В стране чудес Елены Базановой
мероприятияВстречу с Еленой Базановой нам пообещали, когда мы с плохо скрываемой завистью читали анонсы мероприятий на ММКВЯ. Боялась я только одного: как бы дела на работе или какие-то другие вещи не нарушили планы. Но всё сложилось чудесно: и я смогла приехать,и встреча состоялась. Есть одна ложечка дёгтя, лучше уж сразу о ней напишу, чтобы больше не возвращаться. Кто пришёл на встречу из наших питерских ББ-шек? только я. И от этого грустно. Понимаю я и про работу, и про планы, и про детей, и "всё же, всё же, всё же..."
В гости к сотрудникам издательства "Речь" любят ходить не только такие читатели, как мы. Заметила, что и авторы, и художники туда приезжают с радостью (тайными надеждами и планами) .
Елене с гордостью показывали последние новинки издательства:
А затем начался разговор о работе над книгой Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес, рассказанные для маленьких читателей самим автором".
Как пишет Нина Демурова в послесловии к книге:
«…Кэрролл решил просто подготовить малышей к будущему чтению большой книжки, немного приоткрыв дверцу в Страну чудес».
А для наших детей эту дверцу приоткрывает Елена Базанова!
На мой взгляд, очень важно, что Елена, создавая иллюстрации к «Алисе для малышей», работала с полным текстом. И её иллюстрации не вступят ни в какое противоречие с полной версией, а скорее наоборот! Не зря многие рецензенты «Лабиринта» сетуют, что были бы рады увидеть не "малышковый", а полный текст именно с этими работами художницы.
А текст для малышей - это текст самого Кэрролла, перевод Нины Демуровой)))
Елена была удивлена, что в Англии версия для малышей не только не пользуется популярностью, а неизвестна широкому кругу читателей и даже поклонников Алисы.
Два года Нина Демурова носила с собой перевод , боясь предложить его художникам.
14 страниц печатного текста, которые получила Елена Базанова, превратились у неё в интереснейший макет на 80 страниц. И благодаря Нине Михайловне работа шла так, как понимала и чувствовала Елена:
«Дайте художнику сделать, как он хочет!»
А Елене Базановой хотелось сделать красочную книгу для маленьких читателей, сделать затейливо и интересно!
В 2003 году должна была состояться выставка акварелей художницы в Англии, и в 2003 году Елена получила предложение проиллюстрировать Алису. Чем не знак? Она смогла увидеть очень многое. Как только англичане узнавали, что ей предстоит иллюстрировать Алису - расплывались в улыбке!
Работа над иллюстрациями заняла около двух лет. Вначале всё "отрисовывалось в карандаше". Елена сделала макет в натуральную величину книжки, прямо в него "врисовывала картинки". Создала иконографию образа, чтобы не запутаться самой: Алиса всё время то растёт, то уменьшается.
На каждую иллюстрацию пришлось как минимум 4 рабочих рисунка!
Работа шла с 2003 по 2005 год. Пишу эти даты, так как знаю, что в нашем сообществе много алисоманов. А Елена очень часто говорила о находках-придумках, которые раньше она не встречала. Поэтому если вам покажется, что кто-то так уже рисовал, кто-то это уже изображал - обращайте внимание на годы рисования))))
Одна из исследовательниц написала о том, что для художника нарисовать иллюстрации к Алисе, как для актёра - сыграть Гамлета!
Для Елены Базановой Геннадий Калиновский - идеальный иллюстратор Алисы, ей было сложно "отрешиться" от его образов. Нужно было придумывать своё. И как же талантливо у неё это получилось!
По словам Н.М. Демуровой, художница сделала много открытий в этой книжке.
Мы совершили увлекательнейшее путешествие по иллюстрациям к Алисе. От страницы к странице следили за фантазией художницы, узнавали интересные мелочи, оригинальные придумки, забавные переклички.
Это мой самый обожаемый момент в любом рассказе о работе художника-иллюстратора! Конечно, если художнику есть, чем поделиться, и он умеет погрузить слушателей в этот творческий процесс. Не сомневайтесь, Елена Базанова не только талантливый художник, но и замечательная рассказчица!
Думаю, что и вам все эти детали интересны. Объять необъятное сложно, но я постараюсь вспомнить побольше любопытных моментов.
Как упоительно (вот не подобрать другого слова!) Елена говорит о пространстве книги!
Для меня слова «перспектива», «точки схода», «пространство» сродни высшей математике, но объясняет Елена так, что всё становится предельно ясным.
«Для меня особой сложностью было пространство в книжке. Книга детская, психология малышей такая, что они не видят перспективы и прочего. А без пространства книжка просто немыслима».
И Елена показала, какие секреты применила!
«Точки схода из Алисы выходят и на ней смыкаются. Мы смотрим на мир её глазами. С позиции её горизонта почти всегда. Ведь фронтальная перспектива характерна для самих детских рисунков».
«Я хитрила как могла.
В луже слёз три точки схода. Невозможно увидеть всё в одном пространстве. Мы видим горизонт, плоскость, в которой плывёт Алиса и даже то, что внизу: получается изломанность пространства».
Об иллюстрации, с которой книга начиналась, - небольшое видео:
Валерий Георгиевич Траугот видел работы к Алисе, именно он посоветовал ещё подумать над обложкой:
Интересный момент: почти везде Безумное чаепитие с очень правильным порядком посуды на столе: аккуратно расставлено, всё чистенько. Но ведь если они всё время пьют чай, не моют посуду - то, что же должно остаться на столе!? И получился такой вот сложный натюрморт:
Кстати, на этой иллюстрации присутствует чайничек, подаренный Елене одной английской леди!
По мнению Елены, Алиса - книга о любви! И королева предстаёт перед нами в незабываемом наряде, где и разбитое сердце, и воротник-сердце, но она опасная особа, поэтому всё начинается с полосатого костюмчика осы:
А есть и очень интересные переклички с другими иллюстраторами!
По мнению автора книги «Аннотированная Алиса» Мартина Гарднера, иллюстратор первого издания «Алисы в Стране чудес» Джон Тенниел при создании образа герцогини вдохновлялся работой Массейса. Источник
Вот этой картиной, хранящейся в Лондонской национальной галерее, и вдохновлялся!
«Уродливая герцогиня» Квентина Массейса
И герцогиня Елены Базановой:
Чувствуете сходство?)))
Интересная история о львином зеве. Елена целое расследование провела с разглядыванием английских садов-огородов и пришла к выводу, что цветы были другие изображены у Тенниела, но Кэрролл в Алисе для малышей уделил львиному зеву так много внимания - нужно рисовать! И вдохновляли её львы с Трафальга́рской пло́щади:
Как сказала Елена,через какое время мучений удалось скрестить львиный зев и пасть льва:
И у этих персонажей есть свои прототипы!
Огромный гриб - это обычная сыроежка. А синяя гусеница тоже встретилась на пути Елены и попала в ещё одну её работу - акварель "Безумное чаепитие"! Нашли?
Это большая гарпия, которую опознал на выставке акварелей даже энтомолог! Из неё получается затем ночная бабочка. Кстати, кот Марвин позировал для этой работы в течение трёх дней)
Конечно, это далеко не всё, что рассказала Елена о работе над иллюстрациями к "Приключениям Алисы...". У книги сложная "архитектура", важно было её "не рассыпать,удержать". Текст, элегантно "опоясывающий" иллюстрации, - это чаще всего цитаты из полной версии произведения.
Очень мне понравилось замечание Елены о том, что "можно самовыразиться и в своём полёте прожить книжку".Но это уже была бы другая среда, смысл другой. А маленькие дети - буквальные люди, и всё воспринимают буквально.
В прошлом году "Приключения Алисы" с иллюстрациями Елены Базановой были изданы в Болгарии. И книга сразу стала Лучшей книгой года!
Конечно, разговор шёл не только о "Приключениях Алисы".
Угадайте, чья иллюстрация?)
Ярославы Базановой! Дочь Елены уже давно проиллюстрировала две книги, вот одна их них. Дело это давнее, сейчас Ярослава - счастливая мама ( а Елена - бабушка), училась она на факультете рекламы, у них с мужем несколько удачных проектов, к книжной иллюстрации она не возвращается (пока что...).
Конечно же, я выспрашивала о планах Елены! Очень бы хотелось увидеть детские книги с её иллюстрациями. Мысли есть, планы есть. Следующую книгу хочется сделать акварельной,чтобы и читать было весело,и рассматривать весело, и прививать детям представление об акварели.
Во время выставок Елена проводит мастер-классы для детей, где они чаще всего рисуют котов. Особенно чеширского!
Тема акварели для Елены что-то сокровенное. Как она рассказывает о каких-то нюансах, секретах работы! С огромной любовью к живописи и уважением к деталям.
Нашла в сети ролик, о котором говорила нам Елена. Это один из проектов благотворительного фонда Константина Хабенского - "Поколение Маугли"("Поколение М"). Снимаются ролики, в которых известные люди делятся секретами своей профессии. Автор ролика - зять Елены, тоже человек талантливый!
Говорила Елена и о мастерстве, как важен упорный труд, цель, желание чего-то достичь. Как массы талантливых людей просто исчезают через какое-то время. Многое зависит от характера, от того, в какую среду попадёшь. Путь к признанию твоего мастерства может стать намного короче, если встретишь хорошего педагога. А о своих педагогах Елена отзывалась с огромным уважением.
22 сентября на родине Елены, в Сланцах, открывается персональная выставка художницы. Там будет представлена и книжная графика, и акварели. В этом году Сланцам 85 лет, и это одно из мероприятий в честь юбилея. Продлится выставка до 11 октября. Много интересного можно там будет увидеть!
А с 6 ноября по 6 декабря в особняке Румянцева на Английской набережной планируется выставка "Код художника", где тоже будут представлены работы Елены. (На сайте пока не нашла никакой информации).
Конечно же, наша встреча завершилась автограф-сессией:
И хорошая новость для тех, кто любит конкурсы и книги с автографами! Издательство "Речь" предоставило призы для розыгрыша-конкурса в нашем сообществе! И уже скоро-скоро он начнётся!
А безумно интересная, насыщенная массой сюрпризов и открытий встреча с очаровательной Еленой подошла к концу. Надеюсь, я чуть-чуть смогла вас погрузить в атмосферу нашего общения и вы тоже смогли побывать в Стране чудес Елены Базановой!