчивается, просит повторить. Знает уже все песенки и ходит их напевает. Один раз даже довела бабушку , приехавшую в гости , до шокового состояния тем, что ходила по квартире и пела "Пиф паф, и вы покойники, покойники, покойники". Почему-то именно эта фразу особенно ей запомнилась =).
Еще хочется отметить потрясающий аудиоспектакль "Маленький принц" в исполнении Хаматовой, Хабенского, Козырева и Ефремова. Честно говоря, не ожидала, что Соня заинтересуется. Ведь по сравнению с "Бременскими музыкантами" здесь нет песенок. Но она также с удовольствием слушала.
Также на ура пошли любимые произведения К.Чуковского.
Много внимания уделили и музыкальным и пальчиковым играм. Их достаточно много можно встретить в интернете, повторяться не буду. Можете выбрать на любой вкус, например посмотрте подоборку
Музыка помогает развить фантазию детей, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Потому на этой недельке мы тоже творили, и творили много именно под музыку. Позвольте, как обычно о работах написать в отдельном посте! =) Уж очень интересными мне показались ассоциации дочки с прослушиваемой музыкой!
Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!
Ну и последняя, но очень важная новость - мы с дочкой уже месяц ходим на музыкальные занятия
Итоги
Как-то сложно подводить итоги такой темы. Я очень рада, что дочка разивается в этом направлении, что музыка - часть нашей жизни, что мы с дочкой получаем огромное удовольствие от музыкальных занятий. Эта неделька, растянувшиеся уже на долгое время, прочно ввела в наши повседневные занятия музыкльные элементы!
Музыка звучит на протяжении всей нашей жизни. Мы слышим как мама поет нам колыбельную, которая возможно прошла многие века, и многие века усыпляла малышей. Музыка приносит столько искренней радости малышам! «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них.» В. Г. Белинский
Я искренне надеюсь, что какой-то наш опыт покажется вам интересными. И я буду просто счастлива, если что-то вы тоже воплотите в своих занятиях с малышом!
Приобщайте по возможности ребенка к музыке, к музыкальной культуре. И тогда ребенок сможет пронести любовь к искусству через всю свою жизнь. Благодаря музыкальному воспитанию он вырастет развитым, разносторонним человеком с богатым внутренним миром.