Сорочьи и Русалочьи сказки
сказкиПеред Новым годом решила я себя побаловать и купила трехтомник сказок с Никой Гольц, Единорога и Сорочьи сказки с Яной Седовой в пару к Русалочьим. О сказках с Гольц недавно Юля очень душевно написала, а я решила показать Сорочьи сказки.
Итак, Сорочьи сказки - это вторая часть сказок Алексея Толстого. Изначально сборник «Сорочьи сказки» включал сорок одну сказку по мотивам народного фольклора, а в 1923 году при переиздании своих ранних произведений Толстой разделил свои сказки на два цикла: «Русалочьи сказки» с волшебно-мифологическими сюжетами и «Сорочьи сказки» с участием животных. В 2016 году Нигма уже выпустила Русалочьи и сейчас они дополнены Сорочьими.
Пока не забыла, напишу о технической стороне. Обе книги формата А4. Плотная тонированная меловка, не бликует. Крупный шрифт, буква «ё». Очень много полностраничных иллюстраций (почти каждой сказке) и маленьких симпатичных зарисовочек. Есть ссылки на устаревшие слова, но мне парочки не хватило, например, я не знала, что такое «снетки». И хотя я и раньше встречала в сказках это слово, ни разу так и не удосужилась посмотреть его значение. А сейчас посмотрела. Оказывается, снетки - это мелкая рыбёшка, обитающая преимущественно в озёрах Псковской и Новгородской областей. Никогда бы не подумала )). Но вернусь к техническим характеристикам. Обе книги отпечатаны в Латвии, в типографии «PNB Print», со всем знакомым вкусным легким запахом новой книги. Немного разный шрифт в названиях не мешает ощущать эти две книги прекрасным дополнением друг к другу.

Теперь о сказках. Я и раньше читала много отзывов о Сорочьих сказках, выпущенных издательством «Мир детства», читала и сами сказки, но теперь при прочтении вновь почувствовала, что это не совсем сказки в классическом понимании этого слова, ну там златокудрая принцесса в красивых цветах и все такое прочее. Это больше Были, где-то совсем на границе с Небылью. Причем Были каких-то древних времен, когда по улицам и взаправду шастали Кикиморы, из озер выпрыгивали русалки и домовые жили в домах наравне с хозяевами. Еще эти сказки напомнили мне сказки Льва Толстого, которые я когда-то прочитала все - тоже такие маленькие простые зарисовки из будних дней обычных людей.
Возраст сказок указан 12+, но явно из-за тех сказок, которые отличаются кровожадностью. А некоторые можно вполне читать и значительно раньше. Например, сказки «Сорока», «Мышка», «Козел», «Еж», «Лиса», «Заяц» и другие. Мне особенно понравилась сказка «Грибы», где брат с сестрой ходили голодные и у каждого гриба спрашивали, не больно ли будем ему, если они его съедят. Грибы говорили «больно» и дети продолжали ходить голодные, пока один раскрасивый мухомор сам не полез им в рот. И тут остальные грибы кинулись спасать детей, раздавили мухомор и накормили детей собой.

«Куриный Бог» тоже очень понравилась. Хозяин нашел камень с дырочкой, повесил в курятнике и тот спас всех от разнообразных неожиданных ночных напастей. Когда я впервые приехала в Херсонес, тоже пошла искать этот камень. И нашла сразу, несмотря на обилие туристов ))

Да и вообще, после второго прочтения все сказки стали более понятными, обнаружился скрытый смысл, который, к слову сказать, в детские годы меня очень мало интересовал.
По поводу кровожадности некоторых сказок. Еще раз убеждаюсь, что восприятие таких сказок у детей и у взрослых совершенно разное. Меня в детстве совершенно не пугали отрубленные головы на кольях, зажаренная дочка Бабы Яги и прочие ужастики. А вот сейчас сказка «Сова и кот» меня ужасно расстроила. Кот забрался в совиное дупло и съел всех семерых маленьких совят, да еще и спать на их перьях улегся. А сова прилетела и съела ему глаза. И хоть я сильно люблю кошачьих, но в данном случае я на стороне совы, ведь это были ее маленькие пушистые птенчики. А кот смотрите, какой красавец!

Еще хочу отметить по поводу кровожадности. Мне кажется, тут дело еще в том, что это не привычная нам с детства сказка, поэтому и кажется таковой. Возьмем, к примеру, «Волк и семеро козлят». Там тоже коза вспарывает волку брюхо и достает своих козляток. Но это чуть ли не с молоком матери впитанная сказка, поэтому сюжет не вызывает опасений за самочувствие детей, всё как будто само собой разумеющееся.
А вообще все сюжеты максимально приближены к реальной жизни, есть там сказки, где и хозяин гонится с ножом за свиньей и птицей, и суп из петуха варят. Но большинство сказок о различных качествах, о поведении, о возникновении традиций. И все это Алексей Толстой описывает простым языком с употреблением старинных слов, поэтому иногда чувствуешь себя непосредственно посреди всего этого неподготовленным, особенно в концовках:
«Вот что случилось темной ночью, после дождя, в топучих болотах, посреди клумбы, около балкона». (Муравей)
«-Пропала моя картина, замазал ее маляр краской… Я не переживу горя!..
Все на скотном дворе охали, ахали, утешали свинью, а старый бык сказал:
- Врет она... Переживет». (Картина)
«А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок». (Кикимора).
Отдельно хочу сказать об иллюстрациях художницы Яны Седовой. Мне кажется, они идеально подходят к этим сказкам, где явь переплетается с поверьями. И все рисунки выполнены так, как будто одна часть композиции плавно переходит в другую.
Это к сказке «Сорока» (о жадности):

Одна из моих любимых, к сказке «Петушки» (о том, как петушки начали на заре кукарекать):

К сказке «Заяц» (о дружбе и помощи сосны и зайца):

К сказке «Гусак» (как гусак не захотел, чтобы его съели, и улетел с дикими гусями):

Совершенно чудесная к «Маша и мышки» (а вот здесь сюжет мне не очень нравится, нянька явно не читала Петрановскую и пугала ребенка, чтобы не мучиться с усыплением):

К сказке «Жар-птица» (Как царевна Марьяна перестала плакать, потому что знала, что прекрасная птица будет к ней прилетать каждый день и рассказывать сказки):

Особенно мне нравится, как сочетаются в рисунках Яны Седовой совершенно несочетаемые вещи, добавляющие сказочности всем этим реальным сюжетам, например, вот такие:



А как прекрасен Василек!

Ну и заодно расскажу немного о Русалочьих сказках, их уже много раз показывали. Сюжеты там мифологические, иногда страшноватые, отражающие ту картину мира, которая существовала у наших далеких предков, верящих во все природные явления. Здесь сказки длиннее, но тем увлекательнее. И больше сказок на заявленный возраст 12+, ну или хотя бы 10+.
Иллюстрации совершенно неотделимы от сказок, они как будто сотканы из всех слов, из которых состоит сказка. Покажу парочку:
«Дикий Кур»:

«Полевик». Совершенно бесподобно нарисованный полевой дух. Видно, как он бредет по полям, как ему скучно осенью, как легко меряет он семимильными шагами землю…

Хочу отметить сказку «Синица» о самопожертвовании матери ради спасения сына. Она немного выбивается из мифологических сюжетов, наверное, поэтому растрогала меня до слез. Трижды умирала прекрасная княгиня, чтобы дать новые силы своему сыну. Трижды оберегала его. И когда выполнила свое предназначение, ушла окончательно, «всё было исполнено на земле».
И на всякий случай вот содержание обеих книг, если кто-то захочет сравнить с уже имеющейся старой книгой:


Желаю всем приятного прочтения! Пока писала пост, перечитала книги на несколько раз и поняла, что уже сроднилась со сказками ))

Спасибо за внимание!
Я когда читала русалочьи, просто влюбилась в эту иллюстрацию с васильком ))
Но все равно в отложенные)))
