Школьная программа по Литературе

Конечно, почти все зависит от учителя. Например, в моей школе, где я работаю, учительница литературы часто советуется с учениками (9-11 класс) о том, что бы они хотели почитать и обсудить на уроках. Недавно осуждали "Трудно быть Богом" Стругацких и "Убить пересмешника" Харпер Ли. Эти тпроизвдедения дети сами выбрали. Не все их почли, но дискуссия была оживелнная. Для нее главное, что у ребят был отклик, что бы они начали задумываться. Я, когда слшаю их беседы, то с трудом удерживаюсь, что бы тоже не влезть.Получается, что пограмма учительнице не указ.Но, понятно, что не во всех школах такое возможно. Мне кажется, что было бы хорошо, если быть часть поизведений, котоые идут как внекласссное чтение как раз перевели в классное и обсуждали на уроках. Ту же фантастику, или что-то подростковое. А что-то очень серьезное было бы в меньшем объеме. Но, не значит, что это надо совсем убирать.
21.07.2015
Как бы я хотела, чтобы со мной в школе обсуждали "Трудно быть Богом"! Я бы тогда любила уроки Литературы :)Но вообще когда программа не указ — то у учителя могут быть большие проблемы, поэтому вряд ли этого стоит ждать от бОльшей части учителей... к сожалению... Я бы тоже предпочла, чтобы было что-то более подростковое — чтобы детям эти книги могли бы помочь решить их текущие проблемы... Ну не понять детям Герасима и его жизненные сложности... надо что-то что им ближе... чтобы они могли найти ответы на те вопросы, которые может быть и задать стесняются....
21.07.2015
Да, точно.
23.07.2015
решилась один единстенный раз написать в сочинении так,как думаю Я, писали по "Мастеру и Маргарите", так вот, я делала целое исследование имен персонажей, сопоставление с библейской историей и прочее... получила "3" и решила,что больше так не буду:-) раньше писала рассказы,стихи и песни,лит-ра отбила все желание что-либо писать, когда-либо. мне нравится, что в наших школах у детей есть выбоп, что читать, есть выбор читать или нет( но дети тогда должны осознавать,что не всем быть учителями, кто-то должен быть и "неквалифицированным рабочим трудом".)  кто хочет-к университету начнет читать, кто не хочет-уходит из школы раньше, но от этого не становится бомжем и прочее, работают,просто не в столь "интеллектуальной" среде.каждому свое. нельзя причислить всех нечитающих людей к "тупицам", равно как и всех "читающих " нельзя назвать всезнайками.пафоса не люблю.многие дети получают огромное кол-во информации "из вне" и так, ничего прохого в этом нет.  надо иметь доступ ко всему, не создавая запретных плодов и не наседая на детей в то же самое время.IMHO
21.07.2015
Автор всего лишь проходится по верхам. "Ах, какие неудачные книжки" Юлия ниже объяснила все как профессионал. Произведения тут ни причем, беда в том как их "изучают" как они "преподносятся" Очень подробно о бедствии литературы в школе написано у Л. Айзермана в книге " Педагогическая непоэма. Есть ли будущее у уроков литературы?" В этой же книге есть ответы на все претензии автора статьи.П.С. я проголосовала за 6-7 баллов.
21.07.2015
Я тут как учитель выскажусь... Можно?Да, я согласна с тем, что многие произведения не по возрасту детям ("Войну и мир", например, человек способен понять и прочувствовать годам эдак к 30, когда уже жизненного опыта достаточно). Но учитель учителю рознь. Кто ж заставляет школьной программой ребенка ограничивать? Когда я давала уроки по "Дубровскому", мы говорили о романтизме. И я сделала пару уроков по зарубежной литературе с обзором книг, которые мне показались интересными для детей 7 класса (которые я с удовольствием читала).  И, о чудо! Этого оказалось достаточно. Через какое-то время дети стали запоем рассказывать мне о "Соборе Парижской Богоматери" и  произведениях немецких романтиков. Ну и "Дубровский" наш родной на этом фоне веселее пошел.Дело не в списке произведений — любой список можно конфеткой сделать, привлекая посторонний материал. Дело в самой системе образования: 1. читать дети к 5 классу не умеют, потому что уроков чтения в началке стало сильно меньше (у нас было каждый день+внеклассное, у них сейчас всего 4 в неделю). Дома же часто читать "не модно"  -очень немногие дети видят своих родителей читающими. А уж обсудить с ребенком прочитанное — это вообще единицы! А когда читать еще технически не умеешь как следует, читать что-то "сложное", где думать надо, очень сложно; 2. Уроки литературы в средней и старшей школе сократили, а программу раздули. И теперь я каким-то чудом должна ту же "Войну и мир" с детьми за 4 урока пройти. Как вы  понимаете, "пройти" тут  самое верное слово. Дети только обложки книги успевают "осмыслить".  3. Из-за столь сжатых сроков на лето задают читать ту же школьную программу (я, кстати, никогда этого не делала!). А как можно летом читать то, что сложно? (вот кто из вас в отпуске наслаждаемся бухгалтерскими отчетами или договорами — просто "для себя" читает? да никто, я думаю! а ребенок чем хуже?) Она для того и есть "школьная программа" чтоб в школе ее осмысливать — всем классом, всей кучей, составляя по крупицам свое мнение, собирая пазл из исторических и литературных событий... Вот я как-то так проблему вижу: проблема не в том, что дети читают, а в том, как это преподносят. Увы, иногда учитель бессилен.
21.07.2015
Спасибо за профессиональное мнение — очень интересно! И все-таки, вот как учитель — Вы бы хотели бы как-то изменить программу — что-то убрать, что-то заменить, что-то добавить?И разделяете ли вы Литературу и чтение для детей (как тут ниже предлагают разделять)? Т.е. Крапивин, например, это просто чтение — поэтому его не нужно в школе изучать. а Му-му это Литература — поэтому нужно.
21.07.2015
Литературу и чтение не разделяю. Любое произведение можно читать "для удовольствия" (как я "Войну и мир" в 30 лет прочитала) и в контексте истории литературного процесса (как того же Крапивина можно изучать в контексте литературы 20 века).Как учитель, я бы те же произведения расставила иначе по возрасту. (т.е ну хоть "Повести Белкина" изучать целиком в 7 классе весь цикл, а не дробить на 5,6 и 7, как это сейчас). Всякие былины бы отправила из 5 класса в 9 (это очень сложно для пятиклассников!!!),  и добавила бы сильно зарубежной литературы, потому что литературный процесс — он в мировой литературе проходит, а не в русской.  Ну и уроков бы сильно добавила, чтоб дети могли это все осмыслить, и чтоб можно было насладиться текстом. 
21.07.2015
а школьникам Войну и Мир надо оставлять?
21.07.2015
Я бы оставила обзорно. Отдельные главы с подробным разбором. Кому понравится, тот прочитает. Остальные будут знать, что такое есть, и, может быть, прочитают после 30 лет. 
21.07.2015
Мне почему то кажется, что "записывают" на подкорку, с молоком матери что называется. И речь и слог и "доброе-вечное". Закладывают фундамент, сеют зерно
20.07.2015
Я вообще не в теме... я любила литературу в школе и читала ВСЮ школьную программу — мне было интересноМногое зависит от учителя — как он подаст то или иное произведение ...
20.07.2015
хм.. в каком-то страшном мире проходило детство автора... кто мешал высказывать свое мнение? при чем тут учитель? при чем тут программа?у нашей параллели лит-ру вела бестолковая завуч, которая двух слов связать не могла. это никак не мешало любить литературу, читать не только "по программе"+летнее, но и вширь (практически все произведения автора, которого проходили). у старшей параллели наоборот была прекрасная учительница — убегала к ней на уроки, читала еще и программу старшего класса+их внеклассное, потому что было интересно (у них, например, очень много проходили Тендрякова в 11 классе, а мы в своем одиннадцатом, кажется, вообще из него ничего не читали). плохой учитель никак не отбил желания читать, как и школьная программа. может у кого-то просто желания не было, вот и виноваты все кругом?про невозможность высказывания своего мнения — тоже гон: у меня были все 1е места на олимпиадах с 6 по 11 классы (школа-город-район), где писали рецензии на произведения. кто был на олимпиадах, те в курсе: дают произведения не из школьной программы, соответственно, написать "как надо учителю" просто невозможно, пишешь то, что думаешь. зашоренность как раз фиг прокатит. единственное, что я не осилила из школьной программы — "Котлован")) но тут уж не виновата, ни программа, ни педагог, просто вот "не шмогла")
20.07.2015
Вот полностью согласна! Даже самый бестолковый учитель собственное мнение только приветствует, если это действительно мнение. А если ученик, не читавший произведение "лепит горбатого", сочиняя черт-те что, просто толком не зная что говорить и пытается эту галиматью выдать за собственный взгляд, любой самый бестолковый и равнодушный учитель это прекрасно понимает и пресекает. Поэтому и распространяется сия легенда о всеобщей непризнанности собственных мнений, когда настоящих таких случаев лишь единицы
21.07.2015
я, честно, не знаю что думал автор статьи и что ему не давали высказывать...Могу сказать за себя — я читала все по программе — была твердой хорошисткой, да еще и ответственной, плюс родители блюли.К сожалению, по большой части произведений мое мнение было — "аааааааааа... как скучно, не хочу больше читать, не понимаю что они все думали". Понятно, что ни один учитель не примет такое собственное мнение :)Вопрос в том, что таких как я было большинство — и вопрос в том, что является ли это показателем того, что программа, возможно, действительно не правильно подобрана по возрасту? Тут в сообществе часто пишут, что книга прочитанная не по возрасту, это 2 книги пропущенные по возрасту. Мне кажется, что это утверждение очень сильно относится к школьной программе.Я помню, как из нас учительница выуживала, что же мы думаем о произведении Чингиза Айтматова "ранние журавли" и как же мне было это не интересно... как я считала минутки до конца урока... хотя я все прочла. Но ничего не поняла :)Никто не говорит, что не нужно читать Войну и Мир, но, возможно, это надо делать в институтах... в итоге большая часть класса, действительно, читала только краткое изложение. Я читала все... ну вернее, я не могла перебороть себя и читать совсем уж все — рассуждения на 10 старницах по червячках и яблоках я пропускала -ну не мое это... В итоге у меня нет желания это перечитывать или читать более осознанно. Возможно если бы у нас думали действительно о культуре чтения, то мой интерес поддерживался бы более подходящими по возрасту произведениями, а став взрослой я бы открыла список 100 книг, которые должен прочитать образованный русский и прочитала бы Войну и Мир....
21.07.2015
И при том, что я прочитала и Айтматова и Войну и Мир, мимо меня в детстве прошел Крапивин. В школьной программе его не было, дома тоже не было, в библиотеках я бывала, но видимо, не настолько часто, чтобы он мне попался...А вот сейчас я с удовольствием прочитала "Дети синего фламинго". Вопрос в том, что не было бы лучше для меня (и таких как я) в школе прочитать "Дети синего фламинго" вместо "Му-му"? и было бы ли это трагедией для того 1-2% гениальных детей, которые Му-му приняли и восприняли в школе, если бы они читали бы Му-му как дополнительное чтение, а не обязательную программу?
21.07.2015
Но ведь мы же здесь обсуждаем программу предмета ЛИТЕРАТУРА, а не список детского чтения. Как бы ни нравился мне Крапивин будучи моим любимым писателем с 9 до 45 примерно  лет, его книги остаются лишь книгами для детского чтения. В Литературе он ничего нового не сказал. Так как пишет он писали до него и будут писать после. Очень хорошие, очень искренние и нужные для детей книги, но к предмету Литература относящие так же как Три мушкетера и Всадник без головы. Все эти ломания копий от того, что мы смешиваем разные понятия — чтение и собственно литература
21.07.2015
Ну не знаю.... тут учитель выше пишет, что для большинства детей то, что преподают в школе это единственное чтение (дома родители не читают сами и не поощряют). Если посмотреть с этой точки зрения, то было бы не плохо, чтобы в школе давали "хотя бы" чтение. И опять это все очень условно — Пушкин это литература? или чтение? Лермонтов литература или чтение? Наверное, как классики они в Вашей классификации  ЛИТЕРАТУРА, но ведь их ИНТЕРЕСНО читать даже школьнику -  можно подобрать по возрасту произведения. Так вот и остальные произведения должны тоже соответствовать возрасту.Та же Му-му (будь она не ладно) — единственное что я помню "жалко собачку". Даже не помню утопился сам Герасим или нет. Ну вот и смысл мне было читать это в том возрасте???  То что есть в этом произведении от ЛИТЕРАТУРЫ до меня не дошло, то что хотел сказать автор до меня не дошло. В чем же смысл этого упражнения? чтобы я почувствовала себя несчастной или тупой? или чтобы мне было скучно и грустно?А вот, кстати, Дед Мозай и зайцы мне было интересно прочесть :) И светлые чувства остались. Опять просто чтение?Опять же учитель тут пишет, что "как подать" — наверное так и есть. Беда в том, что 90% учителей не знают "как подать"...
21.07.2015
В том, что чтение по программе — единственное чтение виновата не школа. Мы уже практически скатились к тому, что за 11 лет обучения основной массе учащихся даются знания в объеме церковно-приходской школы — читать, писать, считать + 4 действия арифметики + кое-что по-мелочи... (((Если выкидывать все, что неинтересно то что же останется? Мне вот Булгаков с Буниным абсолютно неинтересны, и дроби с процентами, и ионы-катионы с переменным током  и восстанием сипаев...На эту тему ООООЧЕНЬ хорошо недавно писала Настя  http://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3187205
21.07.2015
Это, конечно, все правильно — про роль родителей и про то, что большому числу людей просто не везет с учителями.Вопрос еще в другом. Может быть НЕ интересно, НО... если это школьная программа, то ДОЛЖНО БЫТЬ ПОНЯТНО. Так вот почему-то считается, что в литературе это не важно. Ну вернее как... в математике есть простой тест — если ребенок может решить пример — то значит ему понятно. И вот к этому большинство учителей пытается свести литературу — если ребенок может высказать общепринятую точку зрения — значит ему понятно и функция школы выполнена.А если в программе есть произведения, которые НЕ могут быть понятны ребенку в его возрасте. То зачем они. Т.е. ладно бы они были просто были скучные, так еще и не понятные... И если говорить про слои — в этом возрасте этот слой произведения понятен, чуть позже другой слой и т.д....  ну вот а если в произведении никакие слои не понятны. Ну вот та же Му-му — пересказать содержание школьник сможет, но в содержании ли суть (дядька утопил собачку — собачку жалко)? можно ли после этого сказать, что он ПОНЯЛ (я вот почитала объяснения Петрановской и поняла, что не хочу даже разбираться в этих психологических дебрях)?И по отношению к литературе еще один момент — я считаю, что в школе должны быть книги которые УЧАТ ЧЕМУ-ТО ХОРОШЕМУ (и понятному) — дружба, честь, доброта, а не только описывают бесконечные страдания и мучения. Т.е. должны формироваться положительные модели поведения у ребенка, чтобы он искал гармонию по жизни, а не разрушение.
21.07.2015
По идее, чтобы книга не вызывала отторжения, должна соблюдаться формула "возраст ребёнка=возраст героя книги", плюс-минус. Тогда и проблемы героя и окружение его понятнее, а, значит, сопереживание и вовлечённость сильнее, больше шанса на успех у ребёнка. Пока ребёнок в начальных классах, ещё всё гладко. А вот дальше...У нас традиционно как бы "опережающее чтение". Поэтому и происходит отторжение, что мотивы и поступки героев не понятны до конца, не близки. Меня Татьяна раздражала чрезвычайно. Во дура, Онегин к ней приполз, а она...Сейчас я бы так категорично уже не рассудила бы. И не знаю, какой должен быть список. Хоть как составь, всем не угодишь.
20.07.2015
А мне вот кстати Татьяна совсем по-другому тогда "легла".. "Но я другому отдана и буду век ему верна" - прям вот запали эти строки на всю жизнь
20.07.2015
Я до сих пор почему-то помню письмо Татьяны к Онегину. Я в том возрасте была необъективна до ужаса, мне было очень жаль всех мужских персонажей. И Онегина, и Андрея Болконского под серым небом Аустерлица, даже неуклюжего Пьера Безухова, и, главное, Печорина :). А барышни мне казались все изнеженными и избалованными. Больше всех я не любила Наташу Ростову. А сейчас думаю, а что она мне сделала-то? :).
21.07.2015
И я его помню)) Наташу, кстати, и я не любила и не люблю. Взбалмошная дура
21.07.2015
Я не согласна с такой формулой. Просто потому что в детстве отлично читаются и Три мушкетера и Всадник без головы и Старик и море ))Вы говорите здесь о чтении, а не о предмете Русская/Зарубежная Литература, который проходят в школе.
21.07.2015
Вот и получается, что его в школе проходят, да иногда мимо. "Старика и море" трогать не буду, не читала в детстве. А "Три мушкетёра" и "Всадник без головы" практически "безвозврастные" книги ввиду своей приключенческой направленности.В приключенческих книгах практические всё равно, сколько лет герою. И проблематика в них всё же иная, чем, скажем, в "Герое нашего времени", "Войне и мире" или "Преступлении и наказании".  А по программе знакомятся как раз с Печориным, Раскольниковым, а чтобы сказать о них что-то, кроме того, что они "лишние люди" и по-настоящему понять их, надо обладать всё же каким-то жизненным опытом, приходящим с возрастом. Со мной можно не согласиться, но я считаю, что Достоевский или Толстой не писали для барышень и юнош 15-16 лет.
21.07.2015
Да в том-то и дело, что предмет Литература — это не подростковое чтение. Это знаковые произведения, характеризующие целые направления и эпохи в мировой и отечественной культуре. Ну а цель образования — стать образованным (извиняюсь за тавтологию) культурным человеком. Культуру я имею в виду совсем не в смысле знания правил этикета )
21.07.2015
Я в 15 лет приобщилась к английской литературе с большой буквы в виде Голсуорси. "Сагу о Форсайтах" и "Конец главы" прочитала одним махом (был у меня бзик по толстым книгам). И даже думала, что всё-всё поняла. А через 7 лет перечитала и поняла, что, в принципе, могла бы и не приобщаться, потому как ни-чер-та я тогда не поняла.  Вы не поймите, что я против программы по литературе. Нет, я бы не стала всю её кромсать. Я против включения в неё произведений, которые явно "не по зубам" (причём, иногда, не только ученикам, но и учительнице). Мне за Толстого с Достоевским обидно ). Некоторые к ним после школы вообще не приближаются. Если повезёт с учительницей (как мне) потом перечитают, а если нет...Не все учителям могут талантливо "острые углы" обработать  Это в идеале учителя должны рассказывать о том, какое историческое окружение у этой книги, что она символизирует, какое влияние она оказала и что повлияло на её создание. А на практике — немного часов, в которые надо впихнуть тонну информации, и учителя, не всегда работающие по зову сердца (есть и другие, сама лично знаю таких вдохновлённых, но их на все школы России не хватит).
21.07.2015
А мне ни за кого не обидно. Их читают. Ровно тот процент, который способен это читать и которому это интересно. Так же как и решают разного рода задачи определенной сложности. Мы про это уже лет 30 с друзьями периодически говорим, и еще тогда пришли к такому выводу, что все эти программные произведения в школе надо давать. Ну просто потому что человек со средним образованием должен знать, что есть такой писатель Толстой и такой роман — Война и мир. Иначе, поступив в технический ВУЗ он рискует вообще проскочить мимо и остаться в неведении. Ну многие ли знают Жуковского или Леонова? В наше время Платонова и Булгакова почти никто не знал. Я  считаю, что давать литературу надо по-другому, просто знакомить с классиками и их произведениями, а не препарировать их. Чтоб показать портрет эпохи, а не наматывать кишки на кулак, выпытывая что же хотели сказать об авторе или герое составители учебникаМуму бы тоже выкинула )) у Тургенева есть что почитать кроме нее.Главное, чтоб остался след, а потом может и прочтется. Ведь сейчас именно так у многих и происходит, только часто через чудовищное отторжение вначале.Вот написала это — и ведь опять все не так и не то. Ну невозможно приобрести опыт понимания, не читая серьезные сложные тексты... Так что это просто замечательно — приобщиться к чему-то в 15 лет, а потом открыть для себя совершенно новые пласты через сколько-то там лет
21.07.2015
Странные какие-то выводы. Что так все озадачились "Муму". Мне казалось, что на уроках литературы должны учить восприниматься художественное произведение и анализировать его, понимать литературу в контексте жизни автора и современной ему эпохи. Должны научиться читать не только поверхностное содержание, но и чувствовать архитекторику художественного текста, стилистику. Чтобы в будущем получать удовольствие не только от "чтива", но и от серьезной литературы.
20.07.2015
Людмила Петрановская недавно тоже на эту тему высказаласьhttp://ludmilapsyholog.livejournal.com/267356.html
20.07.2015
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Упаковка "Лабиринт". Нравится?? Кто-то искал?