Тематическая неделя "Геометрические фигуры вокруг нас"
Тематические недели (КАТЕГОРИЯ ЗАКРЫТА) ТОЛЬКО СТАРЫЕ ПОСТЫ!Этот пост посвящен не только рассказу о прошедшей недельке, но и тому, как мы изучали геометрические фигуры, и какая от этого, на наш взгляд, польза.
На этой неделе мы всё окружающее препарировали на отдельные фигуры ))

Да, неделька была посвящена геометрическим фигурам. К моменту проведение ТН Алиса уверенно знала порядка 12-15 геометрических фигур, но вот беда – она их не видела вокруг, не замечала и всё тут! Так что все наши усилия оказались направлены в основном на формирование умения понимать, что все окружающие нас предметы состоят или имеют форму геометрических фигур.
Я попыталась донести до дочки еще и то, что геометрические фигуры можно не только разглядывать на картинке, их можно сделать самим, и придумать из них всё, что угодно!
И, как мне кажется, у нас это получилось ))
Вопрос о необходимости знакомства дочки с геометрическими фигурами никогда не стоял, во время игры мы с мужем озвучивали нашей малышке различные фигуры, а также обращали внимание на то, что предметы похожи на те или иные фигуры.
Первым геометрических пособием, естественно, стал конструктор – так, в годик Алиса уже уверенно знала куб, цилиндр, параллелепипед, конус.
После на помощь пришел подарочный комплект от компании «Умница» - Геометрия с пеленок.

Я не стала следовать методике Домана и просто развесила несколько карточек с фигурами, вырезала такие же из бумаги, потом назвала дочке фигуры и предложила ей наклеить вырезанные фигурки, карточки обновляла каждые 2-4 дня. Вот таким образом дочка усвоила порядка 10 фигур. Потом был небольшой перерыв, и примерно в декабре прошлого года я снова достала набор карточек, разложила перед Алисой знакомые ей фигуры и одну незнакомую – назвала их всех, после чего попросила дочку помочь мне собрать карточки, я называла фигуру, Алиса приносила мне карточку – ошибок не было. Сэтого времени мы стали проделывать эти манипуляции частенько, добавляя новые фигуры.
Со временем дочка стала и сама называть фигуры, когда я их раскладывала перед ней.
Естественно, показом одних только карточек наше знакомство с фигурами не ограничивалось, были и другие игры, объяснения и т.д.
На данный момент Алиса знает следующие фигуры: овал, круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник, звезда, ромб, куб, шар, овоид, параллелепипед, параллелограмм, многоугольник, полукруг, усеченный конус, многоугольник.
Как я написала выше, дочка не видела фигуры вокруг себя, не соглашалась, например, с тем, что глобус круглый или похож на круг.
Поэтому на этой недельке основное внимание было уделено именно видению геометрических фигур вокруг нас, но были и игры на повторение и закрепление геометрических фигур.
Итак, после длинного вступления, перейдем к нашим занималкам )
Но сначала о пособиях.

Очень много наклеек. интересные сюжетные картинки. Алисе эта книжечка понравилась больше всего! Оприходывали мы ее за один раз ))

Это пособие тоже порадовало, даже есть сюжетная линия о путешествии собаки Дружка. Так же это пособие имеет отличное приложение - игры, о которой ниже расскажу.

Интересная идея - приклеивать пятнышки животным в виде различных геометрических фигур.

А вот эта книжечка очень-очень порадовала, несмотря на свой маленький формат - она содержит множество игр, заданий. рекомендаций для родителей, будем ее и дальше активно использовать.
Единственно, книга предназначена для младших школьников, но нам тоже интересно ))
Теперь об играх и заданиях!
А начали мы с самого простого – что будет, если над квадратиком разместить треугольник? Конечно, получится замечательный домик!
Для дочки это оказалось открытием – я не могу вам передать сколько домиков мы наделали всевозможными способами. Но Лиса неустанно строила и строила, подбирала по цвету квадратики и треугольники, чтобы домик был одного цвета.
На этой недельки уверенно освоились с аппликацией с клеем ПВА, посредством нанесения его кисточкой на детальку. Ура! )
Понаклеивали массу домов больших и маленьких )
Потом были опять же дома, но на этот раз дочка прикрепляли их с помощью кнопок-гвоздиков. Это нелегкая задача, отлично развивает моторику.

Продолжили знакомиться с окружающими нас предметами с геометрической точки зрения посредством раскладывания всякой всячины по корзиночкам разной формы (прямоугольная, круглая, овальная, квадратная).
Вот это оказалось самым сложным!

Чтобы Алиса могла сама создавать всевозможные фигуры, я смастерила вот такую штуковину.

Оценили все члены семьи, попробуйте – это правда очень увлекательно )

Были у нас игры и для моторики и сенсорики с геометрическим уклоном.



Огромное удовольствие и массу пользы принесла нам вот такая игра. Очень рекомендую – столько всего можно с ней придумать.

Мы составляли из фигурок всевозможные картинки просто так, или прибивая гвоздиками детальки.
Сортировали по цвету, по форме, по размеру. Делали дорожки. Из квадратиков делали прямоугольники и большие квадраты, всевозможные башни и т.д.
А так же использовали фигурки из этой игры для других самодельных игр, например, для геометрического просеивания.
Очень полезными и удачными оказались две печатные игры. Они как раз подходят для преследуемой мною цели – научить видеть геометрические фигуры и определять форму окружающих предметов.
Первая игра – в нее мы играем давно (спасибо Ниночке и Ирине) – из серии мини-игры «Дрофа».



И еще одна игра – она немного посложнее. Много фигур всевозможных + различные вариации игр.


Вот еще одна игра, понравившаяся Лисе – приложение к этому пособию

Пингвин и черепаха ходили в гости к ежику по дорожке с геометрическими фигурами – бросаешь кубик, смотришь какая фигура выпала и становишься на соответствующую фигуру на дорожке.

Игра незамысловатая, но Алиса сейчас большая поклонница игр с кубиком. Поэтому оценила, еще и потренировала себя в знании этикета ))
Когда черепеха и пингвин добирались наконец-то к домику ежика, они учтиво с ним здоровались: «Здравствуйте. Добрый день.», а ежик столь же учтиво отвечал «Здравствуйте. Добро пожаловать в мой дом», после чего гости благодарили ежика, а он приглашал их за стол )))
А еще сделала для дочки много мини игр, она их очень любит.
Вот, например, такие.
Собери квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник.

Я сначала сделала все фигуры из двух частей – это оказалось слишком просто для Лисы – не дооценила. Потом я исправилась и сделала несколько квадратов из трех и четырех частей, однако дочка из этих частей складывает не только квадраты, но и прямоугольники.
В свободное время займусь и сделаю для дочки побольше таких квадратиков, по-моему, эта игра Танграм называется.
Несколько задачек «Что лишнее» с подвохом, подвох заключается в том, что лишнее не одно, а два или три по различным признакам.



Алиса справилась на отлично с этими играми - сразу называла оба решения )
Игра «Воздушный змей» - нужно разложить прилагаемые фигуры по местам. Потом мы еще играли в игру – сделай такой же, т.е. на отдельном листе складывали из треугольников такого же змея.

Игра «Сделай такую же машинку» - из квадрата. Прямоугольника и двух кругов нужно было сделать на отдельном листе такую же машинку, но дочка сделала на том же листе поверх уже имеющейся машинки, сдвинув свою на половину вправо.

Игра «Придумай картинку» - набор из овала, круга и маленьких труегольников различного размера и цветов. Как вы догадались, мы сделали пруд с травкой и солнце с лучиками ))

Алиса очень любит всё совмещать и играть по своим правилам ))

У бабушки не нашлось объемных геометрических фигур, ну, а какая геометрия без них?
Решить эту проблемку помогла полимерная глина )) Вот они мои вымученные фигуры )) Они далеки от идеала, но всё же ) Дочка оценила!

Играли с ними, подыскивали им пару на карточках, складывали в мешочек и отыскивали соответствующую фигурку, полагаясь на свои тактильные ощущения )
Итоги.
Как мне кажется, мы достигли с дочкой желаемой цели – не на 100%, но всё же результат есть и это очень радует! Например, Алиса уже прекрасно понимает, что из треугольников и круга можно сделать солнышко, из треугольника и квадрата – домик, что горы похожи на треугольник, мяч на шар, окно на прямоугольник и т.д.
Из смешного: у моей мамы есть родимое пятно на ноге размером сантиметров 6-7 в длину, так вот на выходных мама лежала на диване, дочка к ней подбежала и с восторгом и удивлением закричала: «Баба, ОВАЛ!!!!!!!!». Да-да пятно овальной формы – так мы все смогли убедиться, что результат от занятий есть )
Еще много предстоит сделать и многому научиться прежде, чем дочка будет свободно и не задумываясь идентифицировать геометрические фигуры в окружающих нас предметах. Но, я уверена, что это очень важное умение, особенно в раннем возрасте, такие упражнения дают богатую почву для развития мозга, образного мышления и способности размышлять и оценивать предметы.
Если вас заинтересовали наши занятия, то в скором времени мы сможем поделиться новыми играми. Заготовлено их масса, однако использовать их не удалось по временным техническим причинам – отсутствие возможности распечатать материал.
и домино ""Томик" с геометрическими фигурами, только они там такие маленькие- нам не очень понравилось. И вот такую аппликацию делаем 