Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем :
Термин «Сунна» в понимании праведных предшественников /саляфов/ – это то, что противоречит нововведению /бид’а/.
«Сунна» посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – это все его изречения, деяния и одобрения, и она изложена в достоверных хадисах. Многие мусульмане не понимают истинного значения слова «Сунна» и ограничивают ее лишь внешними делами пророка (мир ему и благословение Аллаха).
«Сунна» представляет собой вероубеждение /’акъида/ и путь /манхадж/, которых придерживались первые поколения мусульман.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Сунна – это то, на чем был пророк (мир ему и благословение Аллаха) вероубеждением, словами и делами”. См. “аль-Хамауия” 2.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) о термине «ахлю-Сунна уаль-джама’а» сказал: “Этоте, кто строго следует Книге Аллаха и Сунне посланника Его(мир ему и благословение Аллаха), а также тому, на чем сошлись первые поколения из числа мухаджиров и ансаров, и тех, кто искренне последовал за ними”. См. “Маджму’уль-фатауа” 2/375.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Имамы нашей уммы под словом «Сунна» подразумевали путь пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, который был свободен от сомнений и страстей. Затем под «Сунной» стали подразумевать вероубеждение, очищенное от сомнений в вопросах веры в Аллаха, ангелов, Писания, посланников, Судный день и предопределение, а также в вопросах о достоинствах сподвижников и т.д. И книги на эту тему получили названия «Сунна». Причиной того, что эта наука была названа именем «Сунна», являлась ее важность. И тот, кто противоречит тому, что в этих книгах, тот обрекает себя на погибель”. См. “Кашфуль-курба” 1/320.
Истинный Ислам – это Ислам, соответствующий Сунне, и именно поэтому имам Сунны своего времени аль-Барбахари (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Знайте, что Ислам – это Сунна, а Сунна – это Ислам, и одно без другого быть не может”. См. “Шарху-Ссунна” 34.
Юнус ибн ‘Убайд (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Удивительно то, что кто-то призывает к Сунне в наши дни, но еще более удивительно, когда кто-то отвечает этому и принимает Сунну!”См. “аль-Хилия” 3/21.
Если призыв к Сунне и следование ей было явлением, достойной удивления более 1200 лет назад, то трудно представить какое удивление это должно вызывать в наши дни!
Поэтому наши праведные предшественники /саляфы/ называли все, что связано с вероубеждением /’акъида/и путем /манхадж/ – Сунной. Многие из них, когда писали книги о вероубеждении и манхадже, называли такие книги «Сунна». Как, например, «Сунна» Ибн Абу ’Асыма, «Сунна» ’Абдуллаха бну Ахмада, «Сунна» аль-Маруази, «Сунна» Ибн Шахина, «Сунна» аль-Халляля и т.д.
И причиной того раскола среди мусульман, который мы видим в наши дни, является то, что мусульмане оставили изучение этих книг, в которых разъясняются вероубеждение и манхадж праведных предшественников.
Сунна – самое благословенное, самое лучшее, самое полезное знание после Книги Всемогущего Аллаха, как в вопросах религии, так и в мирских делах. Сунна – это цветущий сад, в котором ты можешь найти наипрекраснейшие блага и добродетель.
Деление сунны на сунну фи‘лия (совершение чего-либо) и сунну таркия (оставление чего-либо) – это, опять-таки, из терминологии. Большинство наших современников возможно даже и не слышали о подобном делении сунны, и все понимают под сунной лишь совершение чего-либо. Однако термин «сунна таркия» очень важен, так как под ним подразумевается отказ от совершения любых нововведений. Большое количество людей считает некоторые дела поклонением и приближением к Аллаху, тогда как они таковыми не являются. Почему же дело обстоит таким образом? Чтобы понять это, мы должны осознать другое, а это – как говорят ученые – то, что «все благо заключено в следовании за праведными предшественниками, а все зло – в нововведениях последующих поколений». Хузайфа ибн аль-Яман, которого называют хранителем тайн посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), говорил в подтверждение того, о чем мы говорили выше, – а это то, что сунна может быть таркия. То есть, тот вид поклонения, который пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил, и поэтому мы тоже не будем его совершать, даже если это действие внешне выглядит как законное поклонение. Однако, на самом деле оно таковым не является из-за того, что совершается не там, где установлено пророком (мир ему и благословение Аллаха) на основе откровения от Всевышнего Аллаха. Так вот, Хузайфа сказал: “Не смей совершать то поклонение, которое не совершали сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!”, – т.е. не смейте приближаться к Аллаху таким поклонением, поскольку это не является поклонением, несмотря на вашу уверенность в этом! А доказательством этому служит то, что если бы это было поклонением, то посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) непременно указал бы на него. Если бы Аллах не послал к нам пророка (мир ему и благословение Аллаха), то мы бы ничего не знали из Ислама, которым Аллах почтил и возвысил нас. Если Аллах говорит самому пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Ты не знал, что такое Писание и что такое вера» (аш-Шура 42: 52). Разве мы могли бы знать, что такое Писание и что такое вера, если бы Всевышний не послал к нам посланника (мир ему и благословение Аллаха) научив его и наставив на прямой путь, как это пришло в суре ад-Духа: «Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем» (ад-Духа 93: 7). И если положение посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было таковым, то что же говорить о нас? Однажды Ибн ‘Умар был спрошен о том, в связи с чем некоторые молитвы читаются вслух, а некоторые про себя. Он ответил: “О брат мой! Мы ничего не знали о религии и совершали то, что делал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – читали вслух в том месте, где он читал вслух, и читали про себя в том месте, где он читал про себя”. Этот пример очень легок для восприятия и понятен всем мусульманам, мало-мальски разбирающимся в фикхе. То есть все мы читаем молитву вслух в том месте, где он (мир ему и благословение Аллаха) читал ее вслух. Почему? Потому что он так делал. И читаем молитву про себя в том месте, где он (мир ему и благословение Аллаха) читал ее про себя, потому что он оставил в этом месте чтение вслух. Отсюда следует, что сунна бывает двух видов – сунна фи‘лия (совершение чего-либо) и сунна таркия (оставление чего-либо). Взято с темы:viewtopic.php?f=4&t=2302