Об этой книге очень трудно писать отзыв. Трудно, потому что хочется написать очень много. Трудно, потому что о ней надо не писать, а брать её и смотреть. От этой книги просто не оторваться!!! Такое получилось удивительное сочетание самой сказки и иллюстраций к ней, что ты словно бы окунаешься в этот мир, любуешься природой, узорами, рассматриваешь одежду, утварь, людей... И веришь - да, так и было на самом деле! Такие книги очень помогают изучать русскую культуру, прививать любовь к истории, к хорошей литературе....
Формат - большая книга, очень большая. Бумага - шелковистая меловка. Шрифт - крупный и чёткий. Разворотов без иллюстраций - нет. Развороты без текста - есть. И очень много.
А началось всё давным давно... Павлу Петровичу Бажов было более 50 лет, когда он начал работу над своими СКАЗАМИ (не сказками, обратите внимание). "Пройденное, услышанное, пережитое ложилось на белые листы бумаги, чтобы из достояния одного человека сать достоянием всеобщим". Сборник его сказов "Малахитовая шкатулка" был переведён на 100 языков мира. Художник Михаил Бычков пишет, что свою первую иллюстрацию к "Серебряному копытцу" он нарисовал очень давно, ещё в детстве. Много лет спустя, разбирая шкаф, он нашёл этот рисунок. "Он удивил меня, взрослого, своим сюжетом: на моём рисунке Копытце беседовал с Мурёнкой, высекая для неё камешки"..... Вот этот детский рисунок:
Особенно удивительно и приятно мне было узнать, как кропотливо Бычков работал над иллюстрациями, как много информации он собрал, чтобы "правильно" отразить на картинах книги все тонкости, особенности уклада и быта уральского люда тех времён. Каждый предмет на его иллюстрациях не только тонко прорисован, но и несёт на себе неуловимую печать того времени, свой особенный дух - узор, украшение, сочетание красок.... УДИВИТЕЛЬНО, как при помощи кисти можно добиться такого эффекта. Не зря эта серия книг у изд. "Акварель" названа "Волшебники кисти". Это истинная правда, этот художник - волшебник....
Как я уже сказала, книга очень большая по формату... Открывая её, действительно "ныряешь", едва ли не в физическом смыле слова, в тот волшебный мир (а ведь он на самом деле существовал, этот мир, это же не сказка, а СКАЗ... и люди так жили... и верили в эти предания..... И великолепная природа Урала, и народное искусство - всё это настоящее, живое, не выдуманное.)
Книга оформлена так интересно - листы с текстом как бы "напечатаны" на крашеной белой краской старой доске, с царапинками, с трещинками.... А на полях страниц с текстом есть довольно крупные рисунки - фольклорные узоры, которыми, видимо, в старину украшали предметы быта, и художник нашёл их образцы, или создал похожие. И приятная маленькая деталь в виде сносок, поясняющих значение того ли иного слова. Вот как это всё выглядит:
Вообще комментарии художника, помещённые в конце книги, очень ценны и интересны, и их я прочитала в первую очередь. Он объяснил, очень хорошо и образно, почему именно так изобразил тот или иной предмет, ту или иную сцену...
Ну, что, посмотрим картины более пристально? Давайте разделим вместе это удовольствие.
Втрой разворот после форзаца (о форзаце я скажу отдельно, в конце). Фотография не передаст ощущения ФАКТУРНОСТИ мазков кисти на литсе бумаги. Бумага гладкая, но глядя на неё, мы видим игру света на сугробах снега, следы Мурёнки и Копытца на снегу, и те особенные зимние "синие" тени. Удивительно, но все эти мазки кистью дают необыкновенное цельное, законченное впечатление. А благодаря эффекту мелованной бумаги, наверное (или, опять таки, волшебству художника), надпись "Серебряное копытце" переливается самоцветами.... Будь формат книги меньше, думаю, такого чудесного впечатления издатель бы не добился....
И, чтобы усилить впечатлениее, после этого мы сразу попадаем на полный разворот с иллюстрацией, без текста. Ух......!!!!!!! Прямо дышит зима с этой картины, и поднимаются столбы дыма вверх (ухххх, морозно...). И в свете месяца так отчетливо виднв все домики, церковь за рошицей, мельница на пригорке и дом чуть на отшибе (может, кузница? почему на отшибе? к ней натоптанная тропинка...). Видны все тропки на снегу, ясные звёзды на тёмном небе (видали звёздное небо за городом, где ему не мешает свет города? Помните свои ощущения? Вот то-то и оно...). И излюбленный приём Бычкова на таких пейзажных разворотах - широта, громада уральского леса, его холмов с деревьями, и где-то чуть ниже или в стороне - деревенька, люди). Эта соразмерность масштаба на его картинах очень впечаляет.
Вот детали картины, церковь, домик на отшибе:
мельница (потом мы увидим её ещё разок, уже в осеннем пейзаже): Вот пошли развороты с текстом. Т.е. по всей книге так - обязательно картина или на половину разворота, или на полный разворот:
Далее - опять полный разворот, когда Кокованя пришёл поспрошать соседей о сиротке. И эту картину я рассматривала очень долго.... Дочка нашла кота, развалившего поленницу, спрятавшегося петушка:
А мне запали в душу синички, и то, каким натуральным выглядит покрашенный потрескавшийся забор: И эта сценка, на заднем плане иллюстрации - дедушка с внучкой и котом. Мне кажется, так выглядит стариковское счастье....
Потом Кокованя приходит в избу, за Дарёнкой:
В избе ребятишек куча мала, и Дарёнка сама - лохматая, неухоженная, как домовёнок. А Мурёнка моё сердце покорила сразу:
Бычков так интересно изображает Мурёнку - немного сказочно, чуть диспропорционально.... Так рисовали кошек на посуде, на лубках в старину:
В своих пояснениях художник задаёт читателям вопрос - в какой праздник пришёл Кокованя за Дарёнкой? Догадались? Одуванчики цветут - значит, начало лета. Ветки берёзы в руках у людей. Дальше подсказывать? :)
Кокованя забрал Дарёнку. Идёт, как большая. А Мурёнка, гляньте - улыбается!!!
И стали они втроём жить да поживать. Кокованя про Серебряное копытце сказывает. Вы только посмотрите, как его Мурёнка слушает - лапкой мордочку подпирает. Пр-равильная кошка, пр-равильная....
А вот это моя любимая иллюстрация в книге. Не могу удержаться от улыбки, когда вижу, как одинаково подняли и растопырили ладошки Мурёнка и Дарёнка;
Потом ныряем в осень:
Вот КАК кистью так можно нарисовать ствол берёзы.... Его хочетя потрогать, ощутить на нём тепло уходящего осеннего солнышка, которое изредка да пригреет, приласкает....
Дарёнка уговорила Кокованю взять е ёс собой в лес, Копытце посмотреть. И так много деталей на этой картине, которые хочется рассматривать - лыжи, санки, инструменты, узор на двери.....
Про ружьё очень понравилось замечание художника. "... Зимой он промышлял охотой. Охотником тоже мог быть далеко не каждый. Порох, пули и прочие необходимые охотнику вещи стоили дорого. Выживал тот, кто попадал с первого выстрела. Охотник, поражавший цель только с третьего раза, вынужден был бросать это дело, ему было не под силу прокормить семью. /..../ Дорогие ружья были деревенским и заводским охотникам не по карману. Стволы для их ружей ковали деревенские кузнецы. Они же изготавливали замки и делали винтовую нарезку. У деда Коковани, скорее всего, было старинное ружьё с арекбузным прикладом. Его не упирали в плечо, при выстреле он скользил вдоль щеки охотника почти без отдачи. Приклады резали и шлифовали со знанием дела. Хорошие были мастера в России!".
А гляньте, как Мурёнка то выросла и похорошела :) И эта лапка на плече у девочки.... :)
Пошли-и-и-и в лес :) Народ дивится. А какое чудесное зимнее утро, ах.....
И Мурёнка за ними. Такая матёрая стала, что и собаки-то её опасаются:
Не отстаёт Мурёнка, и поймать себя не даёт, на дерево забралась:
А это моя вторая любимая деталь картины в книге - Мурёнка на дереве. Пр-равильная кошка, пр-равильная....
Нет, никак не отстаёт:
Зимний балаган - избушечка охотника. Но её заметишь не сразу - закат-то какой над лесом.... Как можно не любить русскую зиму?
Кокованя- охотник. Бычков очень много написал в своём послесловии о том, каким должен быть внешне Кокованя и почему он изобразил его именно так.
Ждёт Дарёнка Кокованю обратно... Какой контраст тёмной неосвещённой избушечки и яркого окна, освещённого зимним лунным светом по белому снегу:
И куколка рядом, на подоконнике... Страшно Дарёнке без Коковани, скучает. Ой, кто это там по лесу - что за клубочек катится?
Попыталась Дарёнка Копытце приманить. Обратите внимание, как клубится на морозе пар дыхания девочки и Копытца, как валит тёплый пар из избушечки:
А мне в деталях этой картины приглянулась... печная труба :) Бычков так пишет об этом "устройстве" : " В охотничьем балагане деда Коковани был очаг, точнее - печурка. А как выводился дым? Кирпичи для трубы далеко в лес не потащишь! Охотник распиливал кусок неокорённого ствола вдоль на две части, в обеих выдалбливал желоба, промазывал их глиной и всязывал распиленный ствол. Получалась труба. Глина внутри неё запекалась в керамику, не загоралась сама и не позволяла воспламениться дереву."
Подружились кошка и Копытце. И что интересно, когда идёт описание зимних событий, на полях книги - "зимние" узоры:
И вот опять этот приём масштаба - необъятный лес, и внизу справа - наши друзья:
Самоцветы - горят, переливаются, не оторвать глаз....
Ой, а сейчас исчезнут Мурёнка и Копытце...."Потешил раз - и будет".
"А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Хризолитами называются. Видали?"
Ах, ну куда же Мурёнка и Серебряное копытце девались? Сказка, волшебная сказка.... (И что мне вдруг вспомнилась одна из финальных сцен "Мастера и Маргариты", с летящей по ночному небу свитой, и котом Бегемотом, превратившимся в маленького пажа... Нет, нет, это не сюда, конечно. Но почему-то вспомнилось....)
Чуть-чуть о последних разворотах и форзацах. Тоже оформлены очень красиво, особенно "зимний":
А вот самый первый форзац, "осенний", немного двойственное по восприятию ощущение оставляет - его неудобно рассматривать вблизи, "пятнистый" очень. Но это мой единственный "полуминус" одного разворота. Во всё остальном книга - выше всяких похвал.
нет ее нигде...но обзор....шикарнейший!только вчера вечером детям поставила аудиосказку (по списку на сайте была рядом с серой шейкой, ну я и не стала страницы листать).книгу я никогда не читала, только лишь смотрела мульт, но ни разу за последние 10 лет. не понравился мне в моем детстве мульт, вот и не стремилась включать.дети вчера уснули раньше поовины, но я выключить не смогла, заслушалась. так хорошо было рассказано. у себя же оставила галочку, что надо бы мульт посмотреть, сравнить ощущения от прослушивания и просмотра.мульт сегодня еще не включала, но....набрела на Ваш захватывающий обзор.настолько подробные идлюстрации, что детям не составит труда перессказывать.еще вчера утром жила с мыслью "сегодня вечером поставлю серебр копытце на ночь", а сегодня днем уже с мыслью "йо-пэ-рэ-сэ-тэ, хочу купить, а ее ни в одном из магазинов нет..."Вы своим обзором внушили мне мысль, что эта книга нам нужна, и все тут.
до чего ж приятно, когда люди так реагируют! спасибо Вам огромное, прямо тепло на душе... А Бажова я как-то ещё давно совершенно случайно в каком-то магазине купила аудио-диск "Сказы" — слушала, пока гуляла с коляской. И так там хорошо читал, по-моему, Герасимов, — с уральским немного колоритом, говорком что ли, что слушать было одно удовольствие. И вот потом уже попалась эта книжечка. Теперь уже никого, кроме Михаила Бычкова с качестве иллюстратора "Серебряного копытца" не воспринимаю. Так он сроднился с этой сказкой, не даром даже в детстве уже рисовал к ней иллюстрации. Это одна из самых любимых и чудесных книг в моей домашней библиотеке. Надеюсь, что изд. "Акварель" её переиздаст, и это чудо будет снова доступно для всех :) Иногда такие книги предыдущих лет, которых уже нет в инет-магазинах, можно найти в обычных книжных, особенно в Буквоеде. Надеюсь, Вам повезёт и Вы её обязательно встретите или дождётесь нового тиража. А может быть, и какой-то другой художник тоже понравится — изданий Бажова довольно много сейчас, хороших. Желаю удачи и приятного чтения/прослушивания!