"Три моста"
сказкиТри моста. Два довольно солидных тома. Одна большая волшебная история...

С детства люблю сказки. Особенно волшебные. Особенно авторские. Поэтому глаз на книгу положила еще с момента выхода первой части. Но тут случилась серия негативных отзывов, и я временно глаза на эту сказку прикрыла. Прикрыть-то прикрыла, но окончательно не зажмурилась))) И правильно сделала, как сейчас понимаю. Потому что это именно такая сказка, которая дико понравилась бы мне в детстве и которую я буквально проглотила сейчас. Полная чудес, приключений, волшебных существ и завораживающей сказочной атмосферы.

Так получилось, что параллельно с этой книгой я читала другую, исследование Владимира Проппа "Морфология волшебной сказки". И они так прекрасно наложились друг на друга, что я порой диву давалась. Потому что выделенные Проппом компоненты прямо-таки бросались в глаза: запрет и его нарушение, беда, уход ГГ из дома для ликвидации этой беды, серия героев-дарителей, которые сначала испытывают ГГ, а потом одаривают волшебными предметами и средствами, дорога, битва и победа, а как результат - ликвидация изначальной беды. Я думаю, автор хорошо знаком и с работой Проппа, и с огромным количеством народных волшебных сказок, поэтому книга очень органично вписывается в сказочную волшебную традицию.
Конечно, в авторской сказке Марины Ордынской всё несколько сложнее. Но это делает ее только интереснее))
Ну начать хотя бы с героев. Да, герой здесь не один, а целых три. Знакомимся:
Николка, подросток, человеческий детёныш)

Стрич, подросток, дракон

Олила, подросток, русалка

Сразу бросается в глаза их сходство: все они подростки (кстати, именно по этой причине детям, мне кажется, будет особенно интересно читать историю). Но я бы еще отметила их попарное сходство. Сейчас объясню. Стрича и Олилу объединяет то, что они волшебные существа (в терминологии автора - духи) в отличие от человека Николки; Олилу и Николку объединяет, так сказать, гуманоидный облик в отличие от рептилоида Стрича; Николку и Стрича можно объединить по гендерному признаку: они мальчики, а Олила - девочка.
Но это еще не всё, что можно сказать про героев, подбор которых мне показался очень удачным и продуманным. Они воплощают в себе 4 основные стихии: Николка - это Земля (неслучайно, кстати, он берет с собой ладанку с родной землицей, которая однажды спасает ему жизнь), Олила, естественно, Вода; Стрич объединяет в себе целых 2 стихии: Огонь (все-таки он огнедышащий) и Воздух (причем он может не только летать, но и повелевать ветрами).
Теперь про беду. Тоже интересный момент. У каждого из героев имеется собственная беда, сводящаяся к потере родителей: у мальчика Николки пропал отец, у девочки Олилы - мать, у дракона Стрича (представителя аж двух стихий, за что он, видимо, и отдувается)) - сразу оба, и мать, и отец. Но кроме этого, у них есть и общая беда: с севера надвигается некое зло, частным проявлением которого является двухгодичная засуха, угрожающая всему живому. И между всеми этими бедами есть связь. Что за связь - никому не ясно, но что она имеется - в этом нет сомнений ни у кого.
Итак, наши герои отправляются в путь.

Уже с самого начала они встречают активное противодействие. Крупные и мелкие волшебные существа всеми правдами и неправдами стараются их остановить и повернуть назад. Но естественно, герои не сдаются и продолжают свой путь к далекой цели. А цель их лежит на полночь, на север, где властвует непонятно откуда взявшаяся Белая Колдунья,

где лежит царство Тьмы с его вечным хранителем Черным Ящером, в человеческом обличии воплощающимся в жестокого колдуна Алкида

где границу света испокон веков охраняет золотоглазый Белый Дракон Ивлаг

По ходу действия первой части герои встречают (точнее, не просто встречают, они намеренно идут к ним) дарителей.
К первым дарителям - древним великанам веленам - Николка приходит еще до начала основного пути.

Выполнив их задания, то есть пройдя испытание, он получает несколько даров, которые очень помогают потом ему и его спутникам. Снабжают они его не только волшебными предметами, но и мудрыми советами.
Следующий пункт путешествия, к которому стремятся трое героев, - это царство суровой и грозной Бабы Ягеи - бабушки Стрича.

Её форпост встречается им практически чётко посередине пути и практически четко посередине первой книги. Это древний сказочный форпост, граница между миром живых и миром мертвых, - настолько яркий момент народных волшебных сказок, что появление его здесь кажется совершенно естественным. Но вот сама избушка на курьих ножках...Я просто в восторге от нее)))

Именно Ягея дает героям (и читателям) основные сведения об устройстве волшебного мира. "С незапамятных времен в начале существования земного мира всей земной природой управляли две древние силы: Созидание - Дух света и Разрушение - Дух тьмы. Их живыми воплощениями в этом мире являются Белый дракон и Черный ящер. Белый дракон - хранитель всего рождающегося и растущего на земле, судьбы человеческой и самой человеческой жизни. Черный ящер - властелин нижнего, подземного мира темных духов, неживых и мертвых существ, не заслуживающих перерождения..." И далее подробно (но не занудно)) их характеризует, отвечая на вопросы героев.
Пройдя у Ягеи нежданные и опасные для жизни испытания, они и от неё получают дары и ценные советы. И отправляются теперь к родственницам Олилы - сёстрам её матери вилам, хранительницам мировой Гармонии. "Все законы мира подчинены Основному закону гармонии и равновесия, света и тени. Всё меняется с течением времени, гармония остается. Рождение, рост, увядание и смерть - всё подчинено этому Закону. И пока гармония и равновесие существуют, мир наш прекрасен", - говорит ребятам царица вил Маримьяна.

Получив и тут некоторые дары и навыки, друзья (а они уже стали друзьями, хотя поначалу имели место споры и даже стычки) движутся к океану, чтобы дать возможность Олиле встретиться с отцом - морским царём.
Здесь тоже их ждут испытания, обучение, дары. Здесь они должны отстоять свое мнение о необходимости сражения с силами тьмы. Здесь Николка проходит посвящение. Здесь они получают благословение морского царя и оказываются в начале нового пути, уже не пути к дарителям, а пути к основной своей цели. И это начало нового пути совпадает с концом первой книги.
Вторая часть не менее насыщена событиями и приключениями. Здесь герои оказываются уже по ту сторону хрустального моста, в самом сердце тьмы. Олила становится пленницей Белой Колдуньи, Николка и Стрич вдвоем продолжают полное опасности путешествие.
И здесь же, в начале второй книги, нам рассказывают историю колдуна Алкида и Белой Колдуньи и раскрывают загадку битвы на Калиновом мосту (= нарушения запрета в терминологии Проппа), в результате которой пропали отец Николки и родители Стрича. Но это не разрушает интригу, а, как ни парадоксально, только усиливает ее.
Всех подробностей их пути к цели, преодоления опасностей и ее достижения я, конечно, не буду даже перечислять. Это надо читать, в это надо проваливаться...
Скажу только, что приключений была масса. И сказочных существ (чаще эпизодических, но очень ярких) здесь просто в избытке. Это, например, древний Пущевик, говорящий мудрые и такие нужные слова: "Долго живу я на свете, много и зла видал, да вот только вечного зла не встречал. Бывало, разрастется зло так, что и ясного света за ним не видно. Но зло - оно самой природе земли противно. Это дерево, как бы велико оно ни выросло, всегда с гнильцой. Долго не простоит, упадет!"

сердитый, но справедливый Банник

или коварный Болотник, слабохарактерный, но симпатичный (я до самого конца очень ждала, как решится его судьба, и переживала за него))

Конечно, конец, как и положено любой уважающей себя волшебной сказке, здесь закономерно хороший. Но не без неожиданностей. Хотя неожиданными эти неожиданности становятся скорее для героев, читатель-то давно обо всем узнал и догадался) "И с той поры мир земной снова зажил по справедливым изначальным правилам".
Хорошая, сильная, композиционно продуманная книга, в которой все концы сходятся с концами (как я люблю)) Полная волшебства, чудесных приключений, необычных героев сказка. Неспешная, с многочисленными подробными описаниями природы, строений, помещений, одежды, но при этом очень динамичная за счет многократно сменяющих друг друга событий история. Вроде бы, по всем пунктам попадание в яблочко.
Но для меня была одна ложка дёгтя, которая постоянно портила впечатление. Язык. А точнее, лексика. Автор, стараясь приблизить язык книги к языку народных сказок, помимо выстраивания определенным образом фраз, употребляет много "специфической" лексики и архаичных форм слов. Обличье, трапеза, охранитель, чураться, начертать, длить, вознамериться... И это бы весьма неплохо всё смотрелось, если бы буквально рядом не было "горных массивов", "монументальности", "магической поддержки" и т.п. слов и выражений, никак не бьющихся с этой архаичностью, а скорее, вступающих с нею в в конфликт. Вот, например, такой чисто публицистический пассаж рядом со сказочно выстроенными и полными архаизмов текстом: "Царица вил поблагодарила юных героев, которые храбро и самоотверженно боролись со злом и победили его, сохранив тем самым для крылатых воительниц возможность использовать дар, что позволяло им...."и т.д. На мой взгляд, если уж начали, надо было полностью выдерживать текст в старинно-сказочном стиле, а если не получается (а тут явно не получилось), не стараться с таким упорством к месту и не к месту вставлять слова того самого старинно-сказочного стиля и необязательные инверсии.
Но однозначно достоинства книги перевесили для меня этот недостаток. Книгу настоятельно рекомендую всем любителям сказочных приключений. И жду от автора новых историй)
