Год в лесу
дошкольникамЗдравствуйте! Хочу поговорить немного о рассказах Соколова-Микитова из этого цикла. Пока у нас только одна книга "Лето в лесу" изд-ва Речь. Вот такая (извиняюсь за качество фото, снимала на телефон).


Очень коротенькие, на одну страничку, рассказы о лесных обитателях. Сама книга издана прекрасно, чудесные иллюстрации. Но мне хотелось бы обратить внимание вот на что. Во многих рассказах некоторые животные, как, например, филин, лиса и другие хищники обозначаются как "разбойники" и "злодеи". Про филина: "Даже самые маленькие лесные птички собираются судить и наказывать лесного разбойника". За что наказывать - за то, что он выполняет свою функцию? В рассказе про рысь автор говорит прямым текстом - "Много вреда делает в лесу злая разбойница рысь". Причем, некоторых животных, которые тоже не прочь съесть маленького несчастного зверька, такая негативная характеристика почему-то не коснулась. К примеру, рассказ про воронов -всеядных птиц, которые могут съесть яйцо, чужого птенца и падалью не брезгуют, называется "лесные сторожа", и говорится, что вороны не дадут лисе разорять гнёзда (ну разве что своё собственное гнездо в обиду не дадут, это вряд ли можно отнести к альтруизму). С точки зрения экологического подхода, такое утверждение в корне неверно и может сформировать негативное отношение к роли хищников в природе. Я понимаю, что многие авторы очеловечивают животных, придают им некие качества, к примеру, заяц "трусишка", лиса "хитрая", сорока "болтливая", но это лишь обозначает какую-либо характерную их черту. Однако нельзя говорить о вреде или пользе того или иного вида в природной экосистеме (чего нельзя сказать об искусственных экосистемах). То есть понятие - животные, которые приносят вред, - существует только для человека, так, люди борются с сорняками, или вредителями сельхозкультур, или паразитами. Однако в природе все эти виды играют огромную роль. Таким образом, у ребенка неправильно формируется экологическое мировоззрение. Всё же это не сказка, где важен сюжет, а произведение, которое должно давать некие реалистичные знания о природе. А тут почти в каждом рассказе есть "добро" и "зло", хотя оно и обозначено неявно. Я считаю, что этот момент обязательно нужно объяснять.