Дневник читателя. Февраль 2015 (Алиске ровно 2 года)
дневник читателяОдной рукой допаковываю последние коробки, другой - фотаю наши с Алисоном февральские книжки :D
В феврале мы читали гораздо меньше обычного. Оно и немудрено! Когда в доме ремонт, на первый план выступают другие забавы:
Зато теперь Алисон виртуозно отличает на слух перфоратор от болгарки, знает, что молотком стучат, а дрелью сверлят, называет инструменты папиными игрушками и использует набор бит для шуруповёрта в качестве сортера.
Но вернёмся таки к чтению.
Меня тут недавно подруга спросила, как я выбираю, какие книги Алиске предложить на почитать. Картонки, виммели и прочее из свободного доступа - это понятно, что берёт, то и читаем. А основная-то полка высоко, и только корешки там и видно. И до этого момента я как-то особо не задумывалась, как выбираю. Казалось, интуитивно. Но интуиция всё-таки под собой что-то имеет. И вот один из аспектов. Я во многом ориентируюсь на постоянно возникающие интересы ребёнка. А они, надо сказать, в этом возрасте меняются с калейдоскопической скоростью. Что ни день - то новая страсть. Такой пример. Возлюбила Алиска недавно скрипку. Начнём с того, что музыку она в принципе очень любит. И вот играет у нас как-то фоном очередная фолковая композиция с ведущей скрипкой, и тут Алиска замирает, вдохновенно слушает и повторяет: "Какая музыка. Какая музыка!" Что твоя Масяня, ей-богу.
И тут я начинаю включать ей всё, что найду со скрипкой. Нашла концерт Ванессы Мэй с классикой. Алиса слушала полчаса, не отрываясь, причём без видеоряда. Просто сидела и слушала ("Какая музыка!":)) Потом я показала ей видео со скрипкой. И всё, понеслось. Теперь любые два продолговатых предмета - это импровизированная скрипка, на которой Алиска играет и заставляет играть всех вокруг. Будь то две ложки, китайские палочки, трубочки для коктейля - одна из них превращается в скрипку, а другая - в смычок. И вот на этой волне я - та-дам! - достаю Песенки Маршака.
Подробнее о книге можно прочитать в моём вчерашнем посте. Так что здесь постараюсь покороче.
Раньше мы читали Храбрецов, которые схожи по содержанию (о них было в декабрьском чтении). Но Чудеса в решете Алиска всегда пропускала. И что бы вы думали? Хииииит! Теперь это самый любимый стих в книжке. Но, правда, при этом мама непременно должна смешно отплясывать, изображая, что играет на скрипке, и стих надо не читать, а на-пе-вать!
Книгу эту я купила совсем недавно, собственно, в феврале, потому как Алиска английские песенки признаёт исключительно в сопровождении Монина. А в этой книге, во-первых, содержание полнее, чем в Храбрецах, а во-вторых, Храбрецов мы уже изрядно так зачитали, даром, что картонка. И я совершенно проигнорировала отрицательные отзывы о качестве. Да, качество не фонтан, обратите внимание. Но в данном случае, это такая ерунда, по сравнению с тем удовольствием, что мы обе получаем от книги.
Из нового читаем здесь про мышей, щёголя и доктора Фостера. Шалтай Болтай и Робин Бобин вопреки ожиданиям - мимо. А ещё активно пошли чешские песенки, которые раньше Алиска игнорировала. Всё чаще они стали проявляться в жизненных ситуациях, не связанных с чтением. К примеру, по лестнице Алиска теперь поднимается не просто так, а декламируя: "Боюсь, что олени сломают колени". А как-то с бабушкой они читали какую-то книгу, в которой встретилось изображение удода. "Алиса, смотри, это птичка," - поясняет бабушка. "Это удод," - уточняет Алиса. Бабуля падает в обморок, а мама мысленно кивает Маршаку и Монину.
Продолжим тему фольклора. Леса по лесу ходила...
Вот уж не думала, не гадала, что любовь к потешкам у Алисона прорежется с подачи Стацинского. Все ставки были на Васнецова. А как иначе? Потешки+Васнецов - это аксиома. Какой Стацинский? Он безудержный, авангардный, инопланетный практически. Но вдруг решила попробовать. А то Васнецов не шёл никак. Попрыгала я вокруг ребёнка с Радугой-дугой разок-другой и отложила до лучших времён. Стацинский же пошёл сразу. Причём Алиска безошибочно идентифицировала всех существ. Разве что с комаром и мухой затруднилась, но да кто бы тут, скажите на милость, не затруднился? :) Я вот, к примеру, никак не ожидала, что вот эти два шара для диско и есть муха.
Вообще книга шикарная. Феерия цвета и формы. Вот раскидаемся мы со всеми своими переездами и выдам я, наконец, ребёнку ящик с красками и стопку ватмана, и будем рисовать до одурения. Вдохновляться Стацинским и брызжить цветом ва фсе стороны!
По тексту больше всего понравилось про петушка. Теперь различает всё золотое, цитирует про масляну головушку и шёлкову бородушку, поглаживая соответствующие части тела. По иллюстрациям больше всего впечатлили ёж, кот и сова.
Ещё раз выражу своё удивление. Эту книгу я покупала исключительно из эстетических соображений и читать-то её с Алиской даже и не планировала. В обозримом будущем, по крайней мере.
Ну и раз пошла такая пляска, нельзя было не воспользоваться случаем и не продолжить потешечью тему. Встречайте, Николенька-гусачок!
По накатанной Николенька пошёл на ура. Алиска, вспомнив детство, стала стабильно просить его на завтрак. Дело в том, что раньше мы часто читали за завтраком. Но пока гостили у родителей, бабушка отучила. Наверное, оно и правильно. Но теперь Алиска стабильно просит почитать за утренней кашей Николеньку, и я даю слабину :) Читаем каждый раз всю книгу целиком. По иллюстрациям Алисе больше всего нравится сова, а по тексту - про комара. Так оно здорово отчеканивается - Чигарики-чок-чигары!
Из минусов - глянец. Вот грешит этим Нигма в своих картонках. А как ведь здорово раскладушки у них получились, с большим, на мой взгляд, вкусом! Такое бы оформление всем их картонкам - цены бы не было.
И да, теперь если мы куда-то поехали, то непременно с орехами :)
Не обошлось в феврале без нового Чуковского. Продолжаем серию Клевера. На этот раз - Бармалей.
Выходит, что в месяц мы употребляем по одной столовой ложке книге Чуковского. В декабре была Муха-цокотуха. В январе - Мойдодыр. Теперь настала эра Бармалея :) Не смотря на кажущуюся видимость, у меня нет чёткого плана по накачиванию ребёнка Чуковским. Но как-то оно само так выходит, что на переваривание одной поэмы у Алиски уходит месяц. Весь месяц мы читаем одно произведение. Иногда целиком, иногда кусками. То с книгой, то без книги. Обыгрываем, вспоминаем, закрепляем. Всё это исключительно в темпе, который выбирает сама Алиска. И к концу месяца становится заметно, что история уже прижилась, и ребёнку хочется новенького. Но при этом старенькое не забывается. Оно проходит через какие-то неведомые уровни сознания и спустя некоторое время чёртиком из табакерки выскакивает в речи. Щас поясню.
Читали в декабре Муху. Надоела всем. Отложили и будто бы забыли. И тут на днях я в панике подрываюсь от крика: "Памагиииити!" Мама-дорогая, у меня почти сердечный приступ, вместе с Кондратием бежим за валидолом. "Памагиииити, гости, памагити!" - продолжает Алиска. "До-огие гости, памагити!" Фууу, отпустило. Понятно, где собака зарыта. Цэ ж цитата!
А потом ещё. Разбираем коробки. Достаю прошлогодние алисячьи сапожки. Алиса: "Сапожки нипастыи". Чего? Какие сапожки? Ну мама! Глупая ты женщина. На-па-стые! Астёски са-а-тые! Ну вы-то уже поняли - цэ снова цитата.
И таких цитат моооре. Внезапных. Из Мухи и Мойдодыра. Бармалей пока не цитируется. Он на стадии усвоения. Пока Алиса внимательно слушает и повторяет интересные моменты. О том, как это дело отложится в памяти, отчитаюсь в следующем месяце, а пока отмечу, что произведение нравится, читается целиком и не по одному разу в день. И Бармалеюшка в исполнении Ольги Демидовой - замечательный. Трогательный, славный и совсем-совсем даже не страшный. Хотя от сцены сожжения Айболита на костре писаться в штаны может начать даже взрослый :D
Продолжу тему внезапных цитат. Улитка и кит. (Кит у нас, конечно, великан, дааа)У нас пока только две книги Дональдсон. Хочу к маме и Улитка и кит. "Хочу к маме" была неоспоримым хитом где-то с полутора лет. В мои предыдущие обзоры она не попала, так как к моменту первого моего поста в категории Дневник читателя эта книга уже была зачитана до тошнотиков. Давно уже к ней не возвращаемся. "Улитку и кита" периодически почитываем, но так, походя. И вот событие!
Гуляем на днях. Просто идём по улице всем семейством. И тут Алиса останавливается посередь дороги и говорит: "Синее море". Мы такие, ну окей, мало ли что там у детей в голове, лопочет там чего-то. А она: "Синее море баюкает на просторе.. Улитку". Аааааа! ЦЫТАТА.
И всё, пошла шпарить. Целое синее море цитат из "Улитки и кита". И мы пришли домой и как давай эту книгу читать. Самый любимый разворот сейчас - с морскими животными. Хотела добавить фото разворота, но поняла, что уже упаковала её куда-то на самое дно коробки. Но думаю, вы и так понимаете, о каком развороте речь :)
И сейчас когда мы идём купаться, Алиска тащит с собой весь наш шляйховский зоопарк, топит их и сообщает, что теперь они МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Ну а что, и пусть.
В январе у нас вышел из тени Конашевич (Сюзон и мотылёк). И мать, конечно, тут же воспользовалась моментом и подсунула ребёнку что под руку попалось Токмакову с его иллюстрациями.
Где спит рыбка?
Книжечка славная. Но не восторг. Алиса слушает всё, но ровно, спокойно. Больше всего нравится про рыбку, про слона и про туман. Остальное, считаю, просто не по возрасту. Например, двухлетке ещё недоступна игра смыслов (Плим) и слов (Леопард).
Как вы наверняка могли заметить, чтение у нас преимущественно стихотворное. Алиска слушает стихи намного охотнее, чем прозу. Оно и логично. В стихах легче запоминаются новые слова и смыслы, в них есть ритм и порою даже музыка. И я на сто процентов уверена, что довольно хорошо развитая речь Алисы - это заслуга детских поэтов.
Итак, очередной сборник - Стихи Сапгира.
Я долго гонялась за этим сборником, хотя и не могу толком понять почему. Сапгира я не сказать, что люблю, иллюстрации не в моём вкусе, страницы тонюсенькие. А ещё есть небольшой диссонанс от контраста обложки с внутренним оформлением. Обложка белая, открытая, с воздухом. Внутри же всё забито цветом. Да ещё кракелюрчик этот. Не, не моё.
Но содержание у сборника хорошее. Много стихов и причём на разный возраст. Есть совсем малышовые, есть на постарше. Мы читаем всё самое коротенькое, простое и в основном про звериков: Змей, Бездомная лягушка (нам от него очень весело почему-то), Ёж, Пчела, Рак, Кошка, Цыплята, Бабочка, Туча (затесалась :)). А ещё кусочек из Скороговорок, который про рыбину. Из длинного - Море играет, замечательное стихотворение для малышей! Там и глаголы, и цвета, и фактуры, и формы. Чудо, а не стих! И обыгрывать его можно кучей разных способов.
А самое любимое, как вы уже, наверное, догадались - про лимон. Алиса, кстати, может есть лимон и не морщиться :)
Замечательно читался в этом месяце Лаптев - Пик, Пак, Пок. Фотка неудачная, но я и фотоаппарат уже упаковала, так что пусть будет хотя бы так. Зато с маленьким антуражиком :)
Я эту книгу нежно люблю за бархатистые молочные странички. Ну прямо крем-брюле! Алиска пока от таких изысков далека, ей стихи нравятся :) Угадайте-ка какой любимый, ммм? Не случайно там на фотке подсказка с обречённым видом и пыльным мешком.
Теперь стоит только Алиске увидеть где-нибудь овцу, как раздаётся: Бе-е-е! Это я несу себе-е-е!
Ещё ей нравится про мыша с маслёнком, мы его жалеем и срочно обнимаемся. А ещё Алиса недавно научилась изображать, как кто-то плачет. Очень натурально, кстати. С этими изображаниями в последнее время, кстати, вообще беда. Изображает кашель. Я в первое время аж подскакивала. Тишина-тишина и вдруг кашель внезапный. Я бегу со всех ног: ребёнок подавился!! Почему я не отработала приём Геймлиха и где там моя маленькая чёрненькая медицинская, ать, книжка?!! А она, зараза, кашляет и хохочет. И сморкается ещё иногда в простыню. Мы так, если что, не делаем! И откуда только взялось? Надо что ли гостей проконтролировать на предмет сморкания в домашний текстиль.
А ещё у Лаптева про ежа с яблоком любит (или это груша всё-таки?) и про глупого лисёнка с червяком. Тут она всегда озвучивает, что червяк "оторвался". И Пик, Пак, Пок её очень веселят. Они очень натуральные такие пингвины. А пингвинов мы видели. В московском зоопарке. И они там так же ныряли и ходили вперевалку.
Ну и ещё Алиска очень любит стих Нитка-картинка. Потому что наша кошатина тоже любит разматывать мои нитки. И Алиска любит. А на пару они столько картин из ниток могут на полу соорудить, на это никакого разворота не хватит :)
В заключение немного игрового-интерактивного - Играем и учим числа.
На Новый год мы купили книгу про цвета, и так она Алисе понравилась, что я, не задумываясь, купила к ней в пару Учим числа. Честно говоря, учить ребёнка числам я по ней особо не собиралась. Так, окошки пооткрывать веселья для. Но тут такое! Вчера, значит, откопали мы среди коробок лоток со всякой ерундой аля монтессори. Камешки-ракушки-орешки и прочее сыпучее-переберучее. И Алиска достаёт оттуда каштан, даёт его мне и говорит: На, мама, орешек. А потом достаёт ещё один и говорит: На, мама, два орешков! Бог с ним, с окончанием. Но ведь ДВА орешков!! А специально никто и не учил ведь. Так что я на книгу грешу. Хорошая книга :)
Ещё мы, конечно, перечитывали кое-что из прошлых месяцев:
Дневник читателя. Декабрь 2014
Дневник читателя . Январь 2015
Хорошего вам чтения! А я в связи с последними событиями вынуждена взять временный тайм-аут. Скорее всего в ближайшие пару недель смогу забегать в ДК только изредка и то с телефона. Не теряйте!