Книга Н.Я.Михайленко и Н.А. Коротковой "Как играть с ребёнком"
Книги (все о развивающих пособиях и книгах полезных для родителей)Книга типа "полезно для родителей". Все знают, что ребёнку играть нужно. Все знают, что с ребёнком играть нужно. Играть по правилам - просто. Усадил, показал, как двигать фигурки по шахматной доске. А вот как играть в сюжетные игры так, чтобы ребёнок не отказался играть с вами? Как направить игру ребёнка? Об этом книга.
Признаюсь, что читать только начала, но уже выделила для себя кое что полезное.
Начинается книга с вопроса, что такое игра, откуда она взялась и для чего нужна. Авторы отмечают, что игра - одно из древнейших занятий людей, в ходе которого воссоздаётся модель реальной действительности. Все дети играют. При этом нельзя считать, что способность играть - это нечто само собой разумеющееся, врождённое. А вот и нет. Играть тоже надо уметь. Первые партнёры для игр - родители, они и должны заложить основу. Некоторых взрослых тоже надо поучить, как играть. Ведь то, как мы играли сами в детстве, мы помним очень примерно, а некоторым не хватает своего чутья и интуиции правильно включится в игру. Некоторые никак не могут перестать быть взрослыми.
В книге говорится об организации сюжетных игр, т.е. тех, где нет правил и где родители не могут идти по шаблонам. Авторы объясняют, как действовать на каждом этапе сюжетной игры, начиная с самого начала (где-то 1,4м.). Приводят варианты игры. Например, как перейти от игры с реальными предметами (кормлению реальной ложкой куклы) к игре с предметами-заместителями (палка вместо ложки, кубик вместо куска хлеба); как продлить сюжетную игру ребёнка наводящими вопросами; как направить игру, чтобы при этом ребёнок не чувствовал, что вы командуете.
Пока что я дочитала до 3 лет. Интересно и познавательно.
Книга вообще-то была издана в 90-м. Но чувства, что она устарела, нет. Тем более сейчас, когда нет "двора", где смешиваются дети разных возрастных групп, так или иначе учась друг у друга, как играть, когда всё меньше многодетных семей. Я встречала 4х летних детей, которые не умеют играть в ролевые игры. Родители купили им игрушки (есть же из чего выбрать), а самому простому не научили. Вот и получается, что фантазировать сложно, придумывать самому - непосильно.
И, напоследок, принципы сюжетной игры:
1.Не объясняйте ребёнку, как играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнёра, а не учителя.
2.Не забывайте о своевременном переводе ребёнка к более сложным способам игры, используя для этого её особые формы, и развёртывая соответствующим образом её сюжет.
3.Не упускайте из виду, что ребёнок должен научиться согласовывать игровые действия с партнёрами-сверстниками. Не стремитесь всё время "угадывать" направление его мысли. Партнёры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребёнка.
Книга старая, поэтому в бумажном виде вряд ли найдёте. В электронном виде есть .