Как мы приучались к книгам. Опыт с рождения до 3 лет.
Библиотеки (городские, сельские, домашние)Нередко в блогах мне встречалась информация, что ребенок, дескать, не любит книги, не хочет слушать, сам закрывает книгу, как только мама пытается что-то прочитать. Кто-то комментирует, мол, не время еще, подожди, потом появится интерес. Все возможно.
Но мы на своем опыте ждать не стали, а начали приучать ребенка к книгам и чтению практически с самого рождения. Для меня, как для мамы, это была своя наука. Ведь сегодня далеко не годы дефицита, книжное изобилие повсюду. На любой вкус и кошелек можно найти свое издательство, не обязательно дорогое.

Я решила прислушаться к своему эстетическому вкусу и начать предлагать сыну постепенно книги разного формата. Стоит отметить, что в первый год жизни Андрея, у меня не было времени посещать магазины, даже интеренет-магазинами я не пользовалась. Поэтому, что дарили. Первая книга содержала детские потешки от издательства Проф-пресс. Несмотря на штампованные картинки, как выяснилось позднее, иллюстрации кочуют из книги в книгу этого издательства, ребенок чтиво оценил. Книга зачитана до дыр и уже не ликвидна. Но принцип был понят. Сыну нравились крупные картинки и мало текста. Поэтому дальше в нашей библиотеке появились книги издательства Clever из серии с движущимися элементами. Красивые, милые, плотные, но сильно пострадавшие от Андрюшки. Из трех книг все три с разрывами, активно засмотрены и вытянуты.

В таком же залюбленном положении оказалась Агния Барто от того же Проф-пресса со своими стихами. И по сей день это - одна из любимых книг Андрея. Принцип тот же - хорошие большие добрые картинки. И здесь для себя я поняла, что очень многое зависит именно от иллюстратора. Я стала подбирать классические книги с хорошими добрыми картинками. Молоканов, Сутеев и Бордюг стали любимыми художниками моего сына.

Еще один книжный аспект - это открытие в полтора года книг-гляделок, или виммельбухов. Наша любовь к ним началась с подаренной на новый год книги Сузанны Бернер «Весенняя книга». Мы и по сей день дружим с городком, знаем поименно всех жителей, с удовольствием сравниваем город в разное время года, дня и ночи. Обсуждаем ситуации - почему может плакать мальчик на вокзале, почему папа Лео покзывает на часы и строго смотрит на сына, читающего книгу с фонариком в палатке, почему Полина не отрывает глаз от книги и читает везде, а Сузанна бесконечно теряет шляпы. Ребенок описывает, что видит, выхватывает отдельных персонажей, канву же веду я. Постепенно у нас появился весь городок, потом добавились другие серии. Я не спешила скупать все, предпочитая покупать по одной книге и наблюдать, примет ли ее сын. Из всего, что у нас есть, особой любовью пользуется Транспорт. По большой книге из серии «Что? Зачем? Почему?» Анн-Софи Бауман мы выучили все виды машин. Не сильно ребенок принимает иллюстрации Тьерри Лаваля, вижу, что трудно воспринимаются сами картинки.

А это гляделка о путешествии на автомобиле от «Улыбки». Тоже бесконечно залюбленная

Продолжая тему любимых иллюстраторов, не могу не упомянуть Ричарда Скарри. Я неоднократно писала о наших книгах в его исполнительстве. Сын очень любит его героев, издания наполнены фантазией, небылицами, что развивает воображение и радует глаз. Поэтому по его книгам мы учились счету и хорошим манерам, видам машинок, даже первым английским словам. Сейчас с удовольствием осваиваем «Самую лучшую книгу».

Андрей любит книгу, любит читать, с радостью и легкостью запоминает стихи, рассказывает большие тексты. На мой взгляд, во многом это было достигнуто благодаря планомерному внедрению книги в детство сына. Начиная с малого, мы поддерживали у него интерес. Для него книга - это подарок. Читаем мы на выходных перед обеденным сном, в будни пред ночным сном, потом просто он просит - пойдем читать. Читаем с папой сами, Андрей видит, что и у нас ест свои книги, журналы. Порой умыкает у отца «Вокруг света» и рассматривает картинки, комментируя - я читаю. Сын знает алфавит.
Наш рецепт успешного чтения заключается в подборе интересного чтения, не отторгаемого и не навязываемого ребенку, с хорошими добрыми милыми иллюстрациями, соответствующими вкусу ребенка. Нужно прибавить к этому последовательность и постоянство, чтобы читали не по выходным и праздникам, а понемногу каждый день. Ну и сначала нужно сформировать позитивный образ книги. Она может быть без текста, но она остается книгой.
Как можно не влюбиться в красивейшие иллюстрации? Уже только они могут вызывать желание брать книгу в руки и читать ее.

Дарите своим детям интересные добрые красивые книги! И читайте сами!