Опыт чтения с 7 месяцев до 1,3
для самых маленькихРасскажу о нашем опыте чтения. Много текста и фото. Начинали мы со всяких потешек, считалок и потягушек. До полугода только читала детям, потом стала давать подержать книжечки в руках. Оказалось, что я совершенно не умею читать потешки, хотя они подразумевают ритмичный слог и музыкальность. нов от никак у меня не получалось. Поэтому потешек у нас мало, зато дети прослушали море детских стихотворений, которые я знала наизусть, и все оставшиеся в моей памяти детские и пионерские песни. Но картинки в любим разглядывать до сих пор:

Очень долго пользовались книгой "". В книге несколько разделов: от рождения до трех месяцев, от трех до шести и от шести до двенадцати.

На страницах с подсказками для мамочки описываются игры и физические упражнения с малышом, и для всего этого приведены песенки, потешки, считалочки, развлекалочки. Сейчас потешки мы уже не слушаем, а колыбельные (которых там 10 авторских песенок) поем и рассматриваем с удовольствием до сих пор.



После семи месяцев у нас появились книжки-картонки для тренировки перелистывания страничек и разглядывания картинок. Больше всего нравились стихи из "" А.Рождественской. А картонка про до сих пор очень любима, там на каждом развороте ёжик встречается с каким-нибудь животным, привела пару разворотов:

Примерно месяцев в 9 показала детям книгу про белого медвежонка "", чем привела их в полный восторг. Сначала они с тихим изумлением взирали на эту огромную книжищу (она квадратного формата примерно 30*30), потом рассматривали рисунки и пытались пальчиками трогать пушистый Мишуткин животик. И очень любили слушать, как я в лицах читаю текст. Мне самой тоже очень нравится эта книга.

Затем появилась у нас музыкальная книжка "". Слушать стихи и особенно песенку детям нравилось, а вот смотреть никак не хотели. Лишь спустя пару недель после ее появления перестали от меня уползать, когда я открывала книгу и показывала животных. Ещё через недельку с удовольствием смотрели картинки и пытались нажимать кнопочки.

К десяти месяцам у нас появились книжки с окошками:

"" и "" понравились, но постоянно пытались оторвать окошки, поэтому смотрели только из моих рук. Поскольку у детей до сих пор непреодолимая тяга к погрызению всего и вся, до сих пор смотрим подобные книги только у меня в руках. "" мне очень понравилась, на третий раз прочтения обнаружила, что в окошках видны части тела, которые похожи на Маму-зайчиху. Вечером радостно встретила мужа воплем: "Пойдем, я тебе что-то покажу в окошечках!" Но дети совершенно не прониклись. Тогда я вспомнила, что где-то давно видела пост со стихами к этой книге. И я его нашла! Для тех, кто не видел, вот он, автору Гале " мне понравилась только та часть, где страницы лесенкой и дырочки в еде. Детям в то время было вообще фиолетово, мельком смотрели на книгу, когда я ее предлагала, и убегали. Ну хотя нет, не всё, ещё они пытались прогрызть ламинированный картон, и в итоге он таки треснул, пришлось клеить. Сейчас, в 1,2, тыкают пальчиками в маленькие цветные кружочки, в изображения, в дырочки и подолгу смотрят на толстую объевшуюся гусеницу, видимо, размышляют о вреде неправильного питания :)
В годик нам предстоял четырехчасовой перелет без папы, поэтому я запаслась Мэтью Ван Флитом и не показывала эти книги до посадки в самолет:

, , , , .
В самолете одному дала "Зоопарк", второму "Хрю"; такие мега-книги отвлекли их даже в нервозной предвзлетной предночной обстановке на целых 15-20 минут. В отпуске часто листали эти книги, пальчиками изучали тактильные вставки. Но особый энтузиазм вызывали не вставки и не рисунки, а механизмы движущихся частей и сами эти части. В итоге часть картинок оторвана, несмотря на все мои старания по объяснению, что книги нельзя рвать. Сейчас на время их убрала. Заклею к новому году, верну опять на полочку.
В отпуске, чтобы уберечь бабушкин-дедушкин дом от погрома, увлеклись карточками. Мы их и раньше часто смотрели, потому что с двумя постоянно разбегающимися детьми это наиболее удобный способ изучать новые слова, но здесь я их наклеивала на стену и меняла экспозицию примерно раз в три дня. Каждое утро у нас начиналось с самостоятельного тыкания пальчиками по всем картинкам.

мне не очень понравилась преобладанием коричневатых оттенков, хотя сами карточки хорошие и крупные.
Есть у нас также (а почему бы не взять красочные фото за полцены :)). Красочные фотографии, на обороте различные формы и счет для детей постарше:

А мне понравились больше всего, их на самом деле больше видов. Яркие, удобные, на обороте масса различны заданий для детей постарше:

Например, про книгу такие задания:
- Любишь ли ты рассматривать детские книжки? А слушать, как их тебе читают вслух? Есть ли у тебя любимая книга? Как она называется?
- У тебя есть любимое стихотворение? Расскажи его. А как называется твоя любимая сказка?
- Посмотри на картинку. Где у книги обложка, а где страницы? (хорошо, что пока про нахзац не спрашивают)
- Как называется магазин, в котором продаются книги? Как называют человека, который пишет книги? Объясни поговорку "Книга поможет в труде, выручит и в беде".
В 1,2 мы попробовали посмотреть и почитать современные переводные книги:

"" еще рано. Хотя, судя по шкодническому поведению детей, читать уже вовсю пора :) "" тоже пока не пошла, наверное потому, что мы пока не говорим "мама". Из "" нравится обниматься с подушкой и падать на кровать. А к "" интерес проявляет пока только один ребенок - забирается ко мне на колени, когда ее видит, и с удовольствием слушает замечательный перевод Марины Бородицкой. Кстати, на майском Чукфесте мы взяли у нее автограф, можно я похвастаюсь:

В качестве книжек-игрушек я купила книги из серии "". Брала их на распродаже, поэтому взяла каждому по две и пятую для комплекта. Бархатные вставки, может быть, не всегда точно передают цвета шкуры животных, но картинки крупные, детям нравится водить по ним ручками.

На ММКВЯ я обзавелась "", которую давно хотела приобрести. Думала, что поставлю ее на полочку к остальным гляделкам, но одному из детей она неожиданно для меня понравилась. Т.е. истории его не интересуют, нравится просто разглядывать картинки, даже страницы перелистывает. Также неожиданно для меня Цирком заинтересовался муж. Неделю разглядывал, потом с гордостью показал мне историю про украденный кошелек. Через пару недель Цирк стал смотреть и второй сын. Мне лично эта серия от М-П нравится больше всех остальных, так что обязательно куплю "" и "".

"" у нас пока никак не пошли, но я и считаю, что рано. Дети их в упор не видят, хотя обычно из моих рук все выхватывается. Буквально вчера проявили интерес к "" Бернер, хотя до этого тоже игнорировали. Я даже не знаю, убрать их пока, чтоб еще подросли, или оставить...
Серию гляделок от "Улыбки" на волне всеобщих положительных отзывов я смотрела-смотрела, но брать не стала, не понравилась она мне, взяла только про детский сад. Но недавно ещё раз их пересмотрела, прикинула, как можно обыгрывать эти темы и всё-таки купила. Пока смотрим только две, детям понравились. Единственный очень крупный для меня недостаток - очень уж мягкий картон, который моментально размокает при грызении. Пока говорю одному, что книжечки есть нельзя, второй уже обжевывает уголок.

Для пальчиковой гимнастики приобрела две , вообще их в природе три. Но пока в ответ на все стишки только хлопаем в ладоши.

Еще используем книги, которые немного и для мамы:

Из "Веселых игр" пользуемся пока только рецептом соленого теста. "" немного смотрим, но из-за тонкости страниц полноценно изучать пока не можем. "" помаленьку начинаем читать, но пока без особого успеха, потому что вдвоем одновременно читать не хотят, а во время чтения с одним ребенком его постоянно отвлекает второй.
Ну и еще в последний месяц достаю с полки книги "на постарше" просто посмотреть иллюстрации, почитать Пушкина или мои самые любимые стихи из детства; детям нравится играть в Усатого-полосатого :))

Тонкие книжки с русскими сказками от Речи и Акварели пока не идут, жду, пока подрастут. Спасибо всем, кто дочитал!
