Спойлеры.
подросткамКнига "Спойлеры", на мой взгляд - это просто бомба! И из неё совершенно однозначно "торчат уши филолога".
А если серьезно, то эта книга просто необходима тому, кто хочет научиться нестандартному видению русской классической литературы.
В книге присутствует сленг. Много сленга. Слишком много сленга. Например: "Сорян, чики и на всякий случай чуваки. Вангую махач в комментах." Старшая моя сказала, что современные подростки не используют сленговые словечки в таком огромном объёме внутри всего лишь одной фразы. "Продираться" через сленг этой повести лично мне было довольно легко. В то время как современные подростковые "опусы" я вряд ли пойму без словаря. Из чего я делаю вывод: сленг здесь несколько устаревший, что, разумеется, только к лучшему, потому что существенно расширяет круг читателей.
И мне, и старшей дочке показался немного странным подбор произведений, которые обсуждаются в повести. То есть это не только отдельные произведения из школьной программы (выборочно, от 6 и до 11 класса), но и произведения, вообще не входящие в эту самую программу. Зато некоторых интересных произведений школьной классики, о которых очень хотелось бы прочитать такое вот переиначенное мнение, как у Захара Табашникова, здесь нет, увы.
Помимо обсуждения классических литературных произведений в повести затрагиваются темы дружбы, романтических отношений, конфликта отцов и детей (из жизни, а не из книг). Учителя и родители, институты и техникумы, летние олимпиадные смены и размышления о смысле жизни. Обо всём этом коротко, но ёмко. Порой в 1-2 предложения. И с комментарием, что именно эта реплика была лайкнута учителем. Вообще лайки в данном случае - как расставленные акценты. Из них складываются портреты героев, а еще они призывают обратить внимание на ту или иную проблему.
Ну а теперь собственно о самой классической литературе как явлении.
"А еще книги, написанные давным-давно, - они как музеи или заповедники. Чтобы мы знали, какими были люди, какие чувства их обуревали, как они говорили, каким был язык. Задача учителя - сводить вас в этот музей, показать вам это место. Вы ведь, когда вырастете, вряд ли пойдете в него. Не многие взрослые перечитывают классику. Как пишут Вайль и Генис, "тот, кто решается на такой поступок - перечитать классику без предубеждения, - сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. Читать главные книги русской литературы - как пересматривать заново свою биографию." А это интересное, между прочим, занятие - говорят, новые смыслы открываются, каких раньше не замечали."
А еще совершенно неожиданно оказывается, что непрочитанный полностью (от корки до корки) роман-эпопея "Война и мир" не делает тебя автоматически плохим человеком. Равно как и "не-читание" других произведений. Но погружение в этот таинственный и сложный мир произведений о проблемах отдельной личности и общества в целом, попытки разузнать и осмыслить всё в них написанное выведут твою жизнь на совершенно новый уровень.
Оказывается, на литературу можно (и нужно!) смотреть под разными углами, анализируя фамилии персонажей, сопоставляя исторические факты и произведения разных авторов. В итоге можно прийти к довольно интересным выводам.
Ну и немного самих спойлеров, то есть страниц из книги.
"Интересное дело: открываешь книгу - и через пару сек готов носом прямо в страницы упасть. От толщины - сразу тоска. Берешь ридер - всё норм. Почему учебники не в ридере?"
"То есть их волнует не что мы за люди, а как бы мы ни во что не вляпались? Жаль. Я был о взрослых лучшего мнения."
А вообще книга потрясающая. Читается легко и быстро, оставляя после себя удивительное послевкусие в виде желания срочно вчитаться в какую-нибудь классику, разобрать её по косточкам и открыть для себя нечто удивительное и неповторимое в одном из элементов этого сухого и скучного понятия, именуемого "школьной программой".