"Картинки и разговоры", часть 2
отзывы
Продолжаю свой рассказ о "вхождении" в мир Льюиса Кэрролла.
Такая недоступная, а теперь уже такая родная книга:
Нина Демурова
"Картинки и разговоры"
издательство "Вита Нова", 2008 год
В предисловии Нина Михайловна Демурова рассказывает о замысле этой книги:
"Надо собрать и записать беседы с разными людьми, которые так или иначе занимаются Кэрроллом".
"Это книга о Кэрролле, каким его видят в начале XXI века люди разных поколений".
38 бесед в этой книге. Все они строятся по-разному. Где-то это интервью, вопросно-ответная форма, где-то письмо-монолог, где-то записи выступления. Со страниц книги с нами делятся своими впечатлениями, размышлениями художники и переводчики, музыканты и мультипликаторы, коллекционеры и математики.
Для меня самыми интересными были страницы, посвящённые художникам. Их виденье книги,образов, сцен, пространства, их истории знакомства с Алисой, Кэрроллом мне было не просто интересно читать, а очень интересно!
Дальше - переводчики.Их размышления о слове, фразе, точности, наблюдения за языком и какие-то догадки - всё это открывает мир для меня очень заманчивый, хотя и абсолютно чуждый (не знаю я никаких иностранных языков). А вот беседы с музыкантами стали для меня испытанием. Хотя с математиками - ещё большим))) Как-то чувствуешь свою недо-образованность)
Есть там материалы о людях, которые вырезают героев Кэрролла из дерева, валяют из шерсти. Есть о тех, кто проводит ролевые игры по книгам. Честно скажу, для меня их присутствие в книге - некая данность, с который нужно смириться. Есть взгляд Нины Михайловны Демуровой на то, какой эта книга должна была стать. Видимо, эти встречи, эти люди тоже были ей очень интересны и необходимы.
Конечно, беседы идут,в первую очередь, об Алисе, а не просто о Кэрролле. Но ближе к концу книги есть несколько человек,с которыми разговор идёт о поэме "Охота на Снарка" или о Кэрролле-математике.
В конце книге есть приложение, где помещены автобиографии всех участников.
Эти же автобиографии - на сайте издательства.
В книге почти 600 страниц, поэтому ставить себе целью даже пересказ основных моментов бессмысленно.
Если это было интервью, то вопросы повторялись, хотя в зависимости от занятий каждого собеседника могли выглядеть немного по-разному.
Основной костяк был таким:
- Когда вы впервые познакомились с книгами Кэрролла?
- Менялось ли с годами Ваше отношение к Кэрроллу?
- Чем объясняется популярность Кэрролла в России?
- Ваша любимая цитата (сцена) из Кэрролла?
Естественно, беседы шли каждый раз совсем в непредсказуемом направлении. Этим они и интересны. Мой фаворит на данный момент - интервью с Юрием Ващенко, перечитала уже не раз. Минимум захотелось взять в руки Алису с его иллюстрациями и пролистать неторопливо, вспоминая рассказ о работе над книгами.
"Я помню прекрасно, что в то время я был одержим темой предмета и определённой тени от этого предмета. И мне казалось, что я обязательно должен как-то этот предмет и тень от предмета вывести в эту книгу".
"Конечно, приступая к книжке, первое, о чём начинаешь думать, это - как же собственно должна выглядеть сама Алиса... Это как навязчивая идея. Меня это очень мучило... В какой-то момент - не помню, как это произошло, - я понял одно: она ни в коем случае не должна быть... как бы это сказать... абсолютно реальной девочкой. Если она будет реальной, то ... она становится единственной, уникальной, живой. А любая реалистическая Алиса всегда кого-нибудь не устроит. Она должна быть определённым символом, знаком".
Юрий Ващенко называет имена трёх художников - трёх лучших иллюстраторов Кэрролла: "Тенниел, Рэкхем и Стедман". Именно Алиса Стедмана дала толчок к образу Юрия Ващенко.
Здесь можно увидеть и ещё несколько иллюстраций Ральфа Стедмана.
Чем больше я читала рассказы художников о работе над иллюстрациями к Алисе, тем ближе и понятней мне становилась мысль об монохромности этих иллюстраций, избегании ярких цветов и оттенков.
До недавнего времени я практически ничего не знала об иллюстраторах Алисы, зато теперь в голове столько информации, что ей ещё долго предстоит блуждать и находить своё место. Например, прочитала я о том, что Геннадий Калиновский обращался к иллюстрированию Алисы 4 раза!!!
Вот что он говорил после двух первых вариантов:
"Я иллюстрировал обе книги про Алису. Рисунками своими, в основном, недоволен. Иные - игра фантазии, не более. Иные хорошо придуманы, что совсем уже плохо.
Сейчас я делаю опять "Страну чудес" цветом. Не теряю надежды устранить изъяны и с третьей попытки "взять все".
Геннадий Калиновский
(У меня закрались сомнения по поводу заключительных слов в кавычках. "Вита Нова" букву Ё не любит, встречается она только в именах собственных. Есть у меня подозрение, что с третьей попытки "взять вес" планировал Геннадий Калиновский - ведь такое же устойчивое выражение существует)
В моём детстве не было Алисы ни в каком виде. Ну мультфильм мелькал фоном когда-то. Про существование пластинки я узнала из этой книги. Не просто узнала, мне стало любопытно послушать. Большинство собеседников Нины Михайловны упоминают об этой пластинке с песнями Высоцкого. Чаще всего - как о ярком впечатлении детства, хотя многие пишут, что к Алисе Кэрролла пластинка имеет мало отношения.
об аудиоспектакле
Слушать полностью.
Ещё одним открытием стал мультфильм "Твой любящий друг". Он вышел в 1984 году. Сценарий написал Андрей Хржановский по трём письмам Льюиса Кэрролла к детям. Его эссе есть в "Картинках и разговорах". Оказывается, и Юрий Ващенко работал над этим фильмом.
Опять же: "Алис" я не собирала, не отслеживала специально, кто иллюстрировал, поэтому была удивлена, что Дмитрий Трубин тоже работал над произведениями Кэрролла!

Много иллюстраций Дмитрия Трубина здесь
.А есть художники, увлечённые Кэрроллом и создающие не только иллюстрации, а самостоятельные циклы или картины, так или иначе связанные и с самим Льюисом Кэрроллом, и с его героями... Один из них - Олег Липченко. Около 30 лет он создавал свои работы. И потом решил проиллюстрировать и издать книгу. Его "Алиса" вышла в свет уже после "Картинок и разговоров", в 2007 году. Очень меня заинтересовали его работы. В сети долго разглядывала книгу. Она была удостоена даже какой-то премии:





иллюстрации Олега Липченко
Естественно, прочитав рассказы нескольких человек о работе над переводом и иллюстрациями к поэме "Охота на Снарка", очень захотела с ней познакомиться!
Книга "Картинки и разговоры" тем и особенно ценна, что подталкивает ненавязчиво искать, читать, удивляться дальше.

Мне кажется, что эту книгу можно читать по кругу, каждый раз обнаруживая интересные детали, разыскивая что-то в сети и узнавая всё больше и больше. Вряд ли это поможет мне постичь какие-то тайны Льюиса Кэрролла и его произведений, но открыть что-то новое, начать глубже понимать ряд вещей - конечно.
"...мышление Льюиса Кэрролла - это мышление открытого человека, подвергающее ревизии реальный мир и переворачивающее его вниз головой, для того чтобы он стал таким, каким он может быть, если мы посмотрим на него с другой стороны".
Леонид Тишков, художник, проиллюстрировавший "Охоту на Снарка"
"В Кэрролле сочетаются два начала - парадоксальность и очень строгий, чёткий рационализм. Мы предпочитаем первое, но не думаю, что из-за склонности к мистицизму и абсурду. У нас очень умная литература, в её основе лежит рефлексия, анализ...
Разума нам самим не занимать ..., а вот эксцентрика, абсурдизм, алогизм - это для нас обладало прелестью новизны..."
Александр Флоря, переводчик
"Он сумел увидеть в детях именно то, что в них стоит видеть и любить, и проникнуться этим. Это и отсутствие чётких рамок восприятия, и ничем не ограниченная фантазия, и эмоциональная лёгкость и незашторенность мышления".
Ксения Шинковская, дизайнер игрушек
"В русской детской литературе сказка выстраивала некий ряд - "Чёрная курица" Погорельского, "Городок в табакерке" Одоевского... И, на мой взгляд, Алиса, то есть девочка как главный персонаж, заполнила некую пустовавшую нишу. Были мальчики, и присутствовал некий героизм. А здесь эта проблема снята".
"... конструкция сказки довольна любопытная, и это обязательно нужно учитывать при иллюстрировании. Ведь повествование идёт по-разному, и читатель то наблюдает за ним, как Кэрролл, со стороны, а то - как бы глазами Алисы, становясь, таким образом, соучастником действия".
Александр Кошкин, художник

"Я всегда чувствовала дистанцию между ним и мной, но не дистанцию во времени. Это дистанция между восприятием мужчины и женщины. У нас с Кэрролом разное мироощущение, мы по-разному расставляем акценты. Я - скорее всё-таки Алиса, чем её автор".
"Я не считаю "Алису" детской книгой, это скорее книга для уставших взрослых".
Юлия Гукова, художник

"Мне казалось, что в калейдоскопе героев и фантастических событий, за блестящими каламбурами и остроумными коллизиями пропала сама Алиса, просто маленькая девочка, она становится лишь поводом - поводырём для новых и новых перемещений и приключений".
Леонид Яхнин, переводчик
"Я никогда не делал скидок на детский возраст. Даже хорошо, если они чего-то сразу недопонимают, - это "провоцирует" их мысли".
Геннадий Калиновский, художник
Невозможно не упомянуть ещё об одном человеке. Это коллекционер Александр Михайлович Рушайло! О нём и его коллекции рассказывает жена, Маргарита Фёдоровна. Коллекция уникальная! Очень много иллюстративного материала в книге - из коллекции А.М. Рушайло. Он собирал всё, что было связано с именем Льюиса Кэрролла: книги, картины, эскизы, рисунки. Художники дарили ему работы, которые не вошли в книгу или варианты. Его семья продолжает заниматься Кэрроллом. Было бы интересно когда-то попасть на выставку этой коллекции!


О качестве самого издания уже писала: есть опечатки, ляссе быстро стало "лохматым", до чтения отлетел кружок с иллюстрацией Ю. Ващенко с переплёта, мелковатый шрифт (вначале не мешало, но потом глаза уставали быстро), нет Ё... Удивлена я. Книги "Вита Новы" для меня были из разряда "и мечтать страшно". Что ж? Теперь и мечтать не придётся? Хотя уникальность содержания этой книги позволяет на многое закрыть глаза.
Хотя книга называется "Картинки и разговоры", разговоры здесь на первом месте. Полностраничных иллюстраций нет, выше - много примеров.
Закончила я читать "Картинки и разговоры", пошла фотографировать для отзыва и поняла, что после этой книги было бы интересно перечитать "Алису в стране чудес" от студии "4+4"))) Так что у меня начнётся свой "бег по кругу"!
"Уйдисловие"
Буквально пара постов - и моя история первого знакомства с Алисой и Кэрроллом завершилась)))
Но я не могу не сказать очень важной вещи! Книга Нины Демуровой "Картинки и разговоры" была для меня чем-то несбыточным. Её появлением стало возможным благодаря двум вещам: Деду Морозу от издательства "Вита Нова" и приятной такой группе Дедов Морозов и Снегурочек нашего ББ:

Спасибо Вам огромное! Читаю - и вспоминаю, перечитываю - и вспоминаю, на полке стоит - всё равно помню и радуюсь вашей отзывчивости!
Самой понравилось такое погружение. Теперь и на иллюстрации смотришь по-другому как-то. Слова Гуковой меня зацепили, хотя пока не до конца их прочувствовала)








