Что рекомендует читать будущим первоклашкам Ломоносовская школа
Списки книгПо многочисленным просьбам родителей - опубликуем списки литературы на лето для младшеклассников. Причем, из всех вариантов списков мы хотим познакомить вас со списками, которые рекомендует Ломоносовская школа, одна из лучших школ в Москве. Большой объективный плюс этих списков в том, что в них включены не только классические произведения, но и большое количество новых, современных книг, как русских, так и зарубежных авторов. И если даже в вашей школе современная литература не будет приниматься во внимание (а, к сожалению, в большинство школьных программ она действительно не входит), то домашнее знакомство с интересными книгами нисколько не помешает развитию ребенка. (Кстати, по обучающим материалам Ломоносовской школы вы, возможно, уже занимаетесь со своими дошкольниками - совместно с издательством Эксмо школа выпускает серию обучающих книг по всем предметам
Итак,
начнем с ломоносовского списка для тех, кто готовится пойти в первый класс.
СКАЗКИ
Классика:
* Сказки народов России. По мультфильмам студии «Пилот», вся серия
* Сказки Павла Бажова, Дональда Биссета , Виталия Бианки , Валентина Катаева , Редьярда Киплинга , Дмитрия Мамина-Сибиряка , Самуила Маршака , А.С.Пушкина , Л.Н. Толстого .
* Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"» .
* Ханну Мякеля «Дядюшка АУ».
* Альберт Иванов «Сказки о Хоме и Суслике» .
* Марина Москвина «Что случилось с крокодилом» .
* Ирина Пивоварова «Жила-была собака» .
* Андрей Усачёв «Умная собачка Соня» .
* Геннадий Цыферов «Дневник Медвежонка» .
* Цикл о Муми-троллях Туве Янссон .
Дополнительно:
* Энид Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» .
* Майл Бонд «Медвежонок Паддингтон» (серия)
* Кейт ДиКамилло «Приключения мышонка Десперо»
* Мария Крюгер «Голубая Бусинка», «Голубой Мелок» .
* Арнольд Лобел «Пуговица», «Воздушный змей» , «Квак и Жаб круглый год», «Квак и Жаб снова вместе» .
* Лобату Монтейру «Орден жёлтого дятла» .
* Истории о Петсоне и Финдусе Свен Нурдквиста
* Сказки Беатрис Поттер .
* Отфрид Пройслер «Разбойник Хотценплотц и перцовый пистолет» , «Разбойник Хотценплотц и хрустальный шар» , «Разбойник Хотценплотц и муравейник с начинкой» .
* Сергей Седов «Сказки "Детского мира"».
* Ирина и Леонид Тюхтяевы «Зоки и Бада: Пособие для детей по воспитанию родителей».
* Марджери Уильямс «Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими».
* Томи Унгерер «Приключение семейки Хрюллопс».
* Энн Хогарт «Мафин и его веселые друзья» .
* Ян Экхольм «Тутта Карлссон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» .
* Александр Якубенко «Волшебные перья Арарахиса».
* Анни Шмидт «Плюк из Петтэфлета» .
РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ
Классика:
* Детские рассказы Виктора Драгунского , Михаила Зощенко , Бориса Житкова, Николая Носова , Валентины Осеевой , Леонида Пантелеева , Л.Н. Толстого.
* Владимир Алеников. Рассказы о Петрове и Васечкине
* Любовь Воронкова «Маша-растеряша»
* Эдуард Успенский «Истории про Веру и Анфису».
* Рассказы о природе и животных Фёдора Абрамова, Виктора Астафьева, Виталия Бианки, Юрия Дмитриева, Владимира Дурова, Константина Паустовского, Михаила Пришвина, Сергея Сахарнова, Николая Сладкова, Константина Ушинского, Веры Чаплиной, Евгения Чарушина.
Дополнительно:
* Анне-Кат. Вестли «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик» - .
* Александр Введенский «О Девочке Маше»
* Гудрун Мебс «Бабушка! - кричит Фридер»
* Серия о Папе Маркуса Маялуома
* Джейн О'Коннор «Изысканная Нэнси», «Изысканная Нэнси и роскошный щенок»
* Анни Шмидт «Саша и Маша» (все книги)
ПОЭЗИЯ
* Стихи Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Владимира Маяковского, Даниила Хармса , Валентина Берестова , Бориса Заходера, Ирины Токмаковой, Якова Акима , Вадима Левина (, Ренаты Мухи, Юнны Мориц , Эммы Мошковской , Михаила Яснова
* Басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого.
* Людвиг Бемельманс «Мадлен», «Мадлен и собака», «Мадлен в Лондоне»
* Джудия Дональдсон «Груффало» .
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ АЗБУКИ
* Валентин Берестов «Цирковая азбука» .
* Борис Заходер «Мохнатая азбука».
* Самуил Маршак «Азбука в стихах и картинках» .
* Генрих Сапгир «Азбука в считалках и скороговорках».
* Ирина Токмакова «Букваринск».
* Михаил Яснов «Азбука с превращениями» .
Итак,
начнем с ломоносовского списка для тех, кто готовится пойти в первый класс.
СКАЗКИ
Классика:
* Сказки народов России. По мультфильмам студии «Пилот», вся серия
* Сказки Павла Бажова, Дональда Биссета , Виталия Бианки , Валентина Катаева , Редьярда Киплинга , Дмитрия Мамина-Сибиряка , Самуила Маршака , А.С.Пушкина , Л.Н. Толстого .
* Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"» .
* Ханну Мякеля «Дядюшка АУ».
* Альберт Иванов «Сказки о Хоме и Суслике» .
* Марина Москвина «Что случилось с крокодилом» .
* Ирина Пивоварова «Жила-была собака» .
* Андрей Усачёв «Умная собачка Соня» .
* Геннадий Цыферов «Дневник Медвежонка» .
* Цикл о Муми-троллях Туве Янссон .
Дополнительно:
* Энид Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» .
* Майл Бонд «Медвежонок Паддингтон» (серия)
* Кейт ДиКамилло «Приключения мышонка Десперо»
* Мария Крюгер «Голубая Бусинка», «Голубой Мелок» .
* Арнольд Лобел «Пуговица», «Воздушный змей» , «Квак и Жаб круглый год», «Квак и Жаб снова вместе» .
* Лобату Монтейру «Орден жёлтого дятла» .
* Истории о Петсоне и Финдусе Свен Нурдквиста
* Сказки Беатрис Поттер .
* Отфрид Пройслер «Разбойник Хотценплотц и перцовый пистолет» , «Разбойник Хотценплотц и хрустальный шар» , «Разбойник Хотценплотц и муравейник с начинкой» .
* Сергей Седов «Сказки "Детского мира"».
* Ирина и Леонид Тюхтяевы «Зоки и Бада: Пособие для детей по воспитанию родителей».
* Марджери Уильямс «Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими».
* Томи Унгерер «Приключение семейки Хрюллопс».
* Энн Хогарт «Мафин и его веселые друзья» .
* Ян Экхольм «Тутта Карлссон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» .
* Александр Якубенко «Волшебные перья Арарахиса».
* Анни Шмидт «Плюк из Петтэфлета» .
РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ
Классика:
* Детские рассказы Виктора Драгунского , Михаила Зощенко , Бориса Житкова, Николая Носова , Валентины Осеевой , Леонида Пантелеева , Л.Н. Толстого.
* Владимир Алеников. Рассказы о Петрове и Васечкине
* Любовь Воронкова «Маша-растеряша»
* Эдуард Успенский «Истории про Веру и Анфису».
* Рассказы о природе и животных Фёдора Абрамова, Виктора Астафьева, Виталия Бианки, Юрия Дмитриева, Владимира Дурова, Константина Паустовского, Михаила Пришвина, Сергея Сахарнова, Николая Сладкова, Константина Ушинского, Веры Чаплиной, Евгения Чарушина.
Дополнительно:
* Анне-Кат. Вестли «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик» - .
* Александр Введенский «О Девочке Маше»
* Гудрун Мебс «Бабушка! - кричит Фридер»
* Серия о Папе Маркуса Маялуома
* Джейн О'Коннор «Изысканная Нэнси», «Изысканная Нэнси и роскошный щенок»
* Анни Шмидт «Саша и Маша» (все книги)
ПОЭЗИЯ
* Стихи Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Владимира Маяковского, Даниила Хармса , Валентина Берестова , Бориса Заходера, Ирины Токмаковой, Якова Акима , Вадима Левина (, Ренаты Мухи, Юнны Мориц , Эммы Мошковской , Михаила Яснова
* Басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого.
* Людвиг Бемельманс «Мадлен», «Мадлен и собака», «Мадлен в Лондоне»
* Джудия Дональдсон «Груффало» .
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ АЗБУКИ
* Валентин Берестов «Цирковая азбука» .
* Борис Заходер «Мохнатая азбука».
* Самуил Маршак «Азбука в стихах и картинках» .
* Генрих Сапгир «Азбука в считалках и скороговорках».
* Ирина Токмакова «Букваринск».
* Михаил Яснов «Азбука с превращениями» .
Наталья
добрая половина книг на 3-4 класс-ощущение что писали 3-4 человека потом неглядя объединили и рекомендовали :)
Бажов например мими тролли ,десперо
03.04.2020
Ответить
zaykivi
ВОт это да ) Мы так много читаем с дочкой, а из писка даже половину не прочли ) Надо присмотреться.
И тоже удивлена отсутствием сказок Гримм, Андерсена, и Астрид Лингренд
02.04.2020
Ответить
Ника1313
Вряд ли )))) Это база общей начитанности, знания сюжетов детской литературы. Видимо, именно "дополнительный список", что еще почитать, кроме общеизвестных Буратин-Незнаек-Дюймовочек.
02.04.2020
Ответить
Наталия
Наверное, список, что почитатт родителям детям. Буратино проходят во 2-3 классе. Винни-пуха во втором.
02.04.2020
Ответить
Maria
Там первая часть до школы вроде. Читали с 6-лнткой, фильм смотрели, странных и непонятных моментов нет. По этой логике и 8 детей для школьников, хотя, как мне кажется, школьникам уже неинтересно будет и вопросов про спорные моменты будет много. В 6.5 три книги зашли на ура
02.04.2020
Ответить
Ника1313
8 детей и есть для школьников ))) В моем детстве она стояла в библиотеке на полках для читателей 4-5 классов ))) И адресовывалась именно ровесникам Мадса и Моны. Я читала ее лет в 10, было очень интересно.
Когда у ребенка есть собственный школьный опыт, герои становятся ему ближе и понятней. А мы сейчас читаем-читаем-читаем детям сами вслух, не давая им возможности остановиться, подумать, вернуться к предыдущей главе, поперечитывать наиболее понравившееся. Самостоятельно. Мало кто возвращается к прочитанным книгам, тогда как за 2-3 года ребенок это вот однажды прочитанное часто напрочь забывает, и может перечитывать книгу самостоятельно в 8-10 лет совершенно как новую. И это будет совсем другая книга. Особенно именно "школьное". Но мы торопимся и в 8-10 они уже читают фэнтэзи, хотя бы котов-воителей, а в 12 Кинга. А книги по возрасту, которые и должны вызывать кучу вопросов во всех спорных моментах остаются недопереваренными.
02.04.2020
Ответить
Maria
Знаете, я читаю сейчас не только по причине, что лишь бы почитать и бежим вперед, а ещё с позиции того, что в этих книгах много деталей и моментов, которые школьнику будут непонятны, тк его окружает другой быт и другая культура и вообще мир мегаполиса. Особенно в иностранных. Во время совместного чтения мы не сколько следим за сюжетом, сколько учу его обращать внимание на окружающую героев культуру, их быт. Сам он даже в 8-10 лет это не заметит. Мне Линдгрен и Весили близки, тк я жила долго в Финляндии и путешествовала активно по Скандинавии.
Касательно списка, если есть 8 детей, то и Бюллербю неплохо бы туда ;) но идеальных списков не бывает
02.04.2020
Ответить
Ника1313
Да я ж не конкретно вам и не в упрек, а констатируя общую сегодняшнюю направленность совместного чтения. Печально, что дети не перечитывают книги, которые им читали родители. Ну а насчет понятности... Как-то читались же многие годы книги прошлых веков без построчного родительского сопровождения и понимались, и становились любимыми, и покупались уже своим детям, даже если читатели всю свою жизнь жили в провинциальных городах и поселках, не видели других стран и не знали чужих обычаев. Это любопытный момент - почему мы так не доверяем детям, даже в понимании... Может, из-за ограничения их жизненного пространства?
02.04.2020
Ответить
Анна
Зато заставляют родителей перечитывать стопятьсот раз одно и тоже, благо теперь есть аудиокниги, это моё спасение. Первый раз читаем совместно, потом по большей части включаю аудиокниги, если просит повторить.
02.04.2020
Ответить
Ника1313
С дошкольным чтением так было всегда )) Я до сих пор ненавижу любимые дочкины книги ))) Я про школьное самостоятельное чтение.
02.04.2020
Ответить
Maria
Я не в оправдание, а просто как взгляд со стороны и обсуждение позиций, почему так делают. Ваша позиция интересная и аргументация разумная, поэтому и хочется обсудить.
Сейчас сын перечитывает то, что читали ему в 3-4 года, для самостоятельного чтения берет книжки-малышки.
Касательно того, что раньше родители не комментировали. За последние 20-25 лет скачок в развитии техники колоссальный. Я летом жила у бабушки в поселке, коз у нее не было, но кролики и куры у соседей, собаки пастушьи, лошадь и т.д. В квартире у нас не было телефона, когда провели, это был праздник, покупка обуви - целое событие (ценность моего понимания отличалась от взрослого и заключалась в том, что как на праздник ехали в центральный детский мир). Современные дети (не берём тех, кто с коляски с планшетом) не могут понять, почему телефон нельзя купить в магазине? Что такое телефонный диск??? (В их реалиях на телефоне и кнопок то нет) Зачем посылать кого-то к соседке позвонить? Как нельзя мультики включить в любой момент? Почему в магазине не было? Почему нельзя купить??? они растут в эпоху изобилия, мы и книжные герои - в эпоху дефицита. И так далее. То есть их мир отличается от книжного намного сильнее, чем мир детей всего 20 века (после революции). Дореволюционное детство в книгах вносит небольшие изменения (слуги и учителя на дому, большие дома).
02.04.2020
Ответить
Ника1313
Если брать по мелочам, то различий набиралось не меньше, и самое главное - в отношениях. Хотя и бытового хватало, к примеру я только свое перечислю - примусы, керогазы, очереди за керосином, точильщики, старьевщики, ботинки почему-то по ордеру, облигации, лучины, фонари "летучая мышь", городовые, урядники, фунты, аршины, пролетки, уроки "закона божьего" и абсолютно ВСЕ, связанное с религией и церковными обрядами (сейчас дети это все знают, а я первое крашеное яйцо увидела в 8 лет), опара, картуз, скобяная лавка, как это взять в лавке без денег под запись, как это выпороть, как это коленями на горох, как это нельзя без няни на улицу и т.д. Только взрослой поняла, что такое проходной двор и как это "повернуть выключатель" )) И это сейчас куча всяких энциклопедий и все можно мгновенно найти и посмотреть, а тогда только пара строчек в сноске. И просто сейчас многим из класса имущих очень понятны реалии и взаимоотношения с прислугой из 19 века, а для нас это было - темный-претемный лес. И ничего, справлялись )
02.04.2020
Ответить
Ника1313
Я вот еще подумала, что детям без разницы степень различия - сильно отличается или не очень. Для них просто все "не такое", все другое. Я думаю, что это "другое" что наше, что нынешнее - они в детском восприятии равны, они обозначаются одними и теми же словами - другое, не такое, не так. А как именно и насколько другое - дело двадцатое. Я разговаривала со школьниками и вдруг поняла, что для них нет никаких различий между Бежиным лугом и рассказами Астафьева. Им это одинаково давно, в деревне, где жили бедно. Что у Астафьева нет барина/помещика никто и не заметил.
02.04.2020
Ответить
Виктория
А я Бюллербю открыла сама и решила отложить до школы. Но включение Линдгрен считаю обязательным. Про Лотту и Эмиля смело можно дошкольникам читать.
02.04.2020
Ответить
Maria
Точно, про Лотту я забыла. Нам маленькая часть из Бюллербю попала в тонкой книжке, где они маленькую сестрёнку развлекали. Очень понравилось, поэтому потом уже начали всю читать.
02.04.2020
Ответить
Ника1313
Как-то несолидно для Ломоносовской школы обзывать Сахарнова Сергеем, когда он Святослав )
В целом хороший список, из многих виденных ранее более-менее внятный и по возрасту. Хоть перестали совать в него Хоттабыча и Баранкина
Я согласна с Викиными замечаниями насчет Бажова и басен. У Бажова читабельно для дошкольника лишь Серебряное копытце, его в школьных списках потом до 4 класса гоняют. В школьные списки я бы однозначно вынесла Петрова и Васечкина и Голубую бусинку с мелком. До школы есть что почитать про ровесников - того же Эмиля, Лотту, Щепкина. И малышковую Машу-растеряшу Воронковой заменила бы на Солнечный денек.
02.04.2020
Ответить
Виктория
Кстати, про Машу были такие же мысли. "Маша-растеряша" хорошо читается в 3-4. Мой шестилетка уже, наверное, не помнит, о чём там. И один крохотный рассказ вынесли в список рекомендуемого.
Сказы Бажова тяжеловаты даже третьеклассникам. Проверено лично. У Бажова свой язык, много незнакомых слов и реалий. "Серебряное копытце" дети любят. Я вообще считаю, что сказы Бажова не для младшешкольников написаны. Вот как сказки Салтыкова-Щедрина.
02.04.2020
Ответить
Ника1313
Да, они отлично читаются в средней школе, особенно когда по истории проходят времена Петра и Екатерины. Я прочитала их в классе третьем и напрочь забыла, нисколько не впечатлили. А в 7 полезла читать Ермаковы лебеди и зачиталась - весь том, все сказы совсем другими красками заиграли. При том, что у нас был двухтомник без иллюстраций
02.04.2020
Ответить
Ника1313
В Серебряном копытце девочка их ровесница ))) А про взрослых героев им не очень понятно и мало интересно как там малахитовые пластинки полируют...
02.04.2020
Ответить
Виктория
Интересно, а почему нет классических сказок? Гримм, Андерсен? У них есть сказки, доступные для понимания дошкольникам. Русские волшебные сказки не увидела.
А вот Бажова и Крылова я бы читать не торопилась.
В целом, по поэзии и повестям/рассказам согласна, а вот среди дополнительных сказочных повестей есть необязательные, на мой взгляд. Хоть и дополнительно, но почему они? Не нечто более традиционное? Скажем, "Орден жёлтого дятла". Мне в детстве книга нравилась, но прям всем-всем я не посоветую.
02.04.2020
Ответить
Виктория
Я точно читала уже сама. И точно после 7. Всё-таки не понимаю, почему именно эта повесть. Она достаточно малоизвестная.
02.04.2020
Ответить
Ника1313
В ней масса отсылок к детской классике, видимо, поэтому. Там же и карнавал с литературными героями, и встречи с Лафонтеном, и живые игрушки - Эмилия, сеньор Кукурузо, брат Буратино с гвоздем в спине )
02.04.2020
Ответить
Виктория
Я помню, что читала и не могла понять, чего они все какой-то Синей Бороды испугались. Так что хорошо бы эту классику знать.
Мой любимый момент-где они цирк устраивали. У меня была книга с афишей на весь разворот.
02.04.2020
Ответить
Ника1313
Да-да, про Синюю Бороду я впервые прочла именно там. И про неведомую Белоснежку тоже узнала именно из этой книги. И ничего больше про нее так и не встречала до 90-х, только потом стали печатать сказку.
02.04.2020
Ответить