Ирина Дегтярёва "Цветущий репейник"
подросткамВторая книга автора, изданная в серии "Лауреаты премии Михалкова". На этот раз сборник рассказов о подростках. Хороший сборник, цепляющие рассказы...

Сразу предупрежу, этот сборник, как и большинство других книг серии, читала в электронном виде, поэтому иллюстрации со сканов, в реальной книге могут немножко отличаться.
Герои всех рассказов сборника - мальчишки-подростки. Они живут в разных местах: кто-то в столице, а кто-то - в забытом Богом посёлке. Они из разных семей: кто-то - из обеспеченной и интеллигентной, кто-то из неблагополучной, а кто-то и вовсе вынужден бродяжничать. У них разные интересы и разные жизненные ценности. Но все они проходят нелёгкий этап взросления. Всем им вот прямо сейчас необходима любовь и понимание. Ну пусть не любовь, но хотя бы поддержка, хоть кто-нибудь, кому можно выговориться, кто не пройдет мимо и хотя бы выслушает...

У героя рассказа "Пламя на снегу" полный дом народу: и папа, и три его брата на любой вкус, от таксиста до художника. Вроде, и заботятся о нём, и на скрипке играть он учится. Как надоела эта скрипка! Сесть на неё словно нечаянно... А потом - в свою личную пещеру в лесу. Уютную пещеру, куда приходит такой же одинокий лис...


От вечного холода и дождя в родном шахтерском поселке герой следующего рассказа уезжает на каникулах к тётке в Подмосковье. Тётке, которая словно панически боится напоминания об этом самом северном посёлке, откуда она чудом вырвалась. А мальчишке так хочется выращивать цветы! Только это ведь просто мечта, практически неосуществимая. Как и этот удивительный клоун, который так запал ему в душу в детском мире и которого он никогда в жизни не сможет купить. Это же непомерно дорого...Но оказывается, есть люди, которые понимают, как это важно для подростка, поверить в то, что даже самая безумная мечта может исполниться...


И как, оказывается, легко попасть в этом возрасте в плохую компанию, стать вором, как герой рассказа "Отзвук в пустоте", мародёром, влезающим в окна затопленных наводнением домов своих же одноклассников, даже, в общем-то, не желая того. Страдать и мучиться, но в конце концов найти в себе силы сознаться.
Ещё один рассказ, тоже о практически невольном воровстве.

Тоже о муках совести и попытках самооправдания. И неожиданном узнавании совсем с другой стороны взрослого человека, своей тётки, у которой и была совершена кража. Оказывается, не такая уж она сухая детоненавистница. Да и тётка многое переосмыслила в своей жизни)

Ох уж эти неблагополучные семьи... Отец-алкоголик, замотанная и поблекшая мать. Ничего, руки-ноги есть, а денег заработаем: можно дров нарубить для дачников, огород прополоть. И постараться не потратить ни копейки, голод перетерпим как-нибудь, а денежку - к себе, в крысиную свою нору, в жестяную коробочку, чтобы потом...купить для мамки шикарное платье! И снова не донести их до дома, быть перехваченным и побитым пьяным отцом, который обвинил в воровстве и отнял с таким трудом заработанные деньги. Ничего, завтра опять на заработки, стряхивая с себя хамство, унижения, грубость. Потому что есть цель...

Но одиноким и ненужным можно быть и во вполне благополучной семье, и в классе, где учатся такие же благополучные дети. Вроде бы, друзья. А может быть, им только и нужно от него, что списать. Но ведь она особенная, уж она-то не такая! Ну что, попробуем проверить? Ан нет, такая же, как все...

Можно страдать от своей ненужности. А можно лелеять свою исключительность и считаться только со своими желаниями, как герой рассказа "Гвоздь".

Кто прав здесь? Отец, который увез сына из Москвы, от друзей, от широких улиц, где так круто рассекать на скейте, на край Земли, потому что у него здесь работа, работа любимая и нужная? Или сын, идущий на жестокий обман, только чтобы выбраться из этой дыры?

И как часто мы видим у детей то самое "вынь да положь", потому что "мне же надо, как вы не понимаете?"

К чему привело оно, это "вынь да положь" сына сельского священника. Для чего ему спрятанный под кроватью лик святого? Чтобы выпрашивать или упрекать, если что-то пошло не так? И действительно ли раскаивается он, действительно ли дорожит близкими и любит их так же, как они дорожат им и любят его, действительно ли готов пожертвовать чем-то ради отца или это до поры до времени, а близкие, как и святой, - только средство удовлетворения собственных желаний? Самое жуткое, что, похоже, и вправду только до поры до времени...


"Острые края" - рассказ о подростке, психующем по поводу отношения матери к старшему брату, который и его пытается воспитывать. Брата-военного, которым он все-таки гордится. А потом он едет к нему пожить, с восторгом представляя казарму, оружие. Но узнает обратную сторону воинской службы. С горячими точками, старыми ранами и убитыми сослуживцами. Слишком острые, ранящие края оказываются у блестящих боевых орденов брата.

"Золотой бегун" - это уже о подростке-спортсмене, бегуне-чемпионе, получившем из-за собственной самоуверенности страшную травму, такую, что и ходить теперь надо учиться заново. Как теперь жить с этим? Только снами, где он снова бежит и первым пересекает линию финиша...А может, ну её, жизнь эту, шаг на шоссе - и всё... И как хорошо, что рядом есть надёжный и верящий в тебя взрослый, который не позволит расклеиться и заставит взять себя в руки.

"Пушечный гном" - самый, пожалуй, жизнеутверждающий рассказ сборника, звучащий очень по-крапивински. Мальчишка обнаруживает в дуле пушки-памятника письмо якобы от пушечного гнома и начинает переписываться с его автором, стараясь понять, кто это, подкараулить, подловить. Благодаря этой переписке он находит нового друга, только вот это сосем не тот человек, который пишет ему письма. Конечно, в конце он узнаёт, кто это, только открытие это его совсем не радует. И всё может закончится плохо и некрасиво. Но не просто же так мне этот рассказ напомнил Крапивина, ведь конец получился по-командорски светлым))


Последний рассказ сборника, "Свет зимнего солнца", уже о двух одиноких людях: подростке-бродяге и очень даже обеспеченном мужчине-охраннике, подобравшем этого мальчишку в подъезде. Мальчишку-зверёныша, который в ответ на заботу ограбил его и сбежал, а потом вернулся, тяжело раненный такими же маленькими, поневоле жестокими и злыми на весь мир пацанами. И так символично, что этот последний рассказ заканчивается накануне нового года, который этот самый охранник встречал последний раз лет 12 назад, с маленькой ёлочкой, закрепленной внутри БМП и украшенной автоматными гильзами и маленькой стеклянной птичкой, разлетевшейся на мелкие осколки, когда бронемашина подорвалась на фугасе...
Пусть этот новый год принесет им всем, мальчишкам и взрослым, новое счастье!
А в конце я неожиданно напишу фрагмент предисловия автора к книге. Большой фрагмент. Но из него даже слова особо не выкинешь, настолько оно точное!
"Вы, наверное, видели, как цветет репейник? Он зацветает только на второй год жизни. Бледно-фиолетовые шарики очень быстро и незаметно превращаются в колючие коробочки семян, которые так и норовят прицепиться к одежде, к шерсти животных. Репейники живучие, стойкие , но назойливые, липучие и всеми не любимые. А ведь в первый год жизни репейники - это мягкие большие листья, лопухи. Их считают полезными, красивыми, немного загадочными...Но лишь до той поры, пока репейник не зацветет.
Так и дети. Маленькие - они мягкие, покладистые, немного загадочные, в общем, понятные и предсказуемые. Но дети подрастают, зацветают блекло и неярко. Подростки становятся нелепыми: то ного и руки вырастут длинные, а туловище отстанет, то наоборот. Заметно меняются черты лица, характер, привычки, представления о жизни, которые вертятся, как флюгер, на ветру чужих мнений, книг, фильмов, музыки. После короткого цветения они обрастают колючками нигилизма, цинизма, становятся спорщиками, нервными, эгоистичными. Но это потому, что очень трудно искать свой путь в жизни, выстраивать свое мнение обо всем. Им тяжело. Тем, кто рядом с ними, тяжелее вдвойне. Ведь родители и близкие - люди уже сформировавшиеся. Они не хотят и не могут понять, что рядом с ними цветет другая жизнь, не похожая на эту.
Сложное это время - робкого цветения, возмужания, взросления.[...] Странный парадокс: из колючек репейника возникает растение крепкое, красивое, которое неизменно зацветает бледно-фиолетовым цветком, невзрачным, но мужественным и строгим..."
