Январское чтение*19 (2,5 г и 5,5 лет)
дневник читателя
Несмотря на то, что ёлка наша в этом году уже 2 числа была разобрана (иголки не просто осыпаться стали, а желтеть и дружно покидать веточки) новогоднее настроение держится у нас до сих пор)
Приятно было познакомиться поближе с героями книг, подаренных Дедушкой Морозом:

С замиранием сердца читали, как Пауль перетащил продукты из кладовки лесным зверям. Хорошо, что не все) Приятно было узнать,что лесные жители сумели быть благодарными за заботу Пауля.

Волновались за главного героя, когда без вины его виноватым посчитали. Чего только в семье не бывает) Рассказы понравились, к книге ещё вернёмся однозначно.
"С Новым годом, Шмяк" лежит на самостоятельное чтение дочерью. Несколько первых страниц прочитано: азарт у ребенка не угас - что меня очень радует!
Наклейки с транспортом для сына пока отложили. У него сейчас вот такие (сделали их давно, как книги их таскает), к другим приступать не собирается:

Сделали в январе из новых только наклейки "Новый год".
"Холодное сердце" истории для девочек, конечно) С мультфильмом ничего общего они не имеют. Здесь скорее истории дружбы двух сестер:


Странная подборка "Ну, погоди" (1991г): на обложке выпуск с новогодним концертом, а по тексту этой серии нет. Но нам все равно было интересно читать. Текста очень мало, но словарный запас и кругозор хорошо пополняет: из книги мы узнали и про штаны-клеш, и о факире...пиво и вобла здесь тоже есть) Вообще четко прослеживается контраст в комиксах между сторонником ЗОЖ Зайцем и Волком, имеющим вредные привычки. В мультфильме как-то не очень в глаза бросается этот момент.
Зима и волшебство кажутся неразделимыми:

В Простоквашино новогодние морозы сближают всех: котов и собак, жителей деревни, даже папу и маму. В книгах с принцессой Софией не везде зима, но чудо есть на каждой странице: появляется Олаф, цветы среди снегов цветут, ради любимых детей мамы из злых волшебниц превращаются в добрых и многое другое. Какой волшебный "аргумент" (хорошо слепленный снежок) привел Младший научный сотрудник своим коллегам на вопрос о составе снега! Петька-микроб - молодец! Подсказал, где ответ на вопрос искать. И как же красиво смотреть вверх, когда с неба "аргументы"-снежинки падают)
Ой, не все нашли и получили, что искали: есть один персонаж с слишком завышенными требованиями к зимней шубке) Здесь, к сожалению, а может и к счастью, никто не смог выполнить такой заказ:

Дочка сразу не сообразила, почему главному герою портные отказывают. Я предложила ей собрать все по списку и разложить по карманам в ее одежде. Достаточно было начать с карандашей и книжек, как доченька догадалась:" Здесь не карманы, а сумка нужна".
Зиму из всех времён года выделяет сын. Особенно ему понравилось "декорировать" наше дерево "времён года":




Доченька с удовольствием вспоминала события прошлого 2018 года, расставляла свои поделки соответственно времени, в которое поделки делались. В прочитываемых книгах находили приметы того или иного сезона года. Название зимних месяцев старшая собирала из наклеек самостоятельно (ориентируясь на печатную версию).
Играли в угадайку со старой книжечкой "Утро". Утро бывает не только осенним, зимним, декабрьским... и утро - это не просто время суток. Утро - это намного больше:


Замечательнейшая подборка поэзии и отрывков из произведений разных авторов:


Из сборника "Поучительные истории" несколько раз перечитывали рассказы
Э.Успенского "Как мальчик Яша везде рисовал" и "Как мальчик Яша с одной девочкой сами себя украшали":

Тема домашних игр особенно актуальна сейчас, когда мороз на улице трещит:


С удовольствием пересчитываем/перечитываем котят С.Михалкова. С удовольствием рассматриваем диковинных животных, описанных Р.Киплингом (чтение не пошло). У сына предпочтения стабильны. Однако, появился явный лидер среди книг - "Это грузовик, а это прицеп" (автор А.Орлова, иллюстрации О.Демидовой, издательство "Росмэн", для детей до 3 лет).
Мне и самой книга очень полюбилась. О ней уже много писали. Хочется писать ещё)

Иллюстрации и текст - единое целое,, отлично гармонируют друг с другом. Простые предложения, повторяющиеся простые слова, счёт, домашние животные и многое другое, что интересно и понятно ребенку 2-2,5 лет. Сюжет о дружбе Грузовика и Прицепа. Главная мысль: "Хорошо им вместе"):


Заливистый смех овладевает сыном на странице, где Грузовик застрял в грязи. "Вж..жжж" - повторяет сам и смеётся. Дочь радуется, что прицеп ночевать на станции техобслуживания не будет: Грузовик за ним вернулся!


После прочтения сын всегда рассматривает форзац и нахзац, сравнивает, комментирует чьи следы остались, как строительный груз, арбузы выгружали. Ведёт пальчиком Грузовик и Прицеп к гаражу - желаем им спокойной ночи:


Читаем по 2 раза в день (перед дневным и ночным снами). Доченька через две недели наизусть рассказывать стала: и память тренирует, и со звуком "р" работает (много слов с "р", "рь" по тексту).
Если уж очень придираться, то бывает бросается в глаза момент, в котором арбуз поехал:

В общем, для нас эта книга Анастасии Орловой встала в один ряд с любимыми сказками "Курочка Ряба" и "Теремок":

Успехом стала пользоваться и ещё одна книжечка с машиной: "Артикуляционная гимнастика для мальчиков" (автор И.А.Волошина, издательство "Детство-пресс", художник А.О. Чекмазова). Сын давно стал проявлять интерес к занятиям сестры. Но для него, конечно, ее упражнения сложны, долго с нами не сидит. С книгой занятия наши изменились: теперь сын зовёт заниматься, с дочерью доделываем после совместного сотрудничества упражнения, которых в книге нет. Не понимаю, почему гимнастика для мальчиков: девочкам машинки тоже очень понравились)



На обложке возраст указан "0+". По тексту рекомендации по работе с детьми 3-4 лет и 5-6 лет:

С логопедом дочь продолжает заниматься. Переходим к постановке звука "Л". Домашние задания выполняем ответственно по пособиям Комаровой и Ткаченко. Единственное, что нам оказалось не по силам в пособии Ткаченко: составить рассказ по опорным словам. Пособие рассчитано на возраст 4-8лет.


Букварь снова открыли: видимо, соскучилась дочка по нему. Порадовалась она за себя, как быстро уже читает слоги и слова , даже просит время засечь) Любит читать лабиринты:

Очень кстати оказались вот такие карточки:

Выбирает в основном лабиринты. На обратной стороне карточек задания посложнее: изменить букву,чтобы получить новое слово:

Сама с удовольствием достает тренажёры от Айрис-пресс:


Со словами "дуб" и "рожь" несколько раз подходила ко мне, спрашивала почему не сходятся на обратной стороне кружочки "дуп" и "рож" - обсудили как можно выявить букву-шпиона, а вот беззвучную букву-тихоню надо запомнить в этом слове. Шпиона с четвертого раза запомнили тоже)
По книге Крупенчук "Научите меня говорить правильно!" мы всего две темы рассмотрели: Новый год и Зимняя одежда. Вот здесь мы на время застегивали пуговицы (потом уже на время дочь сама читать предложила). Сейчас учится расстёгивать пуговицы одной рукой, сын двумя руками.

"Домашняя логопедическая тетрадь" от издательства "ТЦ Сфера" в помощь мне. В книге Крупенчук часто встречаются задания без вариантов ответа, не всегда есть время заранее подготовиться, местами сама затрудняюсь:

В логопедической тетради темы более подробно разбиты, их много. На возраст 5-6 лет 3 тетради. Листы сильно просвечивают. Есть и игровые моменты. По ней мы не занимаемся, как по основной. Для меня данная тетрадь является шпаргалкой. Информация такого плана:


Пригодилась нам и подаренная ещё на ДР сыну книжечка "Одежда и обувь". В конце книги дочь читала названия элементов одежды и приклеивала соответствующие наклейки:


Замечательно, что здесь очередность наклеек не совпадает с очередностью слов: нужно думать и искать. В том же "Зайке" от изд."Карапуз" наклейки идут друг за другой, как и надписи - это дочь давно заметила, поэтому стала заранее смотреть следующую наклейку, потом "типа" читать (например, "жакет" она прочитала как "пиджак" - попалась):

Остальные задания из "Одежда и обувь" оставили сыну на вырост:

С карточками играли все вместе: с сыном вспоминали цвета, выбирали одежду для зимы, сестрички, мамы, папы; с дочерью закрепляем ориентировку в пространстве, читаем:

Дети переодевались в свои и родительские вещи. Сын балуется, одевая в одну штанину две ноги, смеётся и прыгает по комнате, доченька называет его "русалкой". Дочка умудрилась забраться в вещи брата:)

Две нижних книги начинают наше утро каждый день. А вот "Тесты" как-то под настроение, пока сестрёнка спала, открыли мы с сыном. Я только листы успевала переворачивать: раздел за разделом. Спрашиваю его: " хватит?", - в ответ: "нет, ещё". Остались у нас нетронутыми, конечно, разделы, где рассказывать и обьяснять ребенок должен. В зелёной книге и сказки есть, почитали (Колобок, Теремок, Курочка Ряба). В жёлтой книге пропеваем гласные, называем предметы (какие сам покажет):

С дочкой (старший ребенок) по зелёной я как-то ещё пыталась заниматься. По жёлтой немного делали (наклейки только расклеяли - это ее страсть). Сейчас, воспитывая уже двух детей, эти книги скорее рассматриваю как пособие для себя, как варианты игр, как источник картинок для вырезания)


Со старшей с удовольствием занимаемся по пособию Колесниковой.

У нас есть теперь и методичка, в которой варианты занятий близки нам по духу: и стишки, и игры с движениями, работаем ножницами, и вопросы-подсказки для мамы. Время пролетает незаметно. Каждый раз хочу засечь, сколько времени мы уделяем такому занятию, и до сих пор не сделала этого. То, что ребенок делает с удовольствием, видно и по его тетради:

В данных тетрадях есть один недостаток: яркая черная клетка. Не выходит по ней обводить аккуратно, пользуемся обыкновенной тетрадью в крупную клетку:




Закрепляем порядковый счёт до 10 с тетрадью от "Хоббитека". Далее в подобных заданиях шкалы нет вверху, встречаются варианты, где заданы не все числа из 10 - с усложнениями.
Появились у нас прописи. По одной строчке каждый день стараемся делать (5 дней в неделю):



На обложке прописей указан возраст 6+. Нам они оказались по зубам: есть ориентир-точка, от которого пишут элемент (часто пишет снизу вверх, справа налево), есть игровые моменты (штриховка замков, дорожек). Штриховки у нас не шли совсем, здесь делает.
Оба ребенка зависают над тетрадями от Айрис-пресс. Их особенность в том, что рисуют в них стирающимися маркерами:


Тетради давно покупала дочери "на вырост". В этом году достала. В восторге были оба, только маркер один. Две недели по очереди рисовали, ждали друг друга, забросив все свои дела. Нашла в Читай-городе для сына вторую тетрадь (2015 г.выпуска). Теперь вместе рисуют и показывают друг другу результаты.
Вместе мы знакомились с особенностями Ледникового периода. Много узнали о Мамонтах и других млекопитающих того времени:

В "Детской энциклопедии динозавров", конечно, больше написано о самих динозаврах, нежели о млекопитающих и появление человека. Нам, не фанатам древнего времени, данной энциклопедической информации достаточно:



Развлекательную часть составил журнал "Ледниковый период" (издательство Хоббитека, серия "Познаю, играя"). Текст легко читается, познавательный, с юмором:



Есть вот такие развороты, изучив их можно клеить наклейки на следующий пустой разворот:


Итого таких больших разворотов для наклеек всего 4. Остальные наклейки клеятся по ходу текста. Неудобно пользоваться наклейками, так как нет обозначения к какой странице или к какому разделу они относятся (относится к мелким наклейкам):

Одноименный мультфильм (журнал не по мультфильму, он сам по себе журнал) мы посмотрели с удовольствием. Даже белок слепили и заморозили).
Холодное время рисовали по журналу "Маленькому художнику":

Много интересных и простых в исполнении идей в нем собрано:

Основной книгой в теме знакомства с древними людьми является книга И.Носырева "Древние люди" (издательство "Редкая птица"):

Читается легко, предлагаются к разбору различные ситуации, игры:


Заглядываем в журнал "Первые люди" (серия Суперзнатоки, издательство "Астрель"):


Уже посмотрели мультфильм "Семейка Крудс", журнал дети разглядывают, читать пока не дают:


Знакомство с жизнью первобытных людей у нас продолжается, поэтому впечатлений от книг ещё набираемся.

В конце января у свекрови нашли маленькую повесть
Владимира Дубовка "Как Алик в тайге заблудился" (издательство "Детская литература", 1982г, рисунки С.Ярового). Читали, затаив дыхание.
С самого детства Алик проявлял интерес к окружающей природе:

Однажды большая компания поехала собирать бруснику. Алика сильно достал гнус, и ему разрешили пойти к палаткам. Алик повернул не в ту сторону...
Доченька сказала:""Серая шейка" переживательная, а про Алика ещё переживательней!". Иллюстрации реалистичные, соответствуют тексту. Читается легко. Много поговорок, много подсказок рассказанных отцом вспоминает Алик:



Много нового узнали для себя, например: борщевик не только ядовитый бывает, в интернете посмотрели как много видов этого растения. У нас, в Калужской области вдоль обочин растет огромный ядовитый борщевик - вот и удивились мы, когда Алик рыбу с листьями борщевика готовил:

Самостоятельность, смекалка мальчика достойны уважения. Вспоминал Алик и почему раньше люди вдоль рек селились. Найденный им ручеек и сыграл важную роль в его спасении. Невольно улыбнулась при мыслях Алика, что вдруг доплывет до большого города, будут его там встречать много народу, а у него брючина вся порвана. Когда, встретил людей, конечно, было одно желание у него. Нет, не брючина - штаны потом...

После данной волнительной истории был принесен дочерью к прочтению "Волшебник Изумрудного города". Кстати, о саблезубых тиграх, встречающихся в книге, мы теперь знаем намного больше)
"Мы в город Изумрудный
идем дорогой трудной,
идем дорогой трудной,
дорогой непрямой.
Заветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин...":

Знакомая песенка? :)
Ооо, какие мультфильмы мы смотрели в январе: красивые, волшебные, музыкальные:
"Зимняя сказка" (1945г), "Щелкунчик" (1973г) и "Мороз Иванович (1981г) (картинки с интернета):


О прекрасном, точнее об искусстве, читаем "Эстетические сказки". Информация бывает сложная для ребенка 5 лет, поэтому мы пока читаем о том, что нам понятно:



Теперь мы знаем, что наши белочки, слепленные из пластилина, снеговики и зайцы, слепленные из снега - это и есть скульптура, самое настоящее искусство.
С наступившим последним месяцем зимы!
Спасибо, что заглянули к нам)