Режим дня мой опыт
Страна вопросов, ответов и полезных советов (Вопросы, Советы, обмен опытом , полезные ссылки)
С рождением второго ребенка вопрос организации дня встает
очень остро перед дважды молодым родителем. Я хочу поделиться своим опытом
построения режима дня с несколькими детьми. Несмотря на захлестывающую волну
книг, статей и блогов по тайм-менеджементу,
почему то совершенно мало информации по этому животрепещущему вопросу. Так же
как очень мало (несмотря на огромное количество книг, статей, блогов по
развитию детей) информации о том, что такое правильный режим для дошкольника.
Обычно из источника в источник кочует садиковское расписание – такое же
среднее, как температура по больнице. Началось все это мое планирование после
рождения первого ребенка. Ощущение у меня было, что он ВСЕ ВРЕМЯ орал, НИКОГДА
не спал, ПОСТОЯННО висел на титьке, при этом я скачу как кенгуру на фитболе,
выращивая будущего космонавта. Оказалось, что все не так плачевно. Всеми своими
идеями я делилась в личных беседах с разными мамами с разными проблемами, они
делились со мной своими находками, так родилось что-то отдаленно похожее на
систему (принципы) планирования режима дня конкретному ребенку, чем и делюсь с
вами (обмен опытом приветствуется!).
Что я понимаю под режимом дня? Режим дня – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, который должен выполняться регулярно, ежедневно в одни и те же часы и должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада двигательной активности (подвижности) конкретного ребенка. Несомненно – ребенок в условиях нормального обычного дня (без форс-мажора в виде болезни, межконтинентального перелета и возраста младше года) не должен ложится спать в полночь, вставать в обед, постоянно есть когда ему захочется, игнорируя семейные трапезы. Но то, что я постоянно слышу, вижу и через что прошла сама – все потрясающие авторитетные статьи о важности режима дня дошкольника совершенно умалчивают о том, а каким должен быть этот самый режим? Сколько моему конкретному сыну нужно носится по детской площадке для полноценного здорового ночного сна (причем не только у него, но и у меня тоже)? Если моя дочь увлеченно готовит рагу из деревянных овощей уже 2 час, бегая через всю комнату чтоб накормить мягкие игрушки каждые 5-10 минут – эта беготня-нарезание идет в зачет отдыха или активной деятельности?
Есть режим! Внутренний режим (ритм) дня есть у каждого человека – и дети не исключение. Любой в какое-то время дня более активен, в другое менее активен. Всем взрослым нужны некоторые паузы для продолжения работы с максимальной эффективностью, смена видов деятельности – о чем мы всегда забываем. Детский организм имеет ряд особенностей. Одна из них в том, этот самый внутренний режим функционирования меняется очень часто. Первый год – каждый месяц – два (сна меньше, бодрствования больше), на второй год – каждые 2-3 мес (дневной сон устанавливается в положение, в котором он может существовать до конца начальной школы), бодрствование начинает дробиться на короткие периоды закручивается-раскручивается пружина, на третьем году – режим меняется каждые 3-4 мес, с 4 до 7 лет – от 4 мес до полугода, уже явно видна зависимость от времен года, от роста нагрузки. Дальше не знаю – еще не доросли. J Смена видов деятельности у ребенка в отличие от взрослого происходит автоматически – он физически не может сосредотачиваться больше 5-20 мин в дошкольном периоде на одном, а заставлялка пахать как конь, даже когда борозды уже не видишь, - еще не наросла. Если даже ребенок страдает гиперактивностью и дефицитом внимания и скачет как заяц по весне - как только это скакание достигнет критической точки – он просто упадет и уснет там, где скакал. Особенность детских внутренних часов еще и в том, что тикают они в неведеньи этого самого детсадовского расписания и редко в унисон с ним. У некоторых детей они вообще как будто идут в другую сторону – утром бесилово – вечером рисование. Очень часто режим ребенка и его биологических родителей – вообще не совпадает. Но несмотря на любой ужас, который творит ваш ребенок, просыпаясь когда вы только ложитесь спать, и засыпая когда вы готовы совершить утреннюю пробежку к песочнице – режим у него все таки существует. Когда ребенок один – со временем можно приноровится к особенностям его режима, когда детей двое (или больше?), а их режимы вообще не хотят состыковываться, один требует титьку и батуты, а другой рисовать семью единорога и ежика с их детками (а потом они меняются местами) - к вечеру обычно не помнишь как зовут того мужика, который тебе эти цветы жизни преподнес, если это долго продолжается – то уже и с утра не помнишь.
С чего начать? Врага надо знать в лицо – поэтому начинаем с выяснения как работают внутренние часы в вашем конкретном ребенке. Как и любую попытку управления временем начинаем с хронометража дня старшего ребенка. Во-первых, потому что старшего как человека вне вашего пуза вы знаете намного дольше, чем младшего. Вы знаете о его предпочтениях, интересах, настроениях, вы уже немножко умеет правильно интерпретировать те или иные бзыки, он к вам меньше сюрпризов в виде колик в 3-00 и тому подобных неожиданностей держит за пазухой. Во-вторых, ваша задача как многодетной матери максимально смягчить стресс для вдруг ставшего старшим (а не единственным) ребенка. В-третьих, правильно организовав день старшего – вы сделаете его своим помощником (по крайней мере немешателем) в уходе за младшим ребенком.
Как делать этот хронометраж дня, если вы его никогда-никогда раньше не делали? Самое простое – берете обычный лист бумаги и с самого утра начинаете в него в столбик записывать, что собственно делает ваше чадо. Из моего опыта – лучше писать время начала и время окончания его занятий – так в горячке дня не забудешь что–то записать, а даже если забудешь – всегда легко вспомнить, что было последние полчаса-час, а не полсуток назад, и меньше шанс получить для анализа записи, что после завтрака шел дневной сон. Я вешаю этот листок на холодильник (который стоит посредине общей комнаты) и ставлю на сотовом будильник на начало каждого часа – записи делаю либо когда прохожу мимо холодильника по сто раз на дню, либо когда зазвенит (завибрирует) напоминание.
В записях вы все время отвечаете на вопрос – Что делал ребенок в данный промежуток времени? Единицей записи должно быть одно конкретное дело. При этом НЕ пишите малоинформативных определений – «гулял», «играл в игрушки см», «занимался творчеством». Гулять можно по-разному – можно носится вокруг стадиона, а можно наблюдать жизнь насекомых. Играть самостоятельно в игрушки – можно как и в доктора, так и в мяч в «козла» (хе-хе, кто-нибудь помнить что это за игра такая?) Творить – рисовать в альбоме карандашами – а можно мелками на заборе кто быстрее раскаракулит. Важно также отразить настроение-состояние ребенка – Прогулка (заскандалил, просился домой через 15 мин), Дорога домой (часто останавливался, просился на руки, уснул в коляске)
Также очень важно видеть эти самые конкретные дела, уметь выделять главный вид деятельности малыша в данный момент. Например, если вы полчаса уговаривали завтракать, а размазывал ребенок свою кашу по тарелке, частично что-то отправляя в рот, 15 мин – будет выглядеть на вашем листочке как – 8-30-9-00 – играл в прятки, догонялки, строил замок (другие забавы по отлыниванию от завтрака), 9-00 – 9-15 – завтракал. Если вы вышли из дома на прогулку в 10-00, встретили соседку и зацепились с ней языками на 10 мин (ребенок в это время ковырял палкой землю перед подъездом), потом 20 мин ехали до парка (ребенок смотрел в окно и молчал), приехав в парк – захотелось ребенку есть и вы 30 мин ели в кафе или на лавочке, потом 40 мин ребенок бегал-прыгал-катался на горках-самокате-облазал все кусты, кормил птиц, гонял птиц, потом опять 20 мин ехали домой (ребенок вежливо матерился, что хочет суп-спать-мультики) - то гулял ребенок 40 мин, еще 40 скучал в транспорте и т.д. Хотя вне дома вы пробыли 2 часа. Избегайте записывать эти 2 часа просто как «прогулка» - если это далеко не так.
Как долго делать хронометраж? Обычно достаточно 3-5 дней. По истечении этого времени мамы хлопают себя по лбу, понимают, что режим есть – и они даже знают как организовать деятельность ребенка чтоб ни он, ни его родители больше не сходили с ума в утомительных попытках уложить ребенка в 12-00 на дневной сон, хотя самостоятельно и без истерик он засыпает в 14-00.
Бывают и тяжелые случаи – если вдруг через 5 дней вы не видите режима – и каждый день как последний бой – попытайтесь проанализировать то, что есть – возможно, день малыша слишком загружен (много развиваек, они не в то время (см ниже), много разных походов на шумные детские площадки, по гостям, паркам, выставкам, спектаклям, магазинам, ребенок фактически живет на несколько домов (мама и 2 бабушки) и т.д.) Возможно, наоборот – ребенок почти все время предоставлен сам себе (довести ребенка до детской площадки – а там пусть играет как хочет, купить ему супер-пупер машинку - опять же твори что хоти, водить в лучшую развивайку в городе – пусть там научат и т.д.) и все эти скандалы и истерики – способ хоть как то привлечь ваше внимание. Чтоб построить адекватный режим в любом из этих вариантов – варим Агромную кастрюлю супа, забиваем холодильник полуфабрикатами, на приготовление который уходит не более 15 мин, выключаем все телефоны, вырываем все шнуры и батарейки от компьютеров, отменяем все развивайки и занятия. И неделю только и делаем, что ходим за ребенком попятам и спрашиваем чего он хочет делать? При этом стараемся делать с ним это вместе, не навязывая своих желаний. Дети быстро восстанавливаются и обычно приходят в бешеный восторг от такого навязчивого внимания. Где-то через пару тройку дней внутренний режим ребенка приходит в норму и стоит попытаться опять сделать хронометраж.
Как анализировать? Берем наши листочки, разноцветные ручки (карандаши, маркеры, фламастеры) и начинаем разукрашивать. Основными показателями хорошего и правильного режима является здоровый аппетит и спокойный сон. Отмечаем те периоды в течении дня когда ребенок без скандалов ел, быстро засыпал и спокойно спал. Смотрим, какие занятия и дела этому предшествовали. Отмечаем периоды, когда ребенок скандалил, капризничал и грубо противоречил всем законам природы и физики. Опять смотрим, какие занятия и дела были перед этим. На этом этапе обычно все становится на свои места – и делается понятно, почему гуляли в понедельник те же 2 часа на той же площадке, что и в среду, но в понедельник (первый час ребенок носился на горках-каруселях, последний час рисовал мелками на асфальте, пек пирожки из подножных материалов) поел и уснул без проблем, а в среду (все было наоборот на улице) вынес мозг всему кварталу.
Несколько дней – недель уйдет на то чтоб составить идеальное расписание – но я не советую сильно зацикливаться на этом. Дети растут, ритм их жизни всегда в движении, какие-то периоды исчезают (вроде дневного сна), какие-то удлиняются – может больше концентрироваться над тетрадкой. Достаточно просто обратить внимание на общую схему смены активности – например, утром чтоб нормально позавтракать ребенку надо час-полтора «созреть» - умыться, поиграть в спокойные игры (а не делать гимнастику - зарядку!), потом спокойно и быстро поесть и уже через 15-20 мин ходить колесом мин 30, затем играть в спокойно-активные игры (построить башню и тут же ее сломать, все раскидывая руками и ногами) около полутора часов, потом быстро пообедать и уснуть под книжку. Проснуться, пополдникать, еще час скакать, постепенно затихая, побуянить немного в ванной, выгулять соседскую собаку и уснуть даже без всякой книжки. Ну и что что не «как в детсаду», ну и что что сначала ванна, а потом прогулка - зато тишь-гладь-красота!
Что делать с этим режимом дальше? Когда вы будете уже точно знать на какие часы – время суток приходятся всплески активности и ее спады, не меньше скольки-то минуток должен длится тот или иной период этой самой активности-расслабления – не составит труда понять какие игры и занятия стоит предлагать ребенку в то или иное время. А кто предупрежден – тот вооружен! И если дождливый день сделает невозможным беготню на улице – а вы уже знаете что без активности за час до обеденного сна вы обречены петь колыбельные до самого ужина – ее стоит организовать дома в виде танцев, аэробики, догонялок.
Примеры режимов.
Так же этот режим помогает выбрать подходящую развивайку и адекватное время дня нее, чтоб на выходе не получится реактивный двигатель или рыдания и полный отказ после нескольких посещений (любя все новое – какое время ребенок будет с радостью ее посещать, но если вид активности грубо противоречит его внутреннему тиканью – рано или поздно произойдет отказ, а то и сбой - болезнь).
В менее масштабном значении знание внутреннего режима ребенка позволяет избежать испорченных детских праздников или просто совместных походов с друзьями. Например, я 100% знаю что детский утренник для сына в детском центре со всякими лазалками, горками в шариковые бассейны и прочей активной прелестью в компании еще 6-8 знакомых сыну детей – 100% испортит мне весь остальной день. А если праздник продлится дольше полутора часов – и сам праздник тоже. Если я не могу отказаться от такого приглашения – я ничего больше не планирую в этот день, включая уход за дочерью.
Плановые визиты к врачу также проходят легче, когда спланированы на время, когда ребенок максимально спокоен.
Если возникает необходимость оставить ребенка с няней-бабушкой-соседкой – я уверенно говорю что, сколько и когда надо делать с ребенком – по получении дитя назад обычно слышу какой у меня золотой малыш. Когда я этого не слышу – я знаю что, человек занимался чем-то другим вместо моего ребенка.
После хронометража дня старшего ребенка – переходим к тому же самому с младшим. Режим есть у всех детей – и младенец скорее подтверждает это правило. Обычно для детей до полугода этот хронометрах выглядит из 4 пунктов в разной комбинации – ел, спал, орал (показывал себя миру), играл (мир показывал себя малышу). Из всех режимов детей этой возрастной категории, что я видела – очень часто время многих кормлений и многих снов приходится на одно и то же время.