Swan
книги на иностранном языкеIf only every dance could end in such a sweet applause...
Мне часто встречаются люди, имеющие о России очень смутные представления. У них всегда в запасе набор ключевых слов и общеизвестных фактов, и не более. Но даже они при имени Анна Павлова начинают кивать: да-да, что-то знакомое, где-то слышали... ах да, русская балерина!
У Анны была необыкновенная жизнь, именно о такой пишут романы и снимают фильмы. Она и сама снималась в немом кино, ее рисовали многие художники, в ее честь назван десерт, и духи, и самолет, и даже водоросли... Она совершила революцию в балете, сама того не желая. Из дочери прачки Анна стала мировой знаменитостью, которой восхищаются до сих пор. В ее жизни была захватывающая и надрывная история любви...


Далеко не все любят читать биографии, даже самых необычных и интригующих людей. И найти такую книгу, которая сможет показать чью-то жизнь не только увлекательно, но и доступно для ребенка совсем не просто. Но сегодня я хочу показать именно такую книгу.
Swan. Laurel Snyder, иллюстрации Julie Morstad
"Город большой. Анна - маленькая. Снег везде и повсюду. Но однажды ночью..."

Так начинается путешествие Анны длинною в 50 лет, длинною в жизнь. И так начинается ее роман с балетом. Именно танцевальная часть биографии этой необыкновенной женщины показана в книге. Слов в ней немного. Пара предложений на странице, иногда и того меньше. Но слова эти наполнены эмоциями и порывами, в них есть и светлая грусть, и та внутренняя стремительность, что были присущи Анне Павловой на сцене.

О детстве Анны рассказано так, как любила говорить о нем она сама.



Посмотрите, какой холодный, зимний Петербург и какое отчаяние охватило маленькую девочку: ее не взяли в балетную школу.


Два года спустя:

Один из наших с Настей любимых разворотов:

Первый раз на сцене:



Автор книги решила рассказать не только о жизни, но и о смерти Анны. Но рассказать так, чтобы она просто стала частью этой жизни в танце.

Перед смертью Анна просила приготовить костюм лебедя:



В конце приведена краткая версия биографии, на которую опиралась Лорель Снайдер, и которая легла в основу ее рассказа. Мне очень понравились ее заключительные слова:
"Когда я думаю об Анне Павловой, я думаю о ее Лебеде. Но еще больше я думаю о всех тех девочках и мальчиках, кто любит балет. Я думаю о всех нас - миллионах нас - по всему миру (и я, тоже), кто натягивает наши балетные туфли, работает у станка или исполняет "шене" на полу ... всех нас, тянущихся к красоте."

Книга в суперобложке, крыло лебедя на ней блестит и переливается. Текст меня очаровал и зачаровал, хочется читать и читать снова и снова. Иллюстрации немного разочаровали. Точнее, их исполнение в печати. Как-то слишком приглушенно. Особенной этой иллюстрации, из-за которой я в первую очередь захотела купить книгу, не хватает свечения: 
Форзац и назхац - часть истории. Вообще вся книга очень продумана, нет ни одной выпадающей из общего концепта страницы: 

Эта книга в первую очередь для детей. Не для совсем малышей, конечно. Моей трехлетке я текст не читаю, рассказываю историю по иллюстрациям доступными для нее словами. По моей просьбе эту книгу подарили на Рождество мне. Но Настя увидела, попросила посмотреть и принесла обратно со словами: "Красивая. Почитай". Я читаю и себе, и ей, и с удовольствием прочитаю снова, когда она дорастет до оригинального текста.
Самый известный номер Анны Павловой - "Умирающий лебедь" можно посмотреть на видео. Кстати, когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он воскликнул: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»