РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
Игры для развития речи ( все о развитии мелкой моторике, логопедических играх, пальчиковых играх, скУ родителей часто возникают вопросы по поводу, когда и что должен говорить ребенок?
Ребенок вам ничего не должен! Развитие речи происходит не только от желания ребенка что то сказать, но еще и от психических, физиологических особенностей малыша.
Я попыталась, вкратце, описать как происходит развитие речи малыша, если кому то интересно, заглядывайте "под кат"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания, которое начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием и служит общим показателем развития. Усвоением ребенком родного языка происходит равномерно и характеризуется общими чертами детей. Для того, чтобы представить патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме.
Выделяют следующие предпосылки речевого развития ребенка
I. Биологические - нормальное развитие центральной нервной системы.
II. Социальные.
1. Положительные эмоции
2. Потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком. Трехмесячный ребенок различает интонацию, реагирует на эмоциональные окраски.
3. Речевая среда - пример для подражания. Память ребенка заполняется языковым материалом, который еще пока не осмыслен. Первые значения слов, как звучащих комплексов, ребенок приобретает к 6 месяцам. В 5-6 месяцев происходит переход от гуления к лепету.
4. Физиологическое развитие органов речи: речевых центров мозга, памяти органов говорения. При нормальном развитии органов речи, чтобы речь развивалась по возрасту, необходима практика речи ребенком не менее двух часов в день говорения и три-четыре часа аудирования, т.е. необходимо слышать окружающую речь. Для нормального развития артикуляционного аппарата необходимо использовать сенситивный период говорения. Гибкость и пластичность органов говорения является до 7 лет.
В связи с психическим развитием детей выделяют следующие группы:
В 1 год логопеды выделяют начало понимания ребенком речи, период предречевых голосовых реакций.
2 год - начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.
3 год - освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.
4 год - освоение словообразовательных моделей, развитие связной речи, нормализация звукопроизношения.
5 год - развитие связной речи, возникновение способности выделять звук из слов, освоение простых форм звукового анализа.
3 - 7 лет. Ведущей деятельностью этого возраста является игра.
4 - 5 лет ребенок может прыгать на одной ноге.
5 - 6 лет ребенок может прыгать, бегать, попеременно прыгать на одной ноге. В этом возрасте совершенствуется мелкая моторика. Ребенок может рисовать дом, фигуру человека, может по образцу воспроизводить простые геометрические фигуры, лепить, застегивать пуговицы и шнуровать ботинки, вырезать картинки, написать по образцу цифры и буквы. Ребенок может складывать картинку, которую разрезали на 3 - 4 части. В 4 - 5 лет знает свой адрес, возраст, знает основные цвета, дифференцирует людей по полу. В 5 - 6 лет знает имена своих родителей, считает до 20. Складывает и вычитает в пределах 5. Сенситивный период речи. Активный запас слов достигает 3,5 тысяч слов. Формируется предметный, глагольный, слов признаков словарь. Формируются навыки словообразования. В 5 лет дети свободно пользуются сложноподчиненными предложениями, формируется монологическая речь. К 5 годам формируется фонематическое восприятие, осознание звуковой оболочки слова, т. е. дает готовность к усвоению грамоте.
5 - 6 лет речь - регулятор поведения ребенка. Формируется готовность к школе, может усилием воли заниматься умственным трудом. Все это происходит в рамках игры. Формируется волевое поведение, внутренняя оценка ситуации.
Еще хочу поделиться материалом про развитие мальчиков и девочек.
(материал и табличка не мои, взятые из логопедической литературы)
У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.
Мальчики
|
Девочки
|
|
Острота слуха до 8 лет |
Выше
|
Ниже
|
Чувствительность к шуму |
Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами
|
Более чувствительны
|
Кожная чувствительность |
Ниже
|
Выше
|
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление) |
Медленное. С возрастом начинает лидировать
|
Быстрое
|
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). |
Быстрое. Имеется уже в 6 лет
|
Медленное. Трудности даже в 13 лет
|
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга |
Медленное
|
Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)
|
Речевое мышление |
Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно
|
Лучше развита речь, но мышление более однотипно
|
Поисковая деятельность. Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества |
Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи
|
Лучше выполняют типовые задачи
|
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) |
Лучше
|
Хуже
|
Период врабатываемости |
Медленно набирают нужный уровень работоспособности
|
Быстро набирают работоспособность
|
Развитие памяти |
Длится достаточно долго
|
Завершается рано. Больше опираются на механическое запоминание
|
Утомление |
Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)
|
Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)
|
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей |
Низкое
|
Высокое
|
Скорость чтения |
Ниже
|
Выше
|
Правописание |
Хуже
|
Лучше
|
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении |
Смотрят не на педагога , больше нацелены на информацию
|
Смотрят в лицо педагогу, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение
|
Добрые слова (которые нравятся самим детям) |
Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов |
Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше
|
Рисунки детей |
Танки, самолёты, человек - паук
|
Дом, цветы, животные,человек
|
Нарушения речи |
Бывают чаще и тяжелее. Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях
|
Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии
|
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию |
Адаптируются хуже, стараются не подчиниться
|
Адаптируются лучше
|