Переиздания советских книг. Хочу поговорить об иллюстрациях.

Очень сожалею что не смогла учувствовать в обсуждении в течении дня, обсуждение очень интересное, важное и многогранное. Но теперь и я к вам присоединюсь, расскажу о своих критериях по отношению к иллюстрациям и о многих других вопросах, которые были подняты в теме. Лично я не очень придирчива к резкости, верстке и т.п. конечно при условии, что сама иллюстрация будет качественной.  Точнее у меня не столь высокая планка по отношению к этим критериям. Конечно, я понимаю, что при  мастерской работе издательства результат был бы лучше, но имеем то, что имеем.  Например, я читала в сообществе негативный отзыв на книгу Речи «И громко, и на ушко», писали, что иллюстрации там размытые, верстка плохая. Да, верстка могла быть и лучше, но сами иллюстрации мне не показались размытыми.  В целом достаточно неплохое издание. Так же не вижу ничего ужасного и кошмарного в сборнике «По широкой Лимпопо»,  нам с ребенком нравятся работы Елисеева, тут уж дело вкуса. К примеру, мне не по душе Конашевич, не мой художник. Видела фотографии книги «Год в лесу», да иллюстрации размыты, но там живопись, а не графика (акварель тоже  относят к графике).  С живописью работать намного сложнее, тут нужно больше работы, мастерства, чтобы издать хорошо, и Речь тут не совсем справилась.  Лично мои неудачи, это издания Белого города, их иллюстрации слишком затемнены и тусклы. Буду внимательнее выбирать книги этого издательства.В целом для выбора мне достаточно отзывов, фотографий и дополнительных расспросов владельцев книг.Теперь поговорим о книгоиздательстве у нас в стране. Я считаю, что нашу систему книгоиздания и систему западных стран сложно сравнить.  На западе, в капиталистических системах, книгоиздание нарабатывало опыт в течение многих столетий, проходя различные этапы, решая возникающие проблемы. В нашей стране на протяжении 20 века существовала монополизированная государством система книгоиздания, с государственным финансированием, цензурой и контролем качества.  Не так давно эта система была разрушена до основания, а новой готовой системы на смену не пришло.  Наши книгоиздатели сами набивают шишки на обломках прежней системы, ищут новые пути, растут,  возможно, не так быстро как нам бы хотелось, но все же. Ищут подход к нашим покупателям.  Посудите сами, каких — то пару, тройку лет назад у нас не было даже переизданий советской классики детской литературы и иллюстрации. Новые иллюстраторы печатались тогда в тех же мизерных количествах, и даже зарубежная детская литература издавалась в гораздо меньших количествах. На данный момент издатели поймали волну – переиздание советской классики, появилось больше интересных зарубежных книг с красивыми иллюстрациями. Это уже прогресс.Мне не очень нравится такой ажиотаж с переизданиями среди некоторых издательств. Волну они поймали, замедлить темпы никак не могут. Спрос есть — вот и несутся.  А ведь когда качество переходит в количество, само качество снижается.  Урезаются сроки разработки книг, требуется делать все быстрее да побольше,  это вредит качеству. Мне как покупателю, это тоже неудобно, я не успеваю за новинками, так их много что глаза замыливаются. С более спокойными темпами и меньшим количеством можно было бы спокойнее собирать коллекцию, а тут глаза разбегаются,  в итоге не покупается ничего.Но тот факт, что классика переиздается, хорошо понятен. Это беспроигрышный ход. В любом случае старые мастера художники это большие профессионалы детской иллюстрации. В них можно быть уверенными, они в любом случае воспитают хороший вкус в ребенке, да еще и стоимость такого переиздания низка. Качество + низкая цена + ностальгия у покупателя. А вот современному иллюстратору нужно заплатить гораздо большие деньги и непонятно понравится ли книга читателю. Тут мы плавно подходим к современным иллюстраторам. Несомненно, есть у нас  хорошие художники, но для такой большой страны и такого наследия их катастрофически мало.  В образовании в целом и в художественном образовании в частности, у нас беда, особенно это касается региональных учебных заведений.  Качество образования наших художников хромает, хромает их школа и мастерство. А тут еще и нужно учитывать особенности детской иллюстрации, все же в этой сфере нельзя придерживаться философии «я художник, я так вижу». Иллюстрации в детской книге должны быть ориентированы на детское восприятие и не преследовать цели отпечатать эдакие портфолио-альбомы  художника, приправленные текстом.  Искусству книжной иллюстрации, в частности детской иллюстрации, нужно обучать, а многие обучают поверхностно. Вследствие не очень хорошей классической художественной базы у многих, идет тенденция к современным течениям искусства.  Авангард появился в начале 20 века, стал новаторским направлением,  вызывающим восхищение у публики, но у тех гениев в основе лежала мощная классическая база, они были великолепными колористами и рисовальщиками с безупречной техникой.  В современном же мире, авангардом прикрывают свои пробелы в технике. ИМХО. Все сложно с иллюстраторами у нас в стране, конечно есть  талантливые художники, но их так мало. Со стоны издательств идет упор в финансы, оплатить труд с нуля, хорошего иллюстратора  просто дорого.  Хорошему иллюстратору тоже хочется достойную оплату. Тем не менее, надеюсь, что нас ждет дальнейшие открытия и развитие книжного дела. Переиздания это уже прогресс, издатели понимают, что люди хотят качественные, талантливые иллюстрации и дело не только в ностальгии. На одних переизданиях далеко не уедешь.  Возможно, в недалеком будущем, требовательная публика даст толчок издательствам искать и печатать больше  наших талантливых современных иллюстраторов. Главное чтобы у нас было побольше этих талантов.
09.06.2015
Надеюсь, эта тема будет одной из ступенек к этому недалёкому будущему.
09.06.2015
Я тоже последнее время стала покупать переиздания только после просмотра в магазине. Поскольку недавно "влипла" с Борисовским Незнайкой. У меня плохое впечатление от некачественной передачи цветов и нечеткости. Такие книги, как правило, не радуют, потом жалею, что купила, место много занимают. Из-за большого количества книг, которые стали переиздавать ( все ведь не купишь), я и стала проводить тщательный отбор.
09.06.2015
Тут все дело еще и в масштабах) Я не беру книги, если мне сильно не хватает четкости в иллюстрациях. Но у меня есть свои "допустимые пределы нечеткости". А что делать? жизнь заставила)) Если вижу некоторую нечеткость, но для меня она не критична (например, несколько иллюстраций из всей книги), то, при определенных условиях, сознательно закрываю глаза. Например, если очень хочу книгу именно с этими иллюстрациями (а буку не достать, либо она стоит заоблачно), но сильно сомневаюсь, что кто-то еще ее переиздаст в ближайшее время. Или если оригиналы по какой-то из причин не доступны, и я понимаю, что издательство провело большую работу, чтобы вытянуть иллюстрации с книги. С оригиналов — это просто замечательно! когда они есть... Но и с книжки можно работать хорошо и качественно (наверное, не с любой). Другое дело — это надо уметь, вот Речь и МП, например, умеют. Жень, ну как узнать? сам прекрасно понимаешь, самый верный способ — посмотреть самому вживую. Или спросить мнения того, кому доверяешь в этих вопросах. Но тут тоже есть опасность))А по поводу переизданий: мне кажется, что еще много достойных книг, которые пока не переиздали, на ближайший год-два издательствам точно хватит. Хотя, с темпами Речи, может, и не хватить)) И да, мне тоже хотелось бы новых работ, молодых художников, но не вместо переизданий, а параллельно. Не понимаю, почему надо выбирать либо то, либо другое?!Есть классика, которую не могу представить (да и не хочу) для себя и для дочки в других иллюстрациях (например, Буратино с Владимирским, Винни с Диодоровым). Но есть много книг, где интересно было бы увидеть новые иллюстрации, или иллюстраций очень мало, или попросту пока нет. Например, "Динка" Осеевой! Отличная работа для талантливого современного художника)) Не говоря уже про новые тексты, их тоже очень не хватает! Ну и никто не отменял вкусы: кто-то выберет Русалочку с Диодоровым, кто-то с Ломаевым, кто-то с Бирмингемом, кто-то с Архиповой, а кто-то все четыре и еще несколько в придачу)) Все закругляюсь, а то еще в два раза больше понапишу))
09.06.2015
Ты знаешь, что издательство провело, ты знаешь, что оригиналы недоступны... слишком много специфических знаний, чтобы принять, не находишь? Тем более, что кроме "Речи" такими знаниями мало кто делится.
09.06.2015
Нет, не считаю. Это единичные случаи. А про провело я скорее догадываюсь по тому, что вижу в итоге. Почему мало кто делится? Речь очень часто рассказывает о своей работе над книгами. У других издательств тоже есть и сайты, и жж, и группы вконтакте. Просто надо спрашивать, если сильно интересует вопрос. Вот у Нигмы спросили про Монина, издательство сразу честно ответило. 
09.06.2015
Так я про то, что не увидеть, пока в руки не возьмëшь. Не уподобляться же тем, кто заказывает 20 книг, а выкупает 2. Остальные лишь смотрит. И потом, я пишу о наростающей тенденции, а ты берëшь срез сегодняшнего дня. Но я могу ошибаться, поэтому вынес тему на обсуждение.
09.06.2015
Конечно самый верный способ — самому посмотреть (тебя спасет чудо-Крупа!)Но и по фоткам тоже можно, хотя сложнее, конечно. Поэтому в последнее время стараюсь грузить через Яндекс-диск. Я периодически отказываюсь в самовывозе, как раз в таких случаях. Но стараюсь не злоупотреблять. Не, не надо нам нарастающих тенденций! Будем смотреть вперед с оптимизмом!))
09.06.2015
Вот и я обеими руками за параллельность, чтоб было и то и другое!
09.06.2015
В "Клевере" вышли книги Чуковского с новыми иллюстрациями. Покупали?
09.06.2015
Вот что ты в крайности сразу? Более классической классики, чем Чуковский сложно придумать. 
09.06.2015
А я купил "Тараканище". Параллельно не будет, новое дороже, а значит менее выгодно.
09.06.2015
Вот видишь! Даже Чуковский с новыми иллюстрациями продается!)Почему не будет? "Зеленая лошадь" с Муратовой, "Таинственный сад" с Йонайтис, "Катя и крокодил" с Поповой. Казарницкая, Фадеева, Жуковская, Бухалова. Муратова, Йонайтис, Шафрановская, Громова, Ломаев, Бычков, Челак, Костина-Ващинская  - это только те, кого сразу вспомнила, из новинок за последние пару-тройку месяцев или вот-вот на подходе. Конечно переизданий сейчас очень много, но так на новые работы и времени нужно несоизмеримо больше. 
09.06.2015
Посмотрим, многие ли купят эту Катю при наличии другой. "Таинственный сад" с Йонайтис - это хорошо, но мимо. Жду с Демуровой. Что нового у Костиной и Муратовой?
09.06.2015
Жень, ну так тут уже от выбора покупателя все будет зависеть.Ты за конкуренцию? или ты предлагаешь не переиздавать старые, чтобы покупали новые?У Муратовой "Зеленая лошадь", у Костиной "Нильс Карлсон"
09.06.2015
Я за то, чтобы издавали качественно, а не просто по заказу ностальгии.
09.06.2015
И я за это двумя руками! 
09.06.2015
Муратова с Костиной молодцы. Но ты как-то свела всë старые vs новые, а тема иная: нет оригиналов старых, надо делать новые.
09.06.2015
Это все ты увел куда-то своим комментарием про Чуковского! Я сначала все строго по теме писала)) Если нет оригиналов, можно качественно сработать c книжки (не со всякой, конечно, и при наличии технологий и мастерства). Но новые тоже делать нужно в любом случае!) 
09.06.2015
Если можно, то почему не получается?
09.06.2015
Меня сейчас уволят, и ты будешь в этом виноват!)) Вернусь к этому разговору вечером в личку.
09.06.2015
Кто тебя уволит? Баечница :+)
09.06.2015
Вот ты поросенок!)) У меня, между прочим, директор есть! И свободный график отменили в связи с кризисом(
09.06.2015
Кризис - это отсутствие работы, а не прирост. Что-то не сходится :+)
09.06.2015
Чтобы он потом не обернулся отсутствием работы, надо сейчас постараться.
09.06.2015
Твоя контора остановит мировой кризис? Круто! :+)))
09.06.2015
Шутник!)
09.06.2015
Многие современные иллюстрации, кстати, и иллюстрациями для детей-то назвать трудно. Скорее самореализация художников. Чем непонятней и заумней, тем круче. Этой тенденции тоже не понимаю.
09.06.2015
Это уже другой вопрос! И здесь я с тобой в чем-то согласна. Поэтому снова возвращаемся к переизданиям)) 
09.06.2015
Лучше воспитывать новых художников. В т.ч объяснять, что любят дети, а что хорошо во взрослых книгах.
09.06.2015
Мне кажется, это очень сложная и неоднозначная тема.И вообще ты меня совсем разболтал, а заходила ведь на минуточку)) 
09.06.2015
Было бы просто, каждый бы смог :+)
09.06.2015
Что то мне подсказывает что вы ведете речь о Ломаеве. Возможно я ошибаюсь в своих догадках, но таково мое восприятие этого художника. Его работы красивы и роскошны, но по моему мнению, книги с его иллюстрациями это альбомы художника нежели детские книги.
09.06.2015
Нет, не он. Ломаев мне нравится, когда его книг в библиотеке не много. У нас есть "Кот в сапогах", "Дикие лебеди", "Гадкий утёнок", "Стойкий оловянный солдатик", "Маленький Мук", "Калиф-аист", "Маленькие человечки". Мне они нравятся. Какие-то другие не нравятся, но всё же Ломаев детский, пусть и не всегда малышковый, художник. Я о других.
09.06.2015
Да Ломаев просто зайка-лапочка по сравнению с многими современными иллюстраторами, особенно детгизовскими. Я очень люблю стихи Махотина, но сборник За мелом — это нечто. Практическое пособие "Как загнать человека в тяжелую депрессию". А издания Введенского того страшнее. Каждая иллюстрация — просто диагноз...
10.06.2015
У меня и так три Тараканища... )))
09.06.2015
Три? Да их десятки для нормы надо :+)))
09.06.2015
Нет, они мне не нравятся, да и есть у меня Чуковский. Я только отдельного Крокодила хочу с Сутеевым или диафильмовского. Ну и еще раздумываю не взять ли По широкой Лимпопо, а то непонятно дождусь ли
09.06.2015
Ага, еще увеличивают и растягивают иллюстрации, и верстка бывает ужас-ужасная. Хотя вот у меня в деревне много тоненьких советских книжек, бумага плохая, иллюстрации тоже могут быть размытыми, где-то даже цвет на точки распадается.
09.06.2015
Я стараюсь не покупать книги с размытыми иллюстрациями. Даже если очень книгу ждала. Обычно это касается переизданий, поэтому думаю, что в крайнем случае., куплю нормальную букинистику.Именно наше сообество помогает понять, насколько размыты картинки. Часто в отзове пишут об этом, даже если на фото не видно. или можно спросить и люди ответят, более крупно сфоткают и будет видно. Еще в отзывах в Лабе бывает такая инфа.Ну, да, еще иногда хожу в обычный магазин и смотрю там книги, но там далеко не все, что мне нужно. Еще могу отказаться в пункте самовывоза от книги, если увижу, что плохое качество иллюстраций, было так с книгой:Надежда Полякова — Детский сад для зверят обложка книгиОбнаружила, что все картинки размыты и не взяла. Обойдемся.Этих способов хватает, что бы оценить и не покупить. А тебе не хватает?
09.06.2015
Мне - нет. Ибо слишком часто стало.
09.06.2015
Ты задаешь вопрос про иллюстрации и не задаешь про сами тексты. Иллюстрации должны соответствовать тексту,а часто текст уже не соответствует времени. Мне кажется,переиздание уже исчерпывает себя. Еще чуть-чуть,и все хорошее уже закончится. Уже пошло 50 аленьких цветочков, десяток разных сивок-бурок. Что будет через год: Ленин и дети? Я рада переизданиям. Но у нас не бывает ничего в меру:то ни одной,то только букинистика. Я все меньше и меньше книг хочу. Раньше в обзорах новинок мне надо было все, теперь три из десяти и чаще это что-то новое. Росмэн провел конкурс новая детская иллюстрация, около 30 человек в лонг-листе,очень достойные иллюстрации
09.06.2015
А у меня еще море хотелок...
09.06.2015
Так и у меня есть. Но море это сколько? 20? 50?
09.06.2015
В десятках точно, но не больше сотни ))И у меня эти хотелки — не все конкретные переиздания, а именно тексты, ко многим из которых хотелось бы новые хорошие иллюстрации
09.06.2015
Тексты многие да,хотелось бы просто в аккуратном виде, белые листы и плртные аккуратные корешки. Но это больше в моем случае о книгах на старший возраст
09.06.2015
У меня на всякие,  я имею в виду возрасты. И старве иллюстрации часто не устраивают... Вот Аким с Мониным меня нисколько не вставляет, а другого нет...
09.06.2015
Кстати,да. Еще Акима не особо переиздавали
09.06.2015
Да его вообще не переиздавали, только прозу — повесть про учителя Так-так
09.06.2015
Гаянэ, я есть ссыль на этот конкурс или сами работы?
09.06.2015
Есть. Счас в лс кину. Я не знаю,можно ли тут
09.06.2015
Угу. Пасиба )
09.06.2015
А можно и мне? Заодно проверим, подходит ли для публикации в комментах))
09.06.2015
Про тексты отдельная песня. Я хочу поговорить именно о тенденции издавать всë подряд, не оглядываясь на возможность издать на 5 в плане иллюстраций. Написать новый текст - одно, нарисовать новые иллюстрации - другое. Это не сопоставимо. Что касается выдахающейся волны переиздания, я согласен. Издают одно и то же, но есть ещë не переизданные шедевры, есть. В плане текста.
09.06.2015
Есть,у меня у самой еще остались "заказы")))
09.06.2015
Кстати, про Ленина я бы купил книгу с рассказами для детей :+)
09.06.2015
Я тоже) правда у меня есть тоненькая)
09.06.2015
Перечитал "Рассказы о Ленине" Зощенко, нет, не надо переиздавать :+)
13.06.2015
Все плохо,да?)
13.06.2015
Наивно и сносок много понадобится :+)))
13.06.2015
А мы с детьми читаем Воскресенскую и Прилежаеву про семью Ульяновых. Детям все равно Петровы они или Романовы или Стюарты — они с удовольствием слушают рассказы про большую дружную семью.Мне очень нравились воспоминания Анны о братьях, там больше о Саше, конечно. Надо перечитать.
13.06.2015
Так вот именно, разницы нет. А раз так, то и издавать не обязательно.
13.06.2015
Ну почему? Рассказы хорошие и иллюстрации качественные — цветные акварели Ракутина,  эти книги ничуть не хуже, чем Как жила Тася или Козетта
13.06.2015
Да и не мешало бы написать хоть сухую книжицу о Ленине без излишнего пафоса для серии Настя и Никита )
13.06.2015
Напиши, там молодых авторов не чураются издавать :+)
13.06.2015
Не мой герой ))
13.06.2015
Есть достойные, да, имен много, но по одной иллюстрации трудно судить... Да и у признанных мэтров не все книги хороши... и не каждому по нутру
09.06.2015
Вы видели их,да?
09.06.2015
Да, вчера разглядывала. Штук 10 фамилий взяла на карандаш )
09.06.2015
Я не переживаю насчет звенящей резкости и идеальности иллюстраций, мне гораздо важнее художественные образы. Пусть лучше это будет мутно напечатанный Маршак с Мониным и Митуричем, чем супер качественное издание с Бордюгом и Трепенюком. Также с удовольствием покупаю иностранные книжки-картинки с современными иллюстраторами. Но издательствам, конечно же, это не повод почивать на лаврах и ляпать книжки с корифеями иллюстрации на коленке, а посыл искать современных художников того же уровня, вот.
09.06.2015
А зачем им искать новых, Вы же всë равно купите старых?
09.06.2015
Если будут новые того  же уровня, я их с удовольствием куплю! Купила же Булычева с Богуславской, к примеру. Если издатели откроют миру отечественных Мо Вилльямсов и Крисов Ридделлов — я рублем за них проголосую, определенно! 
09.06.2015
Если - это риск, такое при капитализме не интересно.
09.06.2015
К сожалению( 
09.06.2015
Книжки-картинки - это уже другой разговор. И не все они современные, хоть и новые для нас.
09.06.2015
Ой, вот про Бордюга и Трепенюк прямо больная тема. Мне поначалу нравились, но когда их одинаковые зайки и мишки стали смотреть "из каждого утюга"....а ведь еще лет 20 назад они были не такие "одинаковоприлизанные".
09.06.2015
Мне вот кажется, что должен быть выбор, чтобы можно было сравнить старое и новое и решить, что тебе ближе. Меня не смутит "грибок на детской площадке", в моей реальности они до сих пор есть. Но если классика будет "мутной" и переснятой левой ногой через правое ухо, допустим, а новая без перебора фантазии и четкой, я лучше новую возьму. Но если классика отлично издана, возможно отдам предпочтение ей.
09.06.2015
Так и пишу, что нет выбора. Вернее не выбрать, т.к. по фотографии этого не видно.
09.06.2015
Это я к тому, что и новым художникам надо дорогу давать. Ведь кто-то и при условии качества выберет современность. А почему издатели не напишут в выходных данных, с оригиналов или нет? И еще вопрос - всегда ли, когда использовались оригиналы, Вас устраивало качество?
09.06.2015
Издателям не интересно указывать, поэтому на второй вопрос я не могу ответить, т.к не знаю причин того, почему не нравятся. Могу лишь предполагать. Новым художникам труднее, тиражи не те, а над книгой надо работать долго, чтобы вышло "как раньше", вжиться в неë. И жить на что-то надо, не думаю, что им много платят.
09.06.2015
Грустно это все. Остается тогда и правда смотреть "живьем", а потом, если нравится, брать там, где дешевле. К сожалению, нам ситуацию не исправить, даже если мы всем ДК что-нибудь байкотируем или продвинем. Скорее всего издательства еще лет 15 - 20 будут выезжать на советской классике (это камень в огород некачестаенных переизданий, к Речи или МП у меня никаких претензий нет), пока не начнут становиться бабушками и дедушками мои ровесники, которым все еще дороги эти иллюстрации.
09.06.2015
Долго выезжать не получится, не так много текстов в запасе.
09.06.2015
А как же Аст, который переливает из пустого в порожнее, издавая по 100500 наполовину одинаковых книг, они-то как раз еще лет 15 попереливают. И потом, тиражи не гигантские, пойдет хоть небольшая, но волна переизданий переизданий.
09.06.2015
АСТ издаëт одно и то же, но таких книг не так и много, которые настолько востребованы и известны. Те же великолепные "Один" Внукова или рассказы Грабовского так не поиздаëшь.
09.06.2015
Я очень обращаю внимание на мутные иллюстрации, и они меня расстраивают. До сих пор очень печалит меня Год в лесу, который я покупала, собственно, только иллюстраций ради.В книгопечатных технологиях не разбираюсь, но мне кажется, что должны быть способы получать чёткое изображение не с оригиналов.
09.06.2015
"Год в лесу" - да, тоже расстроился. Но там лишь один сезон из 4.
09.06.2015
Вооот...у меня так с Чуковским, сборник тот же, да не тот((( и расстаться не могу, и читать..Хожу в магазин, пролистываю. Многе чего не стала покупать и из " старой гвардии" в т.ч.  
08.06.2015
Я Чуковского взял многое от "Мелик-Пашаева".
09.06.2015
Вот я тоже на переисдание сборника глянула в лабиринте и ужаснулась. Теперь еще сильнее трясусь над букинистическим 82-го года.
09.06.2015
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
К вопросу о книжных и околокнижных обыкновениях и традициях :) А - чтение - залог выживания Homo Sapiens