мамино чтение сентябрь 2018
дневник читателя
У меня опять сборная солянка. Вэлком!
И.Тургенев
- недавно перечитывала Гоголя, а сейчас взялась за Тургенева. Честно говоря, в школе и универе он мне не особо нравился, я читала все, но помню сюжет только Отцов и детей - не цепляют меня его книги. Когда читала, было много нареканий, недоумений. Но потом я как-то то ли во вкус вошла, то ли, может, какая-то ностальгия по молодости, годам учебы на филфаке... Читала Пушкина, Гоголя - и такого чувства не возникало. Может, потому, что Тургенев уже ближе стоит к основной массе нашей классики по своему языку, проблематике... не знаю. В общем, я решила прочитать еще его романы.
Рудин - небольшая история, читается довольно легко. Главный герой - неглупый и в общем неплохой человек, достаточно одаренный, но жизнь его как-то все не складывается, он никак не может заняться чем-то путным, все разглагольствует да разъезжает по России. Подробно описан один эпизод из его жизни, когда он познакомился с девушкой, она полюбила и его и ему показалось, что он тоже влюбился. Ее мать была категорически против такого брака, и когда Рудин узнал об этом, он сказал, что очень жаль, вот такая вот у них несчастная судьба, ну что ж теперь делать... Девушка, конечно, другой реакции ждала( Так они и расстались, в итоге Рудин так и не нашел своего места в жизни и погиб во время Французской революции. У всех остальных героев жизнь сложилась хорошо. В принципе, мне книга понравилась, но я как-то ею не прониклась, Рудину не сопереживала. перечитывать вряд ли буду.
Дворянское гнездо -эта история побольше Рудина. Подробно описывается история рода главного героя Лаврецкого, причем нормальных людей там не было( Сам он влюбился, женился, но жена оказалась нехорошей женщиной и ему изменяла. Он сначала чуть не умер от горя, потом оклемался и опять влюбился. Он узнал о смерти жены, и ему показалось, что счастье еще возможно - он снова женится. Но жена оказалась живой, приехала из-за границы, и все рухнуло. Его новая возлюбленная ушла в монастырь, а сам он занялся хозяйством, а духовно себя похоронил. Мне книга не понравилась. Женушку эту прибить хотелось, и его самого тоже за то, что не мог поставить ее на место. Мне показалось затянуто, под конец читала по диагонали. Осталось неприятное послевкусие и возмущение. Окончательно убедилась, что Тургенев - не мой писатель. Язык мне, кстати, тоже не особо понравился.
Накануне - произведение в чем-то похоже на другие романы писателя. Тут девушка из богатой семьи влюбляется в бедного болгарина Инсарова, главная цель жизни которого - освобождение Болгарии от турецкого ига. Она тайно венчается сним и уехжает в Болгарию. По дороге инсаров умирает от болезни, а Елена продолжает свой путь, тк в России ей делать нечего, и пропадает без вести.
Отцы и дети - все-таки это произведение не зря включено в школьную программу и вообще в золотой фонд нашей отечественной литературы. Язык, сюжет, образы - все писателю удалось неплохо. Я во время чтения вспоминала подзабытый текст, некоторые моменты прямо в памяти всплывали. Конфликт здесь глубже, чем в предыдущих книгах. Это и конфликт поколений, и конфликт личности, которая пытается пойти против вечных законов природы и вообще мироздания, за что и платит. А вечные ценности - любовь, семья, дети - все это остается и продолжает существовать.
М.Мартиросова Фотографии на память
- это совсем небольшая история, читается очень быстро. Написана от лица девушки Маргариты, которая жила со своей армянской семьей в Азербайджане. В 1988 г. она училась в школе, в это время начались межнациональные конфликты между армянами и азербайджанцами. Я в этом не разбираюсь, поэтому поняла так, в общих чертах. В Армении стали теснить азербайджанцев, а в Азербайджане, соответственно, стали теснить армян. Сначала это все казалось дикостью - в конце 20 века! Но постепенно становилось все хуже и хуже, в Баку стали появляться беженцы-азербайджанцы, а армяне стали бежать из Баку. В классе Маргариты армян почти не осталось. Агрессивно настроенные азербайджанцы ее обижали. В конце концов ее семья тоже решила уехать. В этот самый день ее отца убили на улице националисты, когда он пытался защитить старика армянина. А в их дом ворвались националисты, и мать получила микроинфаркт. Они с Маргаритой срочно уехали в Россию, но мать вскоре умерла. Маргариту удочерил старый друг семьи, и они уехали в Америку. Там началась новая жизнь, которая складывалась нормально, но девушка не забыла всего того, что ей довелось пережить. Книга написана ровно, спокойно, потому что видимо рассказать обо всех этих ужасных событиях эмоционально автору не удалось, слишком больно это. Но, возможно, из-за этого у меня не было такого эмоционального отклика на эту историю. Головой все поняла, ужаснулась, но сердце как-то спокойно восприняло.
А.К. Дойл Затерянный мир
- еще одна известная история, которая совершенно прошла мимо меня в молодости. Очень напомнила мне книги Ж.Верна, особенно Путешествие к центру Земли. Правда, у Дойла получилось вроде как-то поживее, что ли. С юмором. У Верна когда я читала последние книги, мне казалось, что автор, когда писал их, куда-то спешил. Чего-то им не хватает. А в Затерянном мире такого ощущения не было. Ученый обнаружил в Южной Америке плато, на котором сохранились животные, которых считают умершими. Но попасть на него крайне сложно. Туда отправляется экспедиция, они преодолевают множество трудностей, много раз оказываются на грани смерти, но все же им удается сначала попасть туда. а потом выбраться оттуда живыми и практически невредимыми. Если бы это была первая прочитанная мною книга в таком жанре, она, конечно, произвела бы бОльшее впечатление.
Маракотова бездна - это тоже история в стиле Ж.Верна, на этот раз очень похоже на 20 тысяч лье под водой. Группа людей опускается на дно Атлантического океана в специальной кабине, но канат, которым кабина соединялась с кораблем, порвался, и они чуть не погибли от недостатка воздуха. Их спасли атланты - жители погибшей Атлантиды, которые уже несколько тысячелетий там жили. Ученые прекрасно провели время, узнали много нового, а потом с успехом сумели вернуться домой. Вот здесь мне тоже чего-то не хватило. Как-то суховато, не хватает эмоций, просто перечисление событий. Есть любовная линия - рассказчик влюбляется в атлантку, потом она вернулась на поверхность вместе с ним. Но как эта линия описывается - в двух словах!
В книге еще опубликованы 4 рассказа. 3 из них о пиратах, мне не понравились, показались слишком жестокими. А четвертый понравился (Квадратный ящичек)- в стиле О.Генри, рассказывается о смешном приключении, с юмором.
Е.Ленковская Повелители времени. Две кругостветки -
это вторая книга из серии, первую я уже прочитала. Это детская фантастика, брат с сестрой (шестиклассники)попадают в прошлое, брат оказывается на экспедиции к северному полюсу 1819 г. Беллинсгаузена, а сестра - на первой кругосветной экспедиции 1803-1806 г. Крузенштерна. Они искали друг друга, и в конце концов нашли. Но самое главное, что очень интересно описаны сами экспедиции, люди, которые в них участвовали, и тд.
В.Крапивин Бабочка на штанге -
эта книга написана в 2009 г., она мне напомнила многие другие книги Крапивина, например, Тополята. Очень много сюжетных линий, образов, ситуаций, которые уже встречались . А хочется все-таки чего-то нового. Герои - конечно же, мальчишки, два одноклассника 12 лет. У каждого из них свои проблемы, заботы. В книге очень большую роль играет мистический компонент, причем мистика вписывается в повседневную жизнь - наличие всяких параллельных пространств, людей которые их изучают, и тд. Разговоры и мысли у мальчиков слишком взрослые. В общем, книга неплохая, довольно добрая, но это не та книга, которую хотелось бы иметь в домашней библиотеке и перечитывать.
Напав на "крапивинскую волну", прочитала еще одну книгу, которая давно уже у меня лежит - Колесо Перепёлкина.
Эта история оказалась совсем в другом ключе. В ней тоже большая роль принадлежит мистике, но это не такая мистика, как в Бабочке на штанге, это не фантастика, а... сказка. Которая прочно вплетается в жизнь второклассника Васи - обычного мальчишки, у которого часто ругаются родители, а еще не всегда все гладко в школе. Но вот в его жизни появляется... колесо. Обыкновенное ржавое колесо от детского трехколесного велосипеда. Но для Васи колесо становится лучшим (да по сути, единственным) другом, потому что оно умеет... разговаривать! Правда, слышит его только Вася, но так даже лучше. Ну и начинается лето, полное радости, веселья, новых открытий, ну и немного неприятностей. Читается книга очень легко. Но под конец все испортилось. Вася попадает вместе с колесом в какой-то сказочный город, потом еще раз, какой-то цирк, потом в ВПК - всемирное пространство колес. в котором решаются судьбы всех людей... в общем, муть какая-то, конец мне не понравился.
К.Булычев Пленники долга. 13 лет пути.
-в этих сборниках напечатаны небольшие повести и рассказы. Мне как-то не особо понравилось, если честно. В советском духе - борьба чувства и долга, побеждает, естественно, долг. Они погибли, но выполнили свой долг! - вот девиз некоторых героев. Атмосфера достаточно трагичная. Булычеву нравится, когда ситуация доходит до предела, вот кажется, что сейчас все разрешится и будет хорошо - и тут все обламывается. С точки зрения именно фантастики мне тоже не показалось так уж интересно. Интересно, но не так чтобы уж прямо захватывающе.
Д.Гранин Дождь в чужом городе - эта книга мне попалась совершенно случайно. Слышали с дочкой аудиокнигу, и меня заинтересовал чтец с необычной манерой - Алексей Коваленок. Стала смотреть,ч то он еще читает, и наткнулась на эту книгу. Гранина я ничего не читала, это мое первое произведение. Я уже сто лет не читала советской литературы. Сюжет довольно прост - обычный советский инженер часто ездит в командировки, у него есть любовница. Пока она была всегда доступна - он о ней почти не думал. Как только почувствовал, что она отдаляется - начал тосковать. Потом она решила выйти замуж - и Чижигов не смог достойно отпустить ее, начал трепать нервы, как говорится. А потом и вовсе опорочил её перед женихом, назвал шлюхой. После этого хотел покончить с собой, но как-то обошлось( В общем, книга продолжает традиции советской литературы - рассказывает о том, как духовно нищают люди. Чижигов думает только о себе, на окружающих ему плевать. Он испортил жизнь двум хорошим людям, которые не сделали ему ничего плохого, и не нашел в себе сил даже хотя бы попытаться исправить ситуацию. Козел, одним словом. Мне книга, в общем, понравилась. Думаю, буду читать еще его книги. И чтец тоже понравился.