Ю.Б.Гиппенрейтер "Продолжаем общаться с ребенком.Так?"
Книги (все о развивающих пособиях и книгах полезных для родителей)Про первую книгу "Общаться с ребенком.Как?" я писала здесь http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1697030
Скажу сразу, что вторая книга ярче, выразительнее, художественнее!!! Это целый клад полезной информации, привидено множество примеров великих людей, столько ссылок на замечательные книги. Здесь можно почерпнуть огромное количество информации, читается на одном дыхании. Замечательная книга!!!Советую всем!!! Скачать бесплатно эту книгу можно здесь

Конспектировать эту книгу было сложнее, т.к хотелось в своей памяти оставить каждый пример... Но какие-то правила я все же законспектировала.
Часть1 Ребенок растет
Природа ребенка
1. Стремление к свободе. Не нужно бояться ребенку давать возможность рисковать.
2. Глубокая сосредоточенность. "Взрослый человек проходит в своей жизни версты, а ребенок до пяти лет преодолевает пространство космоса!" (Л.Н.Толстой).Пример Нильс Бор, которого посчитали в детстве идиотом, хотя в действительности он был просто погружен в свои мысли.
3. Удивительная настойчивость.
4. Особенная впечатлительность. Память детей способна «запечатлевать» некоторые события, на посторонний взгляд незначительные, и хранить их всю жизнь. Иногда это приводит к важным осознанным решениям.
Когда мне было три года, мой отец купил нам двух пони. Он привел их за поводки к дому. Моя сестра, которая была тремя годами старше, чем я, взяла один поводок и торжествующе повела своего пони вдоль по улице. Мой собственный пони, торопящийся вслед за первым, пошел слишком быстро для меня – и уронил меня лицом прямо в грязь. Вот как бесславно завершилось событие, которого я с таким восторгом ждала! (…)
Этот случай заложил в девочке следующую жизненную установку: «Если я не буду осторожна, моя старшая сестра всегда будет побеждать. А я всегда буду терпеть поражение, всегда буду оказываться в грязи. Единственный способ обезопасить себя – это быть первой».
Его внутренний мир
1. Очарованность. Если ребенка в детстве что-то очаровало, это может стать его призванием (история с Лоренцом и Чаплином)
История с Лоренцом и Чаплином
2.Чувство предназначения.
3.«Магия» тихой сосредоточенности.
4. Сокровенность переживания. Часто дети часто оставляют в тайне свое увлечение (Карл Роджерс в детстве увлекался бабочками)
5.Стойкость. Не смотря на запреты родителейребенку свойственна стойкость в выбранных ими интересах (пример Марины Цветаевой)
6.Свой путь. Чем больше увлечен ребенок, тем яснее он отстаивает свой путь (пример Айседора Дункан, марк Шагал)
Мотивы и потребности
Практические правила:
- При воспитании ребенка необходимо следить за успешным удовлетворением его потребностей и мотивов.
-Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому мы хотим приобщить ребенка.
«Воспитатель, лишающий ребенка свободы действий, убивает естественные силы его развития.»
«Принуждение душит истинный интерес ребенка к учебе, лишает его «радости поиска и познания». В результате он оказывается не подготовленным к выбору своего пути, своего главного дела жизни.»
Бывают конечно исключение, пример Паганини, но для этого необходим стойкий внутренний мотив." И через асфальт насилия могут пробиться цветы свободного творчества."
Опыт педагогов, психологов, родителей
М. Монтессори: не заглушать саму жизнь
Что делать родителям: 1. Обеспечивать ребенку индивидуальную свободу – давать возможность заниматься тем, чем он сейчас хочет.
2. «Обогащать среду», то есть окружать ребенка возможно более разнообразными пособиями, играми, задачами, учитывая уровень его развития.
А.Нилл: быть на стороне ребенка
Что делать родителям:
1. Отмените власть.
2.Дайте ребенку быть самим собой.
3. Не подталкивайте его все время.
4.Не учите его.Не читайте ему нотаций.
5. Не пытайтесь его превозноситью
Обязательно прочитаю его книгу «Саммерхилл – воспитание свободой».
А. Звонкин: вопросы без ответов
Что делать родителям:
1. Принять в ребенке то, что в нем сейчас есть
2. Верить в его способность идти дальше, и при этом идти самому.
Еще одна книга, которую почитаю Звонкин «Малыши и математика».
Также приводятся и другие примеры(семья Флоренских, отец Фейнмана и пр.)
Часть 2. Живем вместе.
Как приучить ребенка к дисциплине и порядку:
– Приучение надо начинать по возможности рано и делать это систематически. Важно помнить о естественных законах организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку.
– Вначале следует помогать ребенку в сложных для него задачах (напоминать, подстраховывать, делать вместе), затем постепенно отпускать его на самостоятельность. В «переходный период» стоит помнить о внешних средствах.
– Исключительно важно следить за доброжелательным тоном общения, особенно если приучение идет трудно.
– Полезно помнить правило: «На ошибках учатся». Не следует «стелить соломку» везде, где ребенок может «упасть». Важно оставлять ему возможность встретиться с неприятными последствиями своих действий.
Общие правила того, что нельзя делать и о чем, напротив, надо помнить и делать, если возникло желание наказать ребенка.
– Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.
– Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно – сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.
– Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.
– Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.
– Важно помнить, что смысл наказания – сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.
– Нужно объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.
– Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.
Часть 3. Наше общение
В этой части подробно рассказывается о методе активного слушания, появляется новый метод
«Активно слушать делом» – значит понимать, учитывать и стараться удовлетворять то, в чем нуждается ребенок или взрослый – нуждается сейчас и в жизни вообще.
А также правила использования Я-сообщений. В целом эти правила я законспектировала в первой книге, поэтому останавливаться здесь подробно на них не буду.