Ноябрьские книжки (1.7-1.8)
для самых маленькихВот и пролетел последний месяц осени, началась холодная зима, но впереди Новый год, и это ожидание согревает и скрашивает наши декабрьские дни. А мы снова выкладываем свой очередной отчет о прочитанных (прослушанных) в прошлом месяце книжках.

В этот раз я группировала книги по формальным и внешним признакам.
Тонкие книжки на скрепке.

«Цыпленок» Чуковского.
Знакомая многим еще со своего детства книжка. Простое и интересное содержание, яркие, большие, во весь разворот иллюстрации - книжка как раз для малышей. Мне кажется, подошла бы с года, возможно, даже раньше.

«Посмотрите, какие котята» - нравится, что по книжке можно обсудить характер и поведение как героев книги, так и провести аналогию с поведением ребенка.

«Волчок» Бориса Заходера с иллюстрациями Петра Репкина. Волк из этой книжки мне немного напомнил волка с иллюстраций Рачева. Почитали и покрутили свой волчок.


«Девочка-рёвушка» Агнии и Павла Барто. Перечитывали по многу раз, книжка зацепила за самое живое. Но весь юмор пока не оценили.


«Машенька» Агнии Барто - наполненная материнской любовью, нежная книжка о первых шагах, о первых самостоятельных открытиях («здесь не комната большая - здесь огромная страна»; «потянулась Машенька к зеркалу рукой, удивилась Машенька: «Кто же там такой?») и зарождающейся радуге чувств и ощущений. Иллюстрации Е.А. Афанасьевой также наполнены этой нежностью.


По-прежнему нам очень нравится перечитывать книжку «Маша обедает».
Тонкие книжки «Для самых маленьких» издательства «Карапуз»

Дочери очень понравились коротенькие истории из журналов «И так, и вот так» и «Если все не так» о проблемных ситуациях, некоторые ситуации мы уже переживали. Мне понравилось, что в книгах подсказывается, как можно грамотно обогнуть острые моменты и не задеть чувства ребенка.


Книжка «Я сам» также актуальна для нас, так как ребенок активно выражает свое стремление к самостоятельности и проявляет желание помогать.
Содержание книжки «Кораблик» направлено на обучение ребенка выражать свои чувства. Но пока у нас с этим даже перебор, поэтому книжку читаем, чтобы проследить за сюжетом.
Чтение книги «Дикие кошки» связано с возникшим после книги Эрика Карла «Have you seen my cat?» интересом к семейству кошачьих. Книга носит больше познавательно-описательный характер, чем художественный.


Книжку «Проказники мышата» долгое время дочка приносила и просила почитать сама. Очаровательный стишок, сопровождающийся подробными иллюстрации, и написанный в шуточной манере, пробудил сильный интерес.



Картонки.

«Большое и маленькое» Виктора Пивоварова читали часто и с большим вниманием. Иллюстрации необычные, выполнены в стиле концептуализма, когда пространство заполнено большим количеством предметов, погружающих нас в реальность книги. И, как мне показалось, книга не столько знакомит ребенка с понятиями большое и маленькое, сколько заставляет как раз абстрагироваться от этих слов в прямом их значении и перейти на более сложный уровень понимания того, что есть «большое», а что «маленькое».



Книга очень понравилась как мне, так и дочери. Мне понравилась как раз многозначность «большого и маленького», а дочери больше нравится разглядывать и находить знакомые нам предметы и слушать мои пояснения.
В. Коростылев «Песенка цветных карандашей». Стих не вызвал особого интереса и особо не зацепил.

В. Степанов «Как живёте?» Простой стишок для начального знакомства с окружающим миром.

«Сладкий урок» Анастасии Орловой. Очень приятная, легкая книжка:

Дочка просила перечитывать много раз. С интересом разглядывала смешных медвежат, вникала в содержание.
Также «сладкие» чувства пробудила сказка «Пряничный домик», много раз обыгрывали.


Продолжили читать истории про Карлхена. «Спокойной ночи, Карлхен!» вторая книга из этой серии, с которой мы познакомились.
Книга пошла у нас очень хорошо, абсолютно понятна и интересна для её возраста. Ну и игра в «тапочковый поезд» теперь прочно вошла в наш репертуар вечерних игр.

Книжки-панорамки.

Маленькие и очень милые книжки:
«Вечерняя песенка» многим знакома. Дочери книга нравится, всегда просит перечитать несколько раз. Книжка и мне показалась очень уютной и домашней, в общем, приятной во всех отношениях.

Сказку «Смоляной бычок» поняла и полюбила после того, как мы обыграли её с помощью набора «Томик». Конечно, и медом не забыли полакомиться.


Сказка «Три поросенка» пошла чуть хуже, видимо, потому, что там нечем подкрепиться, да и по манере исполнения не очень понравилась нам. Чуть позже попробуем обыграть и пособирать пазл с таким сюжетом.

Удивительно хорошо пошел стих А.С. Пушкина «У Лукоморья». Внимательно слушает и просит перечитать. Мне кажется, не стоит бояться читать детям такие замечательные стихи гениальных поэтов с самого раннего возраста, дети уже с рождения способны улавливать непостижимые нами тонкие смыслы. У нас вот такая панорамка, не могу сказать, что очень красивая книга, но дочери нравится.

Наша родная классика.

Корней Чуковский. Дочитали «Айболита», внимательно слушает, сопереживает зайке, которому «перерезало ножки». А мне немного не по себе от такого прямолинейного нравоучения, хотя, конечно, дети мыслят другими категориями. Да и с классиками не поспоришь. В целом, я рада, что мы продвинулись в чтении поэтических текстов, и дочь выслушивает такие произведения полностью, иногда и по два-три раза подряд.
«Мойдодыр» пробовали читать еще летом, не пошло абсолютно. А в октябре-ноябре книга перекочевала в машину, где однажды она и попросила её почитать. В итоге, читали в дороге, как мне показалось, даже чаще, чем все другие книги. Я выучила наизусть, надеюсь, и дочь на уровне пассивного словарного запаса тоже. Опять-таки, у меня в голове постоянно возникает вопрос: «а за что его так наказали-то?». Но если дочери так нравится, значит, Чуковскому в нашей библиотеке быть.
У нас книга издательства Энас с иллюстрациями Михаила Карпенко, мне пришлись по вкусу эти иллюстрации, а также качество бумаги - плотный, матовый офсет, книгу очень приятно держать в руках.


Евгений Чарушин «Как лошадка зверей катала». На данный момент пришелся пик любви к этой книге. Также читаем её в машине, под нее и ездим везде, и засыпаем. Книга чудесная, по содержанию впитавшая в себя как наследие русских народных сказок, так и индивидуальные наблюдения автора за жизнью и интересами ребенка. Мне кажется, книга написана с такой любовью к детям, что ребенку это не может не передаться.



Лев Толстой «Три медведя». Перечитывали очень часто. На примере книги разбирали понятия «большой-средний-маленький».
Зарубежная детская литература.

«Тяпа-растяпа» по-прежнему в числе самых любимых книг. Очень прониклась тонкими чувствами Тяпы к своему Зубастику.
«Нет!» - не всегда дослушивает до конца, читаю только с её согласия. Попробуем почитать чуть позже. А на мой взгляд, книга неплохая, во всяком случае, несет правильный посыл - наглядно показать ребенку, к чему может привести упрямство и капризы, и кому действительно становится от этого хуже.




Продолжили читать книги Мерсера Майера о малыше Криттере. Расстроилась, увидев, что книги «Папин помощник» и «Как я был в аквариуме» на скрепке. После успеха первой книги «Я так рассердился» я также рассчитывала и на эти книги. Они действительно понравились дочери, но меня немного насторожили. Ну слишком далек от нас этот юмор и как-то не особенно хочется, чтобы дочка этим юмором проникалась. Поэтому пока отложила. Хотя знаю, что эти книги очень популярны по всему миру и в серии их очень много.





«Тишка-плутишка». В прошлом месяце у нас эта книга не пошла, а теперь входит в число самых-самых любимых. Никогда не отказывается послушать, особо эмоционально реагирует на момент, когда кот был «пойман на месте преступления».
«Танцующий жираф». Если честно, ничего не могу сказать о реакции ребенка на эту книгу, так как книгу постоянно читает с папой на китайском, а на китайском эта книга написана в прозе. По словам папы, книга дочери понятна. Заметила, что они при чтении часто пытаются повторять движения из танцев животных, возможно поэтому дочь всегда с радостью приносит ему эту книжку почитать.
Книги-картинки, книги-игрушки.

«Чик и Брики. Найди и покажи» - любовь к этой серии не проходит. Радует, что все мелочи из книжек запомнила и легко находит в этой книге.
Анна Сьюз.

Снова вернулись к книжке «Семья, дом» из серии «Учим новые слова». Рассматривали книжку подолгу, спокойно и с обсуждениями всех интересующих моментов. Книга очень красивая и уютная, от рассматривания получаем большое эстетическое наслаждение, да и обсуждение иллюстраций дает нам возможность с интересом провести время.


После того как дочка заинтересовалась этой книгой, решила купить ещё какой-нибудь виммельбух Анны Сьюз. Выбрала на Озоне книгу « Mein Wimmelhaus», ждали книгу почти два месяца, и не зря. Это наш второй (после «Однажды в деревне»), пользующийся большим успехом, виммельбух.



«Слушай! Слушай!» - интересная и очень-очень красивая книга. И по содержанию она довольно обширная. Смотреть и повторять звуки можно долго, книга точно не на пару минут. Но пока дочь ни разу не попросила прочитать её сама. Надеюсь, что книга дождется своего часа.



Еще две книжки, которые сейчас используем больше как пазлы, это сказка «Снежная королева» и «Игрушки» Агнии Барто. Пока только познакомились с героями сказки «Снежная королева», достаем и распределяем по местам пазлы, описывая основную сюжетную линию.

А еще мы часто открывали книгу «Осенние рыбы», откуда взяли кое-какие идеи для совместного творчества. Многим покажется, что большинство техник на довольно самостоятельный возраст. Не могу не согласиться. Но также считаю, что, как и с хорошей классической музыкой, хорошей литературой, здесь можно экспериментировать и не втискивать ребенка в границы только его физических или возрастных умений. Творчество не знает границ, да и мы не знаем, по каким законам развивается каждый ребенок.

Подведу небольшой итог ноябрьского чтения.
Все чаще и чаще дочь сама выбирает, что ей хочется послушать.
Изменились объем и сложность воспринимаемых текстов.
По-прежнему в числе любимчиков книги с сюжетами, которые дочка способна сама «прожить» и «прочувствовать» во время чтения. Самые любимые книги ноября: «Как лошадка зверей катала», «Мойдодыр», «Тяпа-растяпа», «Тишка-плутишка», «Три медведя», «Большое и маленькое» Пивоварова, «Сладкий урок» Анастасии Орловой, «Проказники мышата», «Спокойной ночи, Карлхен», «Цыпленок», «Девочка-рёвушка», «Вечерняя песенка», «Маша обедает», «Пряничный домик» и книжки из серии «Карапуз» - «Если все не так», «И так, и вот так», а также виммельбух "Семья, дом".
На этом пока все, всем спасибо!
Спасибо! Прочитала Ваш пост и вспомнила про книгу Чарушина, которая лежит в закромах - "на вырост". Когда покупала, рановато было, а потом забыла про нее. Ура! Пойдем читать, а то перерастем)
И идея книг "играем в театр" тоже зацепила, купим пока "Красную шапочку".и