Опять о чтении - как же его полюбить

Замечательная статья! Ника, подскажите, пожалуйста, помню у вас был пост со стихами Барто, которые практически не переиздают в сборниках, а стихи были замечательные. Или я что-то путаю???? Может посоветуете стих Барто ребенку в садик на конкурс чтецов? 4г. ПС. Как вас зовут по имени-отчеству?
19.11.2015
Нет, я про Барто так и не собралась написать )) Это было пару раз в комментариях. чужих постов. Я остерегаюсь что-то советовать, не зная уровня развития и предпочтений ребенка. Мои любимые стихи у Барто - Лебединое горе, Я была в стране Суоми, В пустой квартире, Собака, Я расту, Если б я была дельфином, Злыдня, Ливень, Сверчок. Мне кажется, что они на возраст постарше. Для младших - Фонарик, Раковина, Мы не заметили жука, Рисунок, Думают ли звери? Ты идешь походным шагом, Удивительная птица, Мостки, Придумываю сны
20.11.2015
значит у кого-то еще видела. Спасибо!
20.11.2015
Недавно выкладывала ссылку на эту статью в многодетках..большинство не согласилось с автором, особенно с заголовком статьи, печаль(
15.11.2015
Ну там именно все уперлись в заголовок, остальное и не обсуждалось...
20.11.2015
Сразу вспомнились строки из "Дюны" Фрэнка Герберта: "Многие отметили скорость, с которой Муад'Диб приспособился к нуждам Арракиса. Конечно, Бинэ Гессерит знают причину такой быстроты. А для остальных достаточно знать, что Муад'Диб учился быстро потому, что его с самого детства научили учиться. Первый урок в том-то и состоял, что он может выучиться. Просто удивительно, сколько людей не верят в то, что смогут учиться, но еще больше считают, что учиться трудно. Муад'Диб знал, что в каждом жизненном опыте кроется свой урок. " Интересно. Правда наверная самая большая проблема нынешнего образования, даже не проблема образования, а скорее следствие из проблемы общественной мысли. Люди досих пор ищут волшебные пилюльки или универсальные средства, которые на всех и в любом стечении обстоятельств будут работать одинаково. А уже и отсюда и пошла универсальность школьной программы на уровне тестов. Только проблема в том, что универсальности то нет, тем более среди детей. Да мы почти все рождаемся с равными возможностями в развитии, но всё таки нет людей с обсолютной одинаковой ДНК (кроме однояйцевых близнецов), и как следствие физиология у каждого даёт свои коррективы в реальность от разной усвояемости микроэлементов, до разной нервной системы и ограничений роста мышечных волокон. А как следствие одни дети более гиперактивны и им нуже активный отдых, что бы они разряжались и могли заниматься вещами требующеми концентрации и сидения на месте без отвлеканий (учёба, чтение, рисование), а другие более гиппоактивные - да им лучше даётся учёба, но они быстро устают и им нужно развисать социальные навыки и подгонять к активным играм (т.к. как нестранно на мозг работает лучше при активном оьразе жизне, чем при пасивном). Ещё увеличенное число недосыпа у детей сказывается на их успеваемости - т.е. каждый час не досыпа от нормы это на сутки уровень мозга откатывается на 2 года назад (тоесть скажем 8летний ребёнок не доспал 1 час и уже в школе его умственное кпд на уровне 6его), а с хроническим недосыпом ещё хуже. И это всё ещё не учитывая что у всех разная суточная потребность в витаминах и микроэлементах. Но самое смешное большая часть этого была известа еще в 70-80х года, что-то в начале 2000х (первом десятилетии) - а на дворе уже завершается первая половина второго десятка 21 века и люди досих пор обучаются стандартам чутьли не 50х, будто дальше мир и не двигался. А сверху ещё эту друрацкое внушение что учиться новому сложно, трудно, а с возрастом фактически не возможно. Итог: детей просто загоняют до отупения в прямом смыле этого слова, и валят всё на них же, вместо того что бы где пересмотреть расписание ребёнка, его меню, режим дня, да и школьную программу.
12.11.2015
Я согласна с тем, что школьные проблемы - продукт "общественного бессознательного". Это выбуривает то, что мы вытесняем. Я согласна с тем, что школьную программу надо пересматривать, но несогласна с тем, что стандарты 50-х никуда не годны. Базовые вещи усваиваются традиционными способами. Не учится ребенок другими способами ходить, говорить, понимать речь, какое бы тысячелетие на дворе ни шло. А чтение - это и есть процесс считывания и понимания зафиксированной на каком-то носителе речи. и потому я не вижу других эффективных методов, кроме обычных старинных, когда семилетний ребенок приходил в школу и по простому букварю за 4 месяца овладевал чтением и после праздника прощания с букварем записывался в библиотеку. Когда все умели посчитать площадь и составить пропорцию, а за 5 ошибок в диктанте ставили двойку. Да, я ретроград, но я не понимаю зачем изобретать велосипеды и самокаты, если они давно изобретены и отлично ездят, а попытки их усовершенствовать приводят к плачевным результатам, когда студенты нехилого ВУЗа не могут сложить и перемножить дроби и впадают в столбняк при словах "наименьшее общее кратное"
12.11.2015
Ну я не писал, что никуда не годны, но подкорректировать то надо, а не слепо следовать будто это заветы библии. Я вот лично хорошо помню своё ощущение в техникуме, когда сам стал читать доп.литературу и узнал, что в школе мне откровенно ложную информацию довали, и уже не важно было специально врали или учителя некомпетентны, но доверие подрывает сильно и оставляет неприятный осадок. И самое страшное приходишь сейчас в школу И детям втюхивают всё ту же пургу смешаную наполовину из неполной информации, наполовину из домыслов и общественных мифов. Про базовые вещи - я вот к примеру разбираюсь во многих вещах которым множество веков и они ведь действуют до сих пор, да и Дамаскую сталь при современных технологиях так 100% не восоздали. Да и ещё многие древне гречиские филосовы описали многие принцыпы ставшие основополагающие в современной науке, хотя у них тогда не было возможности о них узнать - так своим умом дошли. Но вот на вашем примере, разве это базовые методы? Разве они не вторичны? Давайте на примере физкутуры в школе: каждый год детей заставляю сдавать нормы ГТО, да и вроде бы базовый принцып схожий с описаным вами - регулярные тренировки, дисциплина и всё будет. А вот никогда не будет, что бы все вписались в эти нормы, а для некоторых это вредно. А всё кроется в биологии человека, ДНК ограничивает рост мышечной массы, скорость её развития и т.д. (это я опуская заболевания и говорю про совершенно здоровых детей). Если говорить про пик развития, то некоторым, как бы они не тужились вторыми Шварцнегерами не стать - биологически ограничения. Вот и тоже самое с вашим методом. Базовыми основами для любого обучение считается здоровый сон, сбалансированное питание и правильный режим дня - это ещё и в 50ые знали, только вот о том что это должно быть подобранно индивидуально (кроме сна) узнали намного позже. А теперь конкретней, берём совершенно здорового ребёнка, генетика наградила его сильной НС (очень быстрая возбудимость НС и очень медленное торможение НС), вдобавок ещё высокой процентностью выносливости. Для большинства это будет гиперактивный ребёнок, то у которого вечное шило в попе, плохая концентрация, он не может долго сидеть на месте, мало спит и т.д. Большинство ещё в саду повесят на него клеймо "вам на учет к врачу ставать надо". Только вот в чём дело, учёта не будет, т.к. ребёнок совершенно здоров, у него просто очень быстрые реакции нервных клеток (посути он даже думает быстрее среднестатестического ребёнка его возраста) и очень высокая выносливость, которая не даёт ему очень долго не уставать в таком ритме. И в данном случае описанный вами метод просто напросто сломает ребёнка об колено, нанесёт психологическую травму, и в будет иметь прямо противоположный эффект - читать будет хуже, книги просто возненавидит и т.д. Или берём другой вариант. Слабая НС (низкая скорость, быстрые тормозные реакции, и как следствие высокая концентрация и способность быстро переключаться между разными делами). Чисто гипоактивное поведение. Такие дети могут часами сидеть за столом зубрить книжки и т.д. Именно таких любят учителя, и впринцыпе на таких как раз сработает упомятутый вами метод. Но если не уделять внимание физической культуре, то дольно быстро такие дети будут деградировать и отстовать, т.к. мозг будет не способен справляться, для многих странно но есть очень большая взаимосвязь между состояние всего организма целом и интелектуальной работой мозга). Да и опять таки упоменаемая Лобанок "успеваемость" идёт от 50х и если у ребёнка генетически низкая выноливость, он просто современем сломается от нагрузок - некоторые просто не способны жить постоянно в быстром и насыщенном темпе. А некоторым наоборот для лучшего развития нужна ещё бальшая скороть и насыщенность темпа, чем предусмотренно средним стандартом. Это как с левшами, многие учителя до сих пор стараются их переучивать - будь как все, опять стандарт тех времён и такой официальныйшаг к рассизм и социальной дискриминации ещё с садов (отсылка к эксперименту Третья волна). Основная проблема советского союза была именно этот средний стандарт, он и тогда то не работал и сколько потенциально талантливых детей ими загробили. Я вполне согласен что и в старых методах много хорошего, и даже всегда придерживаюсь мнения что "всё новоё - это хорошо забытое старое". Но ещё в древнем Китае писали "любое явление, дойдя до крайней точки своей силы, начинает стареть", т.е. уже тогда дали терминология основного принцыпа эволюции - любое существо или явление может просуществовать настолько долго, насколько оно будет способно продолжать адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Т.е. старые догмы это хорошо, но невозможно им следовать вечно. Посути как писал один наш современик "полная свобода творчества так же абсурдна, как и слепое следование догмам". Стандарты 50х по своему хороши (догмы), и да не стоит изобретать велосипед заново (полная свобода творчества), но почему десятилетиями у нас и не только у нас в стране (к примеру в США таже проблема), фактически никто не пытает оптимизировать старые стандарты с новыми данными. Да и вот берём реальный велосипед, разве попытки его улучшить привели к плачевным результатам. Помните старые советские с класической рамой, базажником и даже даньше у некоторых спереди корзинка была - сечас такие тяжёлые модели называют "сити-байками". Но нынешняя эволюция велосипеда подарила нам и другие виды которые делаю что-то в своей области лучше чем "сити-байк": облегченный шоссейник с совершенно другим рулём к тому же может развивать в разы большую скорость (в определённых ситуациях может дажи обогнать момед едущий на максимальной скорости) и при этом не потерять устойчивости и управления; горные проедут там где стандартный во просто разломаете, да и себе всё отшибёте в добавок к сломаному велосипеду. Вещи меняются и адаптируются под нужды, даже банальный топор столько раз менял как свою форму (железной части), так и форму топорища (изгиба, толшины и т.д.). А про ВУЗы и техникумы могу сказать отдельно, как человек побывавший по обе стороны барикад. Да же при всём желани преподаватели не способны дать всей необходимой информации, которая понадобится в работе, просто напросто времени не хватит, и тут нужны не какие-то жалкие 5-7 лет обучения. Не говоря о том, что стандартная студ.жизнь не приучит похать по 8 и более часов (могу даже дать ссылку на интересную статью со стороны программистов, где рассматривают чего не хватает выпускникам и многие вещи впринцыпе подходят для любой проффессии). Многое зависит от самих студентов, если они готовы пахать и самостоятельно читать помимо лекций и официальной программы, то будет им счастье, а так посути даже медалисты-олимпиадники и красно-диппломщики посути в реальных условиях работы будет неотличимы от среднячков.
12.11.2015
Спасибо! Надо будет остальное тоже почитать.
11.11.2015
У него на сайте интересно ) Я ролики люблю смотреть. На книги просто сил не хватает. Антропологию мифа начинала читать - интересно, нравится, но 900 страниц!!! Сломалась... "Другую математику" немного не дочитала - все же у нас гораздо актуальней проблемы совсем иного плана )))
12.11.2015
Спасибо большое, что поделились!
11.11.2015
Ой, лишь бы в дело )))
12.11.2015
Я на своей дочке заметила, она раньше не смотрела картинки в книге,когда я ей читала. Мне даже обидно было. Я то старалась читать с ней книги с хорошими иллюстрациями. Затем мы как-то в силу моей загруженности ( а в сад мы не ходим,дома просиживаем) постепенно перешли на аудио книги. И вот в этот момент дочка и читать сама как-то быстро научилась. Теперь она сама берет на моей странице в контакте в аудиозаписях выбирает название нужной ей сказки (а их там уже почти 3000))) и слушает. Зато теперь у неё появился интерес к книгам (тьфу,тьфу ). Сначала она прослушивает аудио вариант, потом мы садимся с ней и по очереди читаем главы книги, уже разглядывая картинки и обсуждая прочитанное. Вот лично для меня аудио тоже хороший помощник в развитии воображения ребёнка, привыкания к самостоятельному добровольному чтению ).
11.11.2015
Аудио это здорово, но все же в меру. Я сначала думала, что этот формат не имеет недостатков. Но вот сама я слушать книги не могу. Постановки, спектакли - другое дело, а книги - никак абсолютно. Мне надо где-то задержаться, что-то перечитать дважды, что-то пробежать взглядом наискосок. Меня просто бесит еще и навязывание прочтения смысла произведения чтецом. Возможно, я совсем не там поставила бы смысловые интонационные ударения и акценты, что-то другое бы выделила, а выпяченное им, может, и ускользнуло бы. Теперь все чаще возвращаюсь к этим мыслям при чтении детям. Да и при чтении один раз ты читаешь так, другой - эдак. Может уловиться что-то новое, то что раньше ускользало. Поэтому я думаю, что все то, что мы читаем детям, им потом надо перечитать самим, уже только для себя, так, как прочтет им их внутренний голос. С аудиокнигами же перечитывание почти бесполезно - все читается один в один как в записи. ничего нового. Я себя ловлю на том, что сказки Пляцковского читаю с интонациями Ширвиндта - когда-то пластинку заездила дочь, столько лет прошло, а я не могу их читать по-другому. "Мой внутренний голос бесится, если мне читает не он" ))) (с)
12.11.2015
Спасибо за мнение !
12.11.2015
Ирина, а не подскажите, где в контакте книжки хорошие хранятся!!!
22.01.2017
http://audiobook-online.com/?page_id=1860 https://audioknigi.club/section/detskie/
22.01.2017
Всем советую еще Даниэля Пеннака почитать, причем не "Как роман", а "Школьные страдания", там тоже о чтении много говорится, а чтение - это часть образовательного процесса в том числе. Вообще книга года для меня.
11.11.2015
Спасибо, обязательно поищу Страдания.
12.11.2015
Огромное спасибо!!!
11.11.2015
Пожалуйста )
11.11.2015
Очень интересно,конечно. И будь моя дочь помладше,я бы поверила и воодушевилась. Но я себе представила пару знакомых детей,увлеченных планшетами, и никакая книжка без картинок не увлечет их. Я даже не знаю,что нужно сделать,чтобы переломить ситуацию.
11.11.2015
Начать с ними играть. Так, как играет Лобок. Он говорит об этом в передаче, упомянутой в посте. Не заставить ребенка, не воздействовать, не стимулировать, а вместе с ним, на равных вовлечься во что-то читабельное, в какую-то игру-читалку, ну может семейные флешмобы устраивать почаще ))
11.11.2015
Согласна на 100% Но как же это сложно и просто нехватает сил на все.
11.11.2015
Это несложно, если родителю интересно. Увлечь можно только искренним интересом. И тогда это часто делается просто само-собой - на ходу, между делом, в какой-нибудь очереди и т.д.
11.11.2015
Усталость убивает любое желание, иногда говорить не хочется, особено если весь день работаешь с людьми. Заботы, волнения, стрессы, физическая усталость - на корню убивают желание. Временами возможно, но о регулярности, если родители работают, и речи нет.
11.11.2015
Можно просто дать ребенку задание - вспомнить все книги со слонами/зайцами/тракторами. Сказать ему любое слово - пусть на каждую его букву придумает названия животного, птицы, растения и т.д., придумать слова по схеме ...А...А..., А... ...А и разным другим. Их очень много - таких игр, они не требуют ничего, кроме нескольких секунд на произнесение, но в голове они удерживаются и всплывают даже в случае крайней усталости, если в них интересно играть самому. Проиграть с соревновательным эффектом "кто больше" можно в выходные. пару раз, этого будет достаточно потом просто для выполнения задания и в одиночку. Можно еще и вместо слова назвать книгу и пару чисел - страницу и строку, пусть сам выберет понравившееся слово
12.11.2015
Я найду и послушаю на досуге. Вот Пеннак про старших школьников пишет,в том возрасте, мне кажется, реально вовлечь и заинтересовать. А с дошкольниками,если родители не заинтересованы и стимула у ребенка нет,это очень сложно. Где-то в окружении должен быть книжный пример.
11.11.2015
В каком-то из интервью Лобок говорит, что школьные неудачи детей целиком проблема родителей, на все 100%
11.11.2015
Я согласна с этим
12.11.2015
Я, когда читаю вслух, тоже не всегда понимаю смысл. Сейчас проще - привычка вырабатывается, а раньше - караул... Но это лирическое отступление. Сейчас дети идут в школу уже с навыком чтения. Т.е., получается, не совсем в школе дело? Значит, чтением не заинтересовали до школы еще? Читать технически научили, но не заинтересовали? Или другой вариант: дома ребенок читает, а в школе нет. Такое тоже может быть ведь. А про гаджеты - очень хорошо сказано.
11.11.2015
В основной массе дети идут в школу как раз с навыком механического озвучивания символов. И их без конца гоняют и проверяют на чтение вслух. И в школе и дома. А чтение вслух и понимание - это две совершенно разные функции. И у всех понимание при таком чтении намного замедляется. Мне кажется, дело в том, что ребенку не дают времени, чтоб освоиться с этим умением. Именно свободного времени на его усвоение и закрепление просто по собственному желанию. На постижение смысла каждого случайно прочитанного про себя слова на рекламной тумбе или вывеске. С самого начала он читает "на оценку", которую ему ставят сначала родители, а потом учителя. Ваш вариант про чтение дома - это и есть, может быть, чтение для себя, а от оценок ребенок отгородился просто из чувства самосохранения
11.11.2015
Вот поэтому я и перестала заморачиваться чтением вслух. Читает себе и хорошо, хочет зачитать вслух и поделиться, прекрасно. Но никаких проверок и, что радует, скорость чтения заметно увеличилась.
11.11.2015
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Диалог в книжном Яркие краски, обладатели данной книги, у вас также?