Почти самостоятельное чтение
дневник читателяКогда я с месяц назад с удивлением обнаружила, что Соня научилась читать слова (хотя до сих пор не поняла, как именно она их читает, не без элемента угадывания - простое по значению слово прочтет, сложное - нет), задумалась, что же нам с этим умением делать дальше. Вроде как надо развивать, а на чем.
Букварь Соня отмела, потому что вот это вот деление на слоги с помощью дефисов ее вводит в ступор (хотя мы все же изредка занимаемся по тетради, которая шла к букварю, там этих выдуманных дефисов нет, то там больше заданий на обучение письму печатными буквами, а для этого у Сони еще ни моторики, ни терпения не хватает). Поэтому решила просто читать с Соней все, что читается :) А потом вспомнила, что когда-то покупала комплект из 5 книжечек "Пип и его друзья" для этого самого начала чтения. И вот Соня их все с огромным удовольствием прочитала! Хотя, конечно, некоторые слова (с мягким и твердым знаком, да самые длинные), я ей помогала прочесть. Но вот этот эффект: "Мама, я прочитала книгу!" Соне пришелся очень по душе. А я еще для подбадривания начала делать гусеничку, которая растет с каждой прочитанной книгой (идея попалась мне в интернете очень вовремя):

Внутри книжечек примерно так:

В двух книгах совсем мало текста. Их Соня читала за один подход. В двух других побольше:

Эти читали за два подхода.
Пятая книга игровая:

В ней несколько предложений, но слова написаны на отдельных полосках бумаги, перемешивая которые получаешь новые предложения - и обычные, и смешные. На обратной стороне автор предлагает написать свои слова и продолжить игру.
А я еще купила две книги Евгении Кац, сделанные по тому же принципу:http://www.ozon.ru/context/detail/id/22676835/
http://www.ozon.ru/context/detail/id/22561663/
Но картинки в них все же - минус. Они обычно не настолько очевидны, чтобы можно было совсем не читать слово, но после одного-двух прочтений Соня запомнила, что где, и дальше просто играется, составляя из слов разные предложения, но уже не читает сами слова, а просто воспроизводит по памяти.
Ну и теперь Соню ждет второй комплект книг про Пипа - очень вовремя он вышел :)
"Пип и его друзья" в Лабиринте
"Пип дома" в Лабиринте
"Пип дома" в Букашках
А я пока присматриваю, на каких еще книгах-картинках можно продолжить наше обучение чтению. Несколько уже отметила для себя.
В общем, такое безсистемное обучение, когда сразу читаешь книги (несмотря на то, что не со всеми буквами одинаково хорошо дружишь), а не букварь, оказалось по душе нам обеим :) Плюс этого подхода мне видится в том, что у ребенка не будет психологического страха перед книгой, который бывает у некоторых детей, которые читать по букварю научились, а что с этим дальше делать, не знают. У нас же, я так надеюсь, просто будет со временем расти количество текста в книгах и уменьшаться количество слов, которые читаются с маминой помощью.
Ну и еще мы играем в некоторые словесные игры, с магнитными буквами и с лото для обучения чтению с сайта Читалочка. Собственно, через эти игры и пришло к Соне то умение читать слова, которое есть сейчас, но эти же игры, я думаю, помогут ей в этом деле совершенствоваться.
Готовы делиться книжками про Пипа с близкими друзьями - а то цена у них, конечно, кусачая. Будем рады, если кто-то сможет дать нам почитать подходящие для начала чтения книги-картинки, которых у нас нет :)А то вот сегодня Соня достала почитать книгу "Если дать мышонку печенье" (в смысле, чтобы я почитала, а потом вместе поиграть в игру-бродилку, которая там есть в конце), но т.к. я была занята, то читать она начала сама (причем я даже не побуждала к этому). Но читала она только начало фразы - потом просто вспоминала, что там дальше :) Хватило ее где-то на 3-4 разворота такого чтения, но мне прям было приятно, что она захотела читать сама!
Она как раз
то, что нужно – задорная и простая для понимания. В выходные съездим заберем.
Вот недавно еще вышла хорошая книга Шибаева «Язык родной,
дружи со мной», уже писали здесь в ББ. А Вы поищите вот эту его книгу в
магазинах http://www.labirint.ru/books/74615/
, или может кто-то Вам даст почитать. Мы брали в библиотеке и читали с сыном по
очереди, он был очень рад.
Но общем-то
в жизни, сколько не пытайся все сбалансировать, все равно получается волнами и
я не настаиваю, не ставлю ребенка в рамки. Только стараюсь поддерживать интерес ко всему
остальному. А с книжками стала не успевать скорее из-за растущих цен, которые
требуют уделять большего времени на более тщательный отбор книг в рамках скромного
бюджета. Получается, все растет, увеличивается (ребенок, запросы,
цены), а зарплаты и свободное время — ну никак…
Мы вот с подругой (у нее частный детсад) в выходные на семинарах
для мам провели среди начинающих деток 3, 4, 5 лет и их мам опрос про впечатлениях прочтения книжечек
про Пипа Юлии Луговской. Так вот, больше всего эти книги заинтересовали детей
возраста 3-4 лет. Пятилетки посчитали ее
скучной. А вообще, конечно же нужно было бы написать об удобстве форматов, размеров
шрифтов, веса, оформлении, размера самих книг для начинающих самостоятельное
чтение. Очень интересно наблюдать, как
расходятся вкусы почти 30 малышей в содержании и оформлении (даже скорее в
иллюстрациях) книг, и насколько схожи их предпочтения в размерах, весе и т.д. этих
книг. Вот все руки не дойдут, все работа
забирает: и время, и силы...
В общем, маме как создательнице
фундамента, основного зерна, устойчевого начала для развития будущего человека и
первооткрывательнице его умений и талантов, необходимо как воздух все новое,
наилучшее, прогрессивное.