И снова о Войне и мире
Поэты/писателиЯ, если честно, даже не знаю, с чего начать.
Вот весь день думаю про все эти войны вокруг Войны и мира. И не хотела сначала, но все-таки не промолчу…
Потому что в моей голове настоящий когнитивный диссонанс, и он желает быть озвученным.
Во -первых, вот когда мы начинаем гордиться своей страной, в числе главных лозунгов всегда идет что-то про самую читающую нацию в мире, и про страну с особой душой - страну Пушкина, Толстого, Достоевского. Но когда речь заходит о школьной программе, оказывается, что ни один российский ребенок не в силах с ними совладать.
А во-вторых, я тут более-менее слежу за рассказами о детском чтении. И вижу, как мамы постоянно гонятся за смыслом и красотой слога. «А вот эта книга про Элмера (Мимбо-Джимбо, Тосю -Босю (список продолжите сами)… да как ее можно читать! Там такой примитивный текст, там одно предложение на страницу! Мой двухлетний ребенок это давно перерос…) То ли дело … Аксаков, Сладков, Снегирев, Пушкин… » Текста в книжке должно быть много, и он должен быть богат, напевен, и непременно образовывать при этом. Иначе все, увольте - об эти книжки-картинки мы уже зубы в годовалом возрасте сточили.
(И сразу в скобочках, если вдруг кто не знает, я люблю Мимбо-Джимбо, Тосю-Босю и Элмера, и я считаю, что текст в них ровно такой, каким он должен быть, но это тема для совсем другого разговора...)
Умнее, содержательнее, талантливее, и обязательно признанная классика!!! - вот они золотые правила, которыми, если верить отзывам в этом сообществе, большинство мам руководствуются при выборе книг для детей трех лет.
А потом ребенок растет. Он справляется с буквами, начинает складывать слоги, глядишь, уже и читает сам. И тут, о чудо, родительская потребность в прекрасных и серьезных текстах для него резко снижается.
В какой момент этот умный трехлетка, воспитанный на прекрасных текстах прекращается в идиота, не способного совсем ничего понять в Войне и мире? Я не говорю - способного понять ВСЮ Войну и мир, все богатство смыслов. Но не понять ничего? Вы серьезно так плохо думаете о своих детях?
Да, не стоит бросать ребенка наедине с Текстом.
И тут огромную роль играет Учитель. Кому повезло, тот не только в школе не боялся этого и других замечательных произведений, но и позже не раз к ним обращался. Перечитывал, наслаждался, находил отклик, открывал новые смысловые пласты.
К сожалению, с учителями везет не всем.
Но ведь есть еще и родители. Мы с вами, мы, читающие умные книжки и переживающие за красоту слога.
И что же делают родители. У меня по комментариям такое ощущение, что они, когда ребенок со вздохом вытащит из портфеля увесистый том, охотно повздыхают рядом: «Ах, помню-помню, как я в школе ненавидел…» Вдохновляющее напутстсвие, ничего не скажешь… После этого так и хочется с интересом окунуться в книгу и читать, прерываясь лишь на еду и сон.
Забыли, не читали, не поняли Войну и мир? Ну откройте и перечитайте, так же, как вы перечитываете сейчас детские книги. Поверьте, и слог хорош, и о чем подумать найдется, и, может быть, появится возможность поговорить со своим ребенком о книге не с позиции - ах, как это скучно.
Упростить программу можно, можно все свести к развлекательным текстам (только поверьте, как только они станут обязательными в программе, дети тут же начнут читать их из под палки). Даже к гадалке не ходи. Те книги, которые вымучивают на уроках американские школьники (не потому, что идиоты, а потому, что у них они в программе), русские читают с удовольствием, потому, что это самостоятельное чтение.
Так вот, упростить можно все. Можно равняться на самых слабых учеников в классе. Но, вы серьезно считаете, что именно это верный путь? Это тот путь, который вы хотели бы выбрать для своих детей? Детей, в которых, пока они маленькие, так хочется заложить все самое важное, светлое и доброе…
А в голове с утра вертятся строки Леонида Филатова.
Честное слово, никого не хочу обидеть… Просто мне кажется, они как то идеально подходят к этой теме.
Нет, вы трудней работы не найдете,
Чем состоять шутом при идиоте!..
Я взмок, я изнемог, я сбился с ног
И все же рассмешить его не смог!..
Разыгрываю сценку из Мольера,
А он рычит, как тигр из вольера.
Цитирую страничку из Рабле,
А он ворчит, как вьюга в феврале!..
Пытаюсь почитать ему из Свифта -
Уж вот кто остроумен и смешлив-то! -
А принц глаза слезою заволок,
Как будто я читаю некролог!..
Да, мастера изысканного смеха
Не могут в наши дни иметь успеха,
И не умерших классиков вина,
Что резко поглупели времена.
Сегодня и нормальный человек-то
Довольно слаб по части интеллекта,
Сегодня и нормальному уму
Писатель Свифт уже не по уму!..
В каком театре - ткните для примера! -
Смеются над пиесами Мольера?..
В какой избе-читальне на земле
Хохочут над романами Рабле?..
Зато какой бы хохот грянул в зале,
Когда б мы голый зад вам показали?..
Сегодня лишь такие номера
У публики проходят на ура!
Желая рассмешить толпу до колик,
Репризами исходит бедный комик.
Меж тем, ему довольно снять штаны,
Чтоб вызвать ликованье всей страны!..
Чего же мы хотим от идиота?..
Быть ниже нормы - вот его работа!..
Он на конфликт с эпохой не идет:
Мельчает век - мельчает идиот...
Но я слыхал, простые анекдоты
Воспринимают даже идиоты.
Мне вспомнился один, такой простой,
Что сразу видно: автор не Толстой.
...
А вот содержание стандартного учебника литературы за 10 кл. Лебедева (я взяла первый попавшийся, что google выдал) ,
Лев Николаевич Толстой 260
Родовое гнездо -
Детство 262
Отрочество и юность 264
Молодость на Кавказе 265
Толстой - участник Крымской войны. «Севастопольские рассказы» 266
Чернышевский о «диалектике души» Толстого 269
От «диалектики души» - к «диалектике характера» 270
Творческая история «Войны и мира» 271
«Война и мир» как роман-эпопея 273
Композиция «Войны и мира» 277
«Народ» и «толпа», Наполеон и Кутузов 280
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова 284
Наташа Ростова 293
Эпилог «Войны и мира» 297
«Анна Каренина» 298
Религиозно-этические взгляды Толстого 301
«Воскресение» 302
Уход и смерть Л. Н. Толстого 305
Вот же оно, со страницы 273 по страницу 279 : тут тебе и композиция, и "разбор героев" и жанр произведения... И это то, что учитель жаждет от ученика услышать, после того как сам выдаст ему эту информацию. Какой ребёнок будет продираться через 1400 страниц, когда можно обойтись вот этими 6ю стр. критики и краткой версией текста (уж к этому добру доступ свободен).
И я полностью с Гаянэ согласна, это же замечательно, когда читатель спорит с автором или находит в тексте подтверждение своих мыслей, но для этого текст нужно прочитать, а потом перечитать, и возможно, не раз. Реально это в рамках школьной программы? Сомневаюсь.
У меня за спиной педагогическое и два филологических образования.
Знаетешь чему меня научили школа и российские вузы?
а) ПЛАГИАТУ, ну а как еще назвать переписывание и пересказывание "чужих умных" мыслей?
и б). так повысили мою скорость чтения, что о каком -либо качестве говорить просто стыдно (надо было как-то выживать при 1000 страниц зарубежки в неделю в дополнениe к основной программе).
А европейский вуз научил меня , в первую очередь, работать с текстом, думать, анализировать и высказывать свое мнение. В Германии даже термины есть Primärliteratur , Sekundärliteratur.
Текст авторский , он всегда первичен, это то, что нужно читать, перечитывать и анализировать. А всякие критические статьи и обзоры- они вторичны, и, даже, не всегда необходимы. Т.е. каждый ребёнок сам должен уметь определить жанр произведения, охарактеризовать героев , подкрепить свое мнение текстом - а не прочитать об этом в учебнике или услышать от учителя. Пристану еще с одним термином. Процесс обучения в большей степени должен быть ориентированным на ученика (lernerzentriert). . Т.е. это не "фронтальное вещание" учителя у доски, а работа, эксперименты, проекты учеников, в ре-те которых "добываются" определённые знания.
Помните "Совместные чтения"? Кто не читал "Все из-за Мистера Террапта"? Помню, до 90 % обсуждающих были в восторге от его "методов". Вот он, процесс обучения ориентированный на учеников. Вот в эту сторону надо бы реформировать систему образования. А выбор текстов уже вторичен.
Я как вспомню эту технологию у сына, то резак не тот куплю, муж потом чуть ли не ночью едет за другим, то пилим дома какую то фанеру или как она называется, на более мелкие части, для урока, то халат специальный по всему городу ищу))). Зато на 8 марта они всегда готовили мамам шкатулочки, декоративные деревянные тарелочки, игольницы из жести(серединку нужно было сшить из материала). Я их храню)))
. Мой тоже пишет по два листа, часто у него получается меньше и за это ему снижают оценку.
, буду рада общению.