Дети капитана Гранта. Графический роман
КОМИКСЫ и графические романыЭта книга была хитом прошлогоднего весеннего фестиваля "Другие книги".
Она красовалась на стеллажах и прилавках МИФа, она демонстрировала мне свои развороты на громадных экранах со слайдами презентаций.
Ее обсуждали авторы, сотрудники издательств и независимых книжных магазинов.
Я многократно подходила к ней, брала в руки. Мы смотрели ее с Юлькой, и с Катей, ее подругой, решая подойдет ли книга для знакомства с жанром комикса шестилетнему Теме, слушали советы и мнения продавцов (а ими выступали работники издательств).
Я участвовала в обсуждениях, задавая вопросы, выдвигая претензии к жанру комикса вообще и к этой книге в частности. Главная претензия к жанру - трудности бестекстового считывания исторического, социального, мировоззренческого контекста. Все это остается "за кадром" и комикс, как мне кажется, слишком "упрощает" любое произведение, порой низводя его до ситкома. К этой книге была главная претензия, как и у многих других - почему герои изображены в виде животных? Я терпеть не могу такие мультфильмы, якобы "популяризирующие" классику, и не могла смириться с этим фактом здесь, даже несмотря на отличные иллюстрации.
А книга была шикарна! Я не могла не согласиться с этим, но и преодолеть свой барьер предвзятости не смогла. И когда после фестиваля Юлия Кузнецова спросила меня произошли ли какие-то сдвиги в восприятии комикса, я лишь грустно покачала головой...
Книге было наплевать на мои претензии - она плыла на волнах восторга почитателей как "Дункан" по волнам океанов, даже не погружаясь в воду по ватерлинию.
Это, кстати, было моей второй претензией к художнику - почему он так странно изобразил корпус корабля? Может, именно этот смысл и вкладывал - корабль парит НАД частными суждениями, претензиями, выпадами в адрес художника? Он был выше этого! Он плыл и плыл почти целый год, и я не могла его забыть. А когда увидела задание одного из многочисленных встречающихся в сети читательских марафонов - марафона 2020 - прочесть 20 книг разных жанров за этот год, где третьим пунктом стоял комикс, я вдруг поняла, какую книгу я прочту, даже если вообще не соберусь участвовать. Если комикс, то именно этот! Именно он не давал мне покоя, тревожа столь разными мнениями и отзывами. И манил своими иллюстрациями.
Миллион раз я уже писала о своих несложившихся в подростковом возрасте отношениях с Жюлем Верном, например рассказывая о книге Петра Волцита "Нескучная география с Жюлем Верном". Процитирую еще раз:
"Я писала уже , что именно "Дети капитана Гранта" дискредитировали когда-то автора в моих глазах. Дочитать роман я не смогла - утомило нагромождение событий и природных катаклизмов, случавшихся буквально на каждом шагу. Мне надоели бури, смерчи, ураганы, наводнения, пожары, шаровые молнии и крокодилы с кондорами... На мой критический подростковый взгляд вывод напрашивался один: знаменитый писатель Жюль Верн - обыкновенный псих, графоман с больным воображением, диагноз виден невооруженным глазом даже подростку. Сильно удивилась, что в биографии писателя не было упоминаний о сумасшедшем доме... Годы спустя узнала, что роман писался по заданию редакции какого-то географического журнала, чтоб привлечь внимание школьников к изучению географии.
Теперь думаю, что с книгой Волцита, уточняющей, где автор прав, а где порядочно приврал слишком преувеличил, роман я бы прочитала, украсив голову новыми знаниями.
Теперь можно добавить - и комикс тоже ))
Я начала читать. Сто раз говорила, что читать комиксы мне трудно, но этот читался очень легко и быстро. Конечно, потому что я знала сюжет, знала героев. Как бы он читался "на новенького", впервые, я не знаю. Подозреваю, что для того, чтоб начать его читать нужно все-таки немного представлять себе эпоху. Возможно, поэтому с комиксом не справляются некоторые хорошо читающие младшие школьники. Потому что здесь мало считать самый поверхностный слой - кто куда пошел и что кому сказал, тут важно понять и восстановить всю картину происходящего, а знаний и словарного запаса, чтоб озвучить исторический материал, отраженный в рисунках, не хватает. Мне кажется, что им надо будет вернуться к книге в среднем возрасте.
Ошеломляющие иллюстрации! Первый случай в моей практике чтения, когда фон "вытащил" все. Именно потрясающе детальная прорисовка фона, обстановки, пейзажей - то есть декораций, в которых разворачивается действие, где мне было понятно все до последнего штриха, давала возможность легко прочитывать происходящее, совершенно не отвлекаясь на какие-то мысленные уточнения, осмысления, понимание связей. Огромный предыдущий багаж начитанного легко вел меня по страницам, позволяя с полувзгляда , без пристального рассматривания, понимать о чем речь. Ведь ты уже давно знаешь как гудит ветер в снастях такелажа,
как леденит душу волчий вой,
Что тропический ливень - это вовсе не привычный нам дачно-городской дождь.
И как опасно попасть в шторм у скалистых берегов.
Нам-то кажется, что здесь нет ничего особенного, но именно потому, что мы-то все это знаем, нам все это проговаривалось и показывалось в книгах и фильмах, а понять полную картину происходящего лишь по рисункам и репликам героев трудно. Охотники и фермеры, беглые каторжники и каннибалы, железные дороги и правительственные войска - по-моему, этот винегрет не для 8-9-летних детей. Это для средних школьников. Не торопитесь подсовывать книгу ребенку. Накопив багаж и научившись выстраивать для себя развернутое объяснение увиденного, наточив зубы на более простых сюжетах, книга станет более понятной чуть позже.
И уж тем более эта книга не для расчитки в младших классах. И непонятный детям исторический контекст, и довольно трудно читаемый шрифт переводят графический роман совсем в другую категорию - ею можно расчитывать средних и старших школьников.
Здесь два типа шрифтов - авторские ремарки и пояснения набраны капслоком и оформлены в виде гравированных пластин, украшавших в то время очень многие изделия.
Для реплик персонажей используется другой почти рукописный шрифт, что тоже затрудняет чтение для начинающих читателей.
Ну, слава богу, я читатель далеко не начинающий, поэтому со шрифтами и всем остальным мне удалось справиться, и я благополучно добралась до конца.
И знаете что?
Мне кажется, что я поняла ход художника с животными-персонажами, его замысел.
Создав прекраснейшие панорамы и композиции, безусловно приковывающие к себе внимание и восхищающие всех читателей, героев Алекси Нэм оставил автору. Каждый кадр комикса, каждый прямоугольничек с рисунком - это законченная тщательнейше выверенная картина, но в создании образов героев романа он не собирается ни соперничать с Верном, ни постараться перещеголять его в убедительности и художественной выразительности. Нарисуй он прекрасные лица, после чтения комикса кто бы обратился к первоисточнику? А в этом случае хочется прочесть их описания, увидеть лица героев в изображении многих художников-иллюстраторов, работавших над романом раньше. Остался зазор, в котором есть место роману XIX века. Я думаю - это очень честно по отношению к писателю - создателю романа и к собратьям по ремеслу.
Dixi
Больше мне нечего добавить, кроме того, что я рада книге.
Лабиринт / Май-шоп / Бук24 / Читай-город / МИФ
Теперь у меня полный комплект романа Жюля Верна во всех его "ипостасях" ))